перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

Рэп и наркотики, секрет Фаррелла, почему барабанщики умнее всех и другое

Каждый месяц «Волна» выбирает самые интересные, дикие и популярные материалы о музыке в разнообразных СМИ, которые стоит почитать. В новом выпуске — эссе к столетию джазмена Сан Ра, секрет продакшена Фаррелла Уилльямса, лучшая электроника до 60-х и другое.

Величайшие электронные альбомы 1950–1960-х

Величайшие электронные альбомы 1950–1960-х

О чем

Электронную музыку 70-х воспевали много и заслуженно: Kraftwerk, Throbbing Gristle, Suicide — все эти имена хорошо известны; кто был после, тем более понятно. А вот о том, что было до этого, знают немногие. С синтезированными звуками экспериментировали еще с конца 40-х (а композиции для электрических инструментов сочиняли аж в 1887-м), причем не только Янис Ксенакис и пионеры конкретной музыки. Fact опубликовал список 15 самых любопытных пластинок, выпущенных до «Kraftwerk», среди которых как альбомы небезызвестных Silver Apples и White Noise, так и эйсид-хаус, датированный 1958 годом.

Цитата

«Усачевский был одним из первых, кто стал использовать кассетный магнитофон для записи музыки. <…> В отличие от многих конкретных произведений того периода, «Tape Recorder Music» очаровывает своей мелодичностью: пульсирующие флейтовые ноты «Fantasy in Space» все еще звучат восхитительно, да и эмбиент «Invention in Twelve Notes» хорош независимо от времени. Поразительно, что этой музыке больше 60 лет; запись недавно переиздал саб-лейбл Finders Keepers под названием Cacaphonic — с присущими ему чуткостью и заботливостью». (О записи Владимира Усачевского и Отто Люнинга «Tape Recorder Music»)

К столетию Сан Ра

К столетию Сан Ра

О чем

Он говорил, что прилетел с Сатурна. По другой версии, Герман Блант, более известный как Сан Ра, родился в 1914 году в Бирмингеме, штат Алабама. Ему поклонялись Sonic Youth и MC5, его биг-бенд Arkestra был и остается авангардом авангарда, его альбомы стоят в одну силу с сочинениями Сонни Роллинcа и Колтрейна. Но это понятно сейчас, а раньше — раньше ему приходилось продавать мастер-ленты, чтобы оплачивать телефонные счета. Обо всем этом — в замечательном тексте The Quietus, приуроченном к столетию самого космического джазмена в истории.

Цитата

«В первые дни управления биг-бендом Ра было очень сложно объяснить собственное видение будущего музыки, согласно которому музыканты должны были транслировать через свои инструменты электричество. Валторнисты интересовались, значит ли это, что их посадят на электрический стул».

Сэм Смит о жизни и любви

Сэм Смит о жизни и любви

О чем

Англичанин Сэм Смит, заслуженный победитель BBC Sound of 2014, высоким голосом исполняющий проникновенную поп-музыку, сейчас выпускает дебютный альбом. Накануне нью-йоркский The Fader взял у Смита программное интервью: певец рассказывает о детстве (с 12 лет сменил шесть менеджеров), сексуальности (первая пластинка Смита посвящена молодому человеку, в которого он безответно влюбился в прошлом году), теле («Я выложил в инстаграм фото и получил комментарий: «Он все толстеет и толстеет») и принадлежности к поколению MTV.

Цитата

«Я делаю музыку, которая может быть про кого угодно и про что угодно — будь это мужчина, женщина или козел; музыку, с которой каждый может себя соотнести».

У кого больше диапазон

У кого больше диапазон

О чем

Сравнение вокальных данных певцов и певиц от Тома Уэйтса до Кристины Агилеры. В таблице отмечены самые высокие и низкие ноты, которые брали музыканты в звукозаписывающей студии. Эксл Роуз мог взять как фа контроктавы, так и си-бемоль третьей октавы; Мэрайя Кэри в «Emotions» дотянулась до соль четвертой октавы, но ни разу не пела ниже фа большой октавы; Джастин Бибер — ну что Джастин Бибер. Хоть в чем-то он лучше Сэма Кука.

Цитата

«Стивен Тайлер: D2 («St. John») — E6 («Crazy»). Фредди Меркьюри: F2 («All Dead, All Dead») — E6 («It's Late»). Том Йорк: E2 («Skip Divided») — E6 («Just»)».

Наркоманский жаргон и хип-хоп: исследование

Наркоманский жаргон и хип-хоп: исследование

О чем

Хип-хоп был не первым жанром музыки, тесно связанным с наркотиками, но и так ясно, что рэперы чаще других затрагивали в своих текстах темы приобретения, хранения, перевозки, производства, сбыта и передозировки. Грандиозная статистика, основанная на данных сайта Rap Genius (почему у него до сих пор нет русского аналога?), наглядно показывает, кто, как и какие сленговые термины использовал для обозначения марихуаны, кокаина, алкоголя, МДМА и так далее; учитываются тексты разнообразных эмси с 1988 по 2013 год.

Цитата

«Про МДМА в хип-хопе читают реже, чем про другие наркотики. Тем не менее в 2009 году рэперы определенно стали больше интересоваться молли. Те, кто употребляют вещества, считают, что экстази помимо МДМА содержит дополнительные субстанции, а молли — это чистый МДМА. В реальности все иначе: в докладе Управления по борьбе с наркотиками сообщается, что из всех молли, изъятых в Нью-Йорке с 2010 по 2013 год, только 13 процентов содержали МДМА. Многие наркоманы, покупая молли, считают, что они получают чистый МДМА. Значит ли это, что рэперы тоже вовлечены в употребление поддельных веществ?»

Почему барабанщики умнее и счастливее

Почему барабанщики умнее и счастливее

О чем

Шутки про барабанщиков распространены не меньше, чем шутки про басистов — но справедливы ли они? Чем лучше барабанщик стучит, тем он сообразительнее — исследование шведского Каролинского института обнаружило прямую взаимосвязь между умом, способностью держать ритм и той частью мозга, что ответственна за способность решать задачи. Нескольким барабанщикам дали тест из 60 заданий — те, кто играл четче, справились с тестом лучше других. Кроме того, оказывается, каждый, кто стучит по установке, в момент игры улучшает свои когнитивные функции (это выяснили в Вашингтоне). И это еще не все.

Цитата

«Оксфордские ученые обнаружили, что, когда барабанщики играют вместе, их уровень счастья и уровень толерантности к боли повышаются — точно так же, как у бегунов на Олимпийских играх».

Футворк по-сербски

Футворк по-сербски

О чем

Белград, конечно, не Чикаго, но проворно перебирать ногами под продукцию лейбла Teklife сербы любят ничуть не меньше афроамериканцев с юга города ветров. Dazed рассказывает о людях, которые называют себя Mystic Stylez и устраивают лютые и людные джук-вечеринки по всему городу (в том числе в крепости Калемегдан). Покойный диджей Рашад, приехав с выступлением, завис в Белграде на три дня.

Цитата

«К нам приезжали Teklife, и их шоу было одним из самых эмоциональных моментов в моей жизни, — говорит Даггер. — Особенно после того, что случилось с Рашадом. Вообще, мы хотим прославить Белград, хотим, чтобы все о нем узнали. Та вечеринка Teklife — один из главных наших предметов гордости; мы наконец показали всем, что у нас тут есть».

Секрет Фаррелла

Секрет Фаррелла

О чем

Засела в голове «Happy»? Не давала спать по ночам «Drop It Like It's Hot»? А ведь были еще «Milkshake» Келис, «Hollaback Girl» Гвен Стефани, «Money Maker» Лудакриса… У песен, созданных при участии продюсера Фаррелла Уилльямса, есть кое-что общее, а именно — вступление. Noisey опубликовали находку лондонского журналиста Mrdiscopop — читать по ссылке толком нечего, но послушать как минимум интересно.

Слушать

Плагиат или совпадение

Плагиат или совпадение

О чем

В прошлом месяце сразу Led Zeppelin, якобы укравших часть «Stairway to Heaven», Боба Дилана и Oasis обвинили в заимствовании слов и мелодий у коллег. Вслед за «Волной» Consequence of Sound привел свой список из 10 историй про предполагаемый плагиат — среди прочих The Strokes против Тома Петти, Coldplay тоже против Тома Петти, The Beach Boys против Чака Берри и композитор темы из «Охотников за привидениями» против Huey Lewis and the News.

Цитата

«Бесспорно, «Surfin' USA» и «Sweet Little Sixteen» абсолютно идентичны. Но не стоит обвинять одних The Beach Boys — слишком уж много музыкантов копировали Чака Берри, особенно его мелодию из «Johnny B.Goode», которая на самом деле отсылает к «Ain't That Just Like a Woman» 1946 года. Так что же, в музыке нет вообще ничего нового?»

Лучшие рэп-альбомы 1994 года

Лучшие рэп-альбомы 1994 года

О чем

Постоянный автор Rap.ru Андрей Березин написал очень хороший текст о 15 интересных, жанрообразующих и коммерчески успешных хип-хоп-альбомов, вышедших в 1994 году (то есть ровно 20 лет назад). Обо всех от Outkast до Fu-Schnickens — что было тогда, что сейчас и кому все это стоит послушать.

Цитата

«Юный драгдилер Бигги Смолз, подхваченный будущим воротилой шоу-биза Паффом Дэдди, стал звездой и главной силой лейбла Bad Boy. На дебютном альбоме он воссоздал картину жизни молодого целеустремленного бандита с улиц Нью-Йорка, который не брезгует ничем на пути к вершине, добивается своего, наслаждается плодами успеха, но в итоге прерывает свою жизнь на пике депрессии. Честные и сухие семплированные биты от Изи Мо Би и Хитмена стали лишь базой для самовыражения столь яркого, проницательного и во всех смыслах большого человека. Редкий эмси рассказывал свои черные истории так же правдиво и безжалостно, как Бигги. Двадцать лет назад это молотом ударило по непривычным ушам публики» (об альбоме «Ready to Die» The Notorious B.I.G.).

Ошибка в тексте
Отправить