Как работает автотюн?
В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, «Волна» выясняет, как работает автотюн — плагин для обработки голоса, помогающий петь людям, того не умеющим — вроде Канье Уэста и Ти-Пейна.
«Исторически автотюн — это разработка компании Antares, компьютерный плагин, который используется для обработки голосов и монофонических инструментов, то есть тех, которые играют одну ноту за раз, например саксофон. Автотюн делает очень простую вещь: он отслеживает высоту каждой ноты и, если она не чистая, подтягивает ее до ближайшей «хорошей» ноты. Такой магнит для нот, работающий в реальном времени. Теперь название «автотюн» прижилось, как «ксерокс», — поэтому его используют не только для обозначения плагина Antares.
Почти вся современная музыка основана на темперированном строе, который начали использовать еще в XVII веке. В этом строе сегодня есть привязка к частотам: например, нота ля, на которую настроены камертоны, — это 440 герц. Все эти частоты в программу вшиты. В современных версиях автотюна можно выбирать, с какими нотами ты работаешь, гаммы, мажор или минор. Более того, самая последняя версия работает в трех режимах, есть совсем жесткая обработка, есть более мягкая, есть почти незаметная.
Песня «Blue (Da Ba Dee)» итальянской группы Eiffel 65 — один из самых ярких ранних примеров использования автотюна в поп-музыке
В стародавние времена, на заре
звуковой редакции, когда появлялись первые программы и самые простые семплеры, люди
вручную нарезали вокал и немножко вручную же его правили. Потом появились цифровые
системы: Cubase, Logic, все то же самое стали вручную делать в них, на компьютере.
Это была тяжелая и муторная работа. В конце концов, появилась немецкая компания
Celemony, которая сделала программу Melodyne: она более совершенная, но работает
не в реальном времени, а анализирует звук и раскладывает его на ноты, и потом уже
там можно работать, как в редакторе: менять ноты, подтягивать тон, там все очень
наворочено. Лично я ее использую, когда нужно обработать много голосов, например, хор из двенадцати человек, — простой автотюн
в таком случае справляется очень искусственно и фальшиво.
Первое самое известное использование автотюна — это песня «Believe» Шер, потом, конечно, была группа Eifell 65 и песня «Blue (Da Ba Dee)», где все было обработано настолько жестко, что невозможно было не заметить. Рэперы во второй половине 2000-х были скорее уже второй волной; перед ними автотюн начали использовать электронщики и всякие передовые музыканты вроде Бьорк — просто это все было в не самой популярной музыке на планете, поэтому не так заметно. Хип-хоп же распространяется как чума, поэтому оттуда автотюн пошел повсюду.
У кого-то голос с автотюном звучит так, что эффект почти незаметен, а у кого-то как ножом по уху, — это прежде всего зависит от умения петь. Если человек поет близко к оригинальным нотам, то исправления почти не слышны, а если плохо — то автотюн очень сильно работает, вот поэтому у рэперов получаются эти отвратительно звучащие электронные голоса.
В статус художественного приема автотюн возвел Канье Уэст на альбоме «808's & Heartbreak», на котором рэпер запел электронным голосом про несчастную любовь
С вокодером у автотюна есть
схожие вещи, но функции у них, конечно, совершенно разные. Они оба работают в реальном
времени, и там и там происходит некое искажение сигнала. Но вокодер — инструмент
для шифрования и дешифрования голоса, который использовался еще во время Второй
мировой. Там сигнал разбивается на некоторое количество полос и частот и при помощи
внешнего сигнала — например, синтезатора, голос изменяется. Вокодер может быть аналоговым,
автотюн же гораздо проще, он работает исключительно с цифровым сигналом, обрабатывает
единички и нули, поэтому он в состоянии делать самую главную вещь, на которую вокодер
не способен, — менять длительность ноты, не соответствующей высоте тона. Ну, например,
мы разговариваем — если меня записать и ускорить или замедлить, голос будет звучать
ниже или выше, все так в детстве баловались. Автотюн делает это незаметно и в реальном
времени: так, что не меняется ритмика разговора. В вокодере же тон задается
синтезатором, а длительность — голосом, так что от него зависит дикция, артикуляция,
где берется пауза и так далее.
«O Superman» Лори Андерсон — классическая вещь с использованием вокодера
Закодировать и декодировать
голос с минимальными потерями, особенно так, чтобы он звучал естественно, невозможно.
В вокодоре ограниченная ширина частот, нет глубоких аналитических возможностей,
так что это технология прошлого века. Ее в электронной музыке используют и использовали
— ну, скажем, Kraftwerk. А автотюн — программа для людей, которые не умеют петь.
Так что по функционалу это абсолютно разные вещи, но по тому, как они устроены и
работают, похожие».