Как устроена импровизация?
В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, «Волна» выясняет, что такое импровизация и как музыканты умудряются играть вместе без подготовки.
«На мой взгляд, импровизационная музыка не имеет правил, ограничений или стандартов. Пожалуй, единственное пожелание, которое продиктовано логикой совместного музицирования, — это способность слышать или слушать своих партнеров и взаимодействовать с ними, исходя из сложившейся ситуации. Существует некая культура (этика) общения между людьми, которая распространяется и на сферу импровизации. Однако это не является обязательной нормой; просто более опытные импровизаторы для достижения большего эффекта от процесса всегда держат этот момент в голове.
В коллективной импровизации желательно дать высказаться каждому участнику, необходимо создавать некое пространство для общения, варьировать интенсивность звука, следить за динамикой процесса; то есть необязательно играть всем одновременно на предельной громкости или максимальных скоростях, хотя такие фрагменты тоже возможны.
На самом деле процесс импровизации во многом основан на спонтанности, интуиции, ощущениях. Я не говорю сейчас об импровизации на заданную тему, как в традиционном джазе, речь скорее идет о свободной импровизации, той, когда музыканты начинают с нуля».
«Импровизация в музыке — это умение играть на лету, творчество в моменте сейчас. Я расскажу про виды импровизации, которые интересны лично мне. Существуют разные степени свободы в импровизации. Есть свободная импровизация — это поток без каких-либо рамок и правил. Часто такой поток в момент кульминации превращается в буйную истерику на сцене. Пример тому — фри-джаз. Ребята хорошо проводят время, я считаю. Неподготовленному слушателю может показаться странным такая музыкальная форма, но живьем она прекрасно работает: сносит башню, отключает ум и доставляет массу удовольствия. Особенно исполненная признанными мастерами свободной импровизации, играющими уверенно и с душой.
Пример фри-джаза — играют, в частности, голландские музыканты из группы The Ex
Есть структурированная импровизация, которая развивается по определенным законам. Например, древнейшая из музыкальных систем — классическая индийская рага. Это система построения определенного эмоционального состояния посредством развития живой музыкальной композиции. Музыкант в процессе игры совершает постепенное исследование или раскрытие раги, имеющей свой собственный заданный звукоряд и набор разных атрибутов — таких как порядок чередования нот в звукоряде, определенные мелодические фразы и украшения. Это своеобразный трип, путешествие со входом, пиком и выходом. Чем тоньше чувствует мастер, тем более глубокое путешествие он может совершить в тело раги, обыгрывая тончайшие нюансы мелодических ходов, тембральных окрасок и ритмических рисунков, заданных конкретной рагой.
Музыкант раскрывает рагу
Импровизация в музыке — это умение «разговаривать» через инструмент. С опытом и практикой приходит более тонкое понимание самой сути музыки — механизма взаимодействия звуковых вибраций и эмоций. Появляется возможность складывать слова и фразы на языке музыки с помощью музыкального инструмента. Слова и фразы формируют высказывание, способное как-то влиять на состояние слушателя. Я в импровизации полагаюсь на чутье и опыт, которые сложились на данный момент. Образно выражаясь, мое правило хорошей импровизации звучит так: «Чтобы песня лилась», — чтобы инструмент пел и его было приятно и интересно слушать. Для этого надо как можно больше практиковать, учиться говорить посредством инструмента. Во время игры надо остановить ум, так как он мешает естественному творческому потоку».
«Музыкальная импровизация происходит в различных ситуациях по-разному. Например, существует классическая джазовая импровизация, в которой есть изначально определенная структура, где четко проявлены роли исполняющих, — тут есть и ведущий, и те, кто обеспечивает аккомпанемент. В современной импровизации ведущего нет; создается общее полотно, зависящее от каждого музыканта, и каждый в ответе за то, какой звук он воспроизводит. Такая ситуация происходит в импровизациях, где нет определенной идеи, — если есть идея, то человек, который эту идею предложил, задает общий тон и становится ориентиром; либо группа людей становится ориентиром. Но вообще, музыкант участвует в коллективном процессе, который зависит ото всех участников, то есть это такая взаимозависимость. Свободная импровизация начинается с чистого листа и развивается здесь и сейчас.
Корифей фри-джаза Петер Бретцман импровизирует в прямом эфире немецкого ТВ
Возьмем, допустим, композицию, которая длится десять минут. И играют четыре музыканта, и в течение этих десяти минут роли играющих меняются — то один становится ведущим, направляющим, то другой, а то и два музыканта одновременно ведут произведение. Происходит живой процесс, который можно сравнить с общением, — то говорит один человек, то двое между собой, то все четверо вместе».