перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

Что будет после принятия антипиратского закона?

В новом выпуске рубрики «Волны», посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, эксперты комментируют недавно принятый антипиратский закон, дающий право закрыть любой интернет-ресурс на срок судебного процесса.

Алексей Козин Алексей Козин Генеральный директор компании-издателя Navigator Records
«Приятно, что закон на стороне правообладателя. У нас был многолетний диалог со многими представителями ведущих интернет-сервисов и социальных сетей, но только сейчас в этом диалоге расставлены все точки над i, так как все теперь прописано в букве закона. Думаю, благодаря этому изменится отношение к правам и в первую очередь к правообладателю, поскольку все предыдущие годы бурного развития интернета в стране интересы правообладателя попросту игнорировались, за исключением немногих сервисов, таких как «Яндекс.Музыка», iTunes, Google Play. Мы надеемся, что к копирайту наконец начнут относиться с уважением и появится возможность зарабатывать в интернете. Дело в том, что в музыкальной индустрии никакого развития не наблюдалось за последние семь лет, — уверен, что с принятием этого закона будет получен положительный импульс. Сервисы, которые представляли пиратами конечных пользователей, перестанут использовать этот тезис в нашем диалоге. Как звукозаписывающая компания мы против ограничения музыки в ее загрузке и прослушивании. Считаю, что сегодня у сервисов достаточно возможностей в монетизации аудитории. Все, что требуется от интернет-сервисов, — это пересмотреть свое отношение к правообладателю».
Артем Жиганов Артем Жиганов Бренд-менеджер Zvooq

«Безусловно, мы как сервис с легальным контентом не можем не приветствовать эту инициативу. Понятно, что энтузиасты продолжат обмениваться ссылками на файлообменники и, если будет нужно, уйдут в Tor, вопрос лишь в том, как это скажется на массовом слушателе. 

Фильм про настоящих пиратов

Плохая новость заключается в том, что за музыку ему теперь так или иначе придется платить: если не прямо за прослушивание, то косвенно — через просмотр или прослушивание рекламы. Один из ключевых вопросов — обяжут ли платить правообладателям операторов и провайдеров. Если они будут вынуждены зашить стоимость лицензий в свои тарифные планы, то нам всем придется платить за интернет чуть больше, зато музыкальные сервисы смогут снизить цены или объем рекламы. Если этого не случится, то «ВКонтакте» и «Одноклассники» будут вынуждены как-то решать вопрос с лицензиями — либо заниматься ими самостоятельно, либо использовать готовые решения вроде нас. В любом случае они потеряют свое главное преимущество в виде бесплатной музыки, и мы наконец сможем схлестнуться в равной схватке. Есть ощущение, что мы к ней более чем готовы, и в этом заключается хорошая новость: качество музыкального опыта в среднем существенно возрастет».

Лина Багаутдинова Лина Багаутдинова Старший юрист компании Look At Media
«В августе 2013 года, когда антипиратский закон был принят в своем первоначальном виде, все понимали, что расширение списка объектов авторских прав, подпадающих под его действие, — вопрос времени. Подписанные 24 ноября 2014 года поправки распространили закон на все объекты авторских и смежных прав, кроме фотографий, — то есть здесь теперь и музыка, и книги, и компьютерные программы. В целом отдельное регулирование интеллектуальной собственности в интернете — положительный момент. В США уже больше 15 лет действует DMCA, в Европе — EUCD. Другой вопрос, что такое регулирование должно соблюдать баланс интересов всех заинтересованных лиц. И именно отсутствие какого-либо баланса, на мой взгляд, основная проблема этого закона как в версии 2013 года, так и в новой редакции. В нем сохранились механизмы блокировки сайтов в качестве обеспечительной меры, осталась возможность блокировки по сетевому адресу (о несовершенстве этого механизма неоднократно высказывались эксперты отрасли: из-за общего IP могут быть заблокированы совершенно сторонние ресурсы).

Некоторые музыканты выступают за свободное распространение своей музыки — Сергей Шнуров давно снимает видео на все свои песни, а на альбоме «Пираты XXI века» есть всем известная песня, заканчивающаяся словами «Даешь интернет, …!»

Появились и новинки: так, введено понятие «вечной блокировки» ресурсов в случае двух проигрышей в разбирательствах по иску одного и того же правообладателя. Это абсолютно беспрецедентная мера, которая потенциально несет огромные коммерческие риски для владельцев сайтов. Остались и обобщенные формулировки. Так, например, в законе встречаются ссылки не только на сами объекты авторских и смежных прав, но и на «информацию, необходимую для их получения». С формальной точки зрения под такую информацию попадают и ссылки. Соответственно, интересы интернет-площадок данный закон защищает и поддерживает в наименьшей степени. Я не думаю, что настолько жесткие по отношению к интернет-ресурсам меры действительно помогут правообладателям. Нелегально размещать контент нельзя было и раньше, размеры компенсаций были и остаются внушительными, в этом смысле ничего не поменялось».
Иван Жбанов Иван Жбанов Владелец лейбла Up! Up! Up! Мusic

«Я радуюсь, так как давно работаю в строгом соответствии с законодательной базой РФ. Конечно, нужно правильно понимать этот закон, то есть позитивно! В Росиии работают крутые и легальные сервисы для публикации контента — они ведут дела с правообладателями (лейблами, музыкантами), помогают им и за это платят отчисления, исходя из статистики. Каждый занимается своим делом — и так и должно быть. Нужно восстановить равновесие. Я не хочу, чтобы талантливые музыканты занимались сторонними делами из-за отсутствия достаточных средств на жизнь, читать грустные статьи на тему, чем зарабатывают инди-музыканты. Я хочу, чтобы музыка была надлежащего качества, чтобы была возможность оплатить работу звукоинженера, дизайнера, гордиться за русский музыкальный продукт и просто получать полную статистику своих релизов. Вы бы видели глаза девятнадцатилетнего музыканта, когда ему говоришь, что трек, который он написал, прослушали 4000 раз, — это вдохновляет! В Швеции, например, это сработало: легальные сервисы получили больше слушателей после введения надлежащих законов, а музыкальная индустрия перешла на новый уровень развития. Вот и мы готовы шагнуть дальше!»

Ошибка в тексте
Отправить