Чем хай-фай отличается от хай-энда?
В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, по просьбе «Волны» эксперты рассказывают, чем хай-фай отличается от хай-энда и зачем вообще нужны колонки дороже автомобиля.
«Начнем с самого прагматического определения понятия хай-энда, он же «высокий конец», где определение «высокий» относится прежде всего к цене. В журнале Stereo & Video испокон веков для простоты понимания, кого в какую рубрику ставить, считалось, что вся аудиотехника до 100 000 рублей за штуку — это хай-фай, а после 100 000 — хай-энд. Просто как дважды два. Таким образом, ваш музыкальный центр Panasonic за 7500 более или менее подходит по параметрам в категорию хай-фай, а новый трехблочный усилитель NAIM Statement за 200 000 евро, без всяких сомнений, хай-энд.
Однако инфляция, специфика рынков, а также развал аудиоиндустрии в принципе меняют ситуацию. Если говорить о сущностном определении категории хай-энда, то я бы применил здесь синонимичный термин из лексикона западных аудиожурналистов specialised audio, то есть специализированная аудиотехника. Не та, которую штампуют огромные корпорации, а та, которую производят фирмы, основанные энтузиастами, стремящимися сделать что-то умеющее по настоящему играть музыку, а не просто воспроизводить невнятное пумканье фоном на кухне.
В этом смысле классическим примером является феномен наушников Beats by Dr. Dre, которые по ценовой категории в своем сегменте (к наушникам мы подходим с другой меркой, нежели к стационарной технике) вполне претендуют на звание хай-энда. Однако по сути это бастард, рожденный командой ушлых упырей, которые умудряются сотням тысяч наивных покупателей втюхивать отвратительно звучащие, плохо собранные из дрянной пластмассы копеечные уши по 299 долларов за пару. В то время как за те же деньги можно приобрести действительно высококлассные наушники специализированных фирм с полувековым опытом, таких как Beyerdynamic, Sennheiser или Grado. Вот по этой неровной линии и проходит истинная граница понятий хай-энд и хай-фай.
Технически точного определения того, что принято называть хай-эндом не существует. Это термин «хай-фай» имеет официальный статус и документально зафиксированный набор параметров, которым должна соответствовать техника, претендующая на это звание, хай-энд же — миф, легенда и смутный объект желания».
Самый исчерпывающий ответ на вопрос «Что такое хай-энд?» содержится вот в этом видео, где на него в несколько нетрезвом виде отвечают все главные специалисты по аудиотехнике России и мира вообще: от главного редактора журнала Pro High End Максима Семейкина до главного разработчика фирмы Marantz Кена Ишиваты.
«Проще всего объяснить на примере. Я послушал трек группы Pink Floyd «Wish You Were Here» на технике хай-фай и хай-энд и сравнил звучание.
Техника — Samsung HT-F5550K. Заявлено, что играет от 40 герц до 20 килогерц. Само собой, это не частотная «прямолинейка», а возможность этого аппарата хоть как-то сыграть эти частоты. Современный утилитарный агрегат для прослушивания музыкантов вроде Авичи или Rammstein. Звучит вроде неплохо, но ничего специального не происходит.
Хай-энд: техника — PMC fact.12. Это венец хай-энда. Честно-пречестно играет от 26 герц до 30 килогерц. А по факту может и ниже, и выше. Но производители PMC — ребята сверхответственные и честные. В итоге — можно легко разобрать радиоголоса, которые звучат в основном из правого канала. Сразу ясно, на какой микрофон была записана акустика и голос Гилмора. Слышно прекраснейшую комнату Abbey Road и огромный динамический диапазон записи. Все слышно так четко, что можно немного тронуться умом».
А так «Wish You Were Here» звучит на ютьюбе