перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

Как устроена импровизация?

В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, «Волна» выясняет, что такое импровизация и как музыканты умудряются играть вместе без подготовки.

Алексей Борисов Алексей Борисов музыкант, промоутер, участник групп и проектов «Ночной проспект», «Астма», «Волга» и других

«На мой взгляд, импровизационная музыка не имеет правил, ограничений или стандартов. Пожалуй, единственное пожелание, которое продиктовано логикой совместного музицирования, — это способность слышать или слушать своих партнеров и взаимодействовать с ними, исходя из сложившейся ситуации. Существует некая культура (этика) общения между людьми, которая распространяется и на сферу импровизации. Однако это не является обязательной нормой; просто более опытные импровизаторы для достижения большего эффекта от процесса всегда держат этот момент в голове.

В коллективной импровизации желательно дать высказаться каждому участнику, необходимо создавать некое пространство для общения, варьировать интенсивность звука, следить за динамикой процесса; то есть необязательно играть всем одновременно на предельной громкости или максимальных скоростях, хотя такие фрагменты тоже возможны.

На самом деле процесс импровизации во многом основан на спонтанности, интуиции, ощущениях. Я не говорю сейчас об импровизации на заданную тему, как в традиционном джазе, речь скорее идет о свободной импровизации, той, когда музыканты начинают с нуля».

Павел Еремеев Павел Еремеев музыкант, участник группы Usssy

«Импровизация в музыке — это умение играть на лету, творчество в моменте сейчас. Я расскажу про виды импровизации, которые интересны лично мне. Существуют разные степени свободы в импровизации. Есть свободная импровизация — это поток без каких-либо рамок и правил. Часто такой поток в момент кульминации превращается в буйную истерику на сцене. Пример тому — фри-джаз. Ребята хорошо проводят время, я считаю. Неподготовленному слушателю может показаться странным такая музыкальная форма, но живьем она прекрасно работает: сносит башню, отключает ум и доставляет массу удовольствия. Особенно исполненная признанными мастерами свободной импровизации, играющими уверенно и с душой.

Пример фри-джаза — играют, в частности, голландские музыканты из группы The Ex

Есть структурированная импровизация, которая развивается по определенным законам. Например, древнейшая из музыкальных систем — классическая индийская рага. Это система построения определенного эмоционального состояния посредством развития живой музыкальной композиции. Музыкант в процессе игры совершает постепенное исследование или раскрытие раги, имеющей свой собственный заданный звукоряд и набор разных атрибутов — таких как порядок чередования нот в звукоряде, определенные мелодические фразы и украшения. Это своеобразный трип, путешествие со входом, пиком и выходом. Чем тоньше чувствует мастер, тем более глубокое путешествие он может совершить в тело раги, обыгрывая тончайшие нюансы мелодических ходов, тембральных окрасок и ритмических рисунков, заданных конкретной рагой.  

Музыкант раскрывает рагу

Импровизация в музыке — это умение «разговаривать» через инструмент. С опытом и практикой приходит более тонкое понимание самой сути музыки — механизма взаимодействия звуковых вибраций и эмоций. Появляется возможность складывать слова и фразы на языке музыки с помощью музыкального инструмента. Слова и фразы формируют высказывание, способное как-то влиять на состояние слушателя. Я в импровизации полагаюсь на чутье и опыт, которые сложились на данный момент. Образно выражаясь, мое правило хорошей импровизации звучит так: «Чтобы песня лилась», — чтобы инструмент пел и его было приятно и интересно слушать. Для этого надо как можно больше практиковать, учиться говорить посредством инструмента. Во время игры надо остановить ум, так как он мешает естественному творческому потоку».

Константин Сухан Константин Сухан музыкант, участник проектов «Метро-3», «Бром»

«Музыкальная импровизация происходит в различных ситуациях по-разному. Например, существует классическая джазовая импровизация, в которой есть изначально определенная структура, где четко проявлены роли исполняющих, — тут есть и ведущий, и те, кто обеспечивает аккомпанемент. В современной импровизации ведущего нет; создается общее полотно, зависящее от каждого музыканта, и каждый в ответе за то, какой звук он воспроизводит. Такая ситуация происходит в импровизациях, где нет определенной идеи, — если есть идея, то человек, который эту идею предложил, задает общий тон и становится ориентиром; либо группа людей становится ориентиром. Но вообще, музыкант участвует в коллективном процессе, который зависит ото всех участников, то есть это такая взаимозависимость. Свободная импровизация начинается с чистого листа и развивается здесь и сейчас.

Корифей фри-джаза Петер Бретцман импровизирует в прямом эфире немецкого ТВ

Возьмем, допустим, композицию, которая длится десять минут. И играют четыре музыканта, и в течение этих десяти минут роли играющих меняются — то один становится ведущим, направляющим, то другой, а то и два музыканта одновременно ведут произведение. Происходит живой процесс, который можно сравнить с общением, — то говорит один человек, то двое между собой, то все четверо вместе».

Ошибка в тексте
Отправить