перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

О чем поет Кендрик Ламар

В новой музыкальной рубрике «Сериал строк» «Афиша» будет подробно исследовать тексты значительных зарубежных альбомов последнего времени — и выяснять, что в них хорошего, важного и интересного. В первом выпуске — рэпер Кендрик Ламар и его запись «Good Kid, m.A.A.d City», главная, по мнению мировой критики, хип-хоп-пластинка 2012 года.

Фотография: Катарина Поблотцки/The Hell Gate/Corbis

За 2012 год Кендрик Ламар рванул из подающих надежды прямиком в высшую лигу современного хип-хопа — не в последнюю очередь благодаря своим поэтическим навыкам

 

Автор

Кендрик Ламар, двадцатипятилетний житель легендарного лос-анджелесского пригорода Комптон, подарившего миру группу N.W.A в полном составе, рэпера The Game, девять игроков NBA, а также вдохновившего первый десяток часов видеоигры Grand Theft Auto: San Andreas. Едва начав карьеру в хип-хопе, Ламар сразу же замахнулся на большую форму: его выпущенный в 2011 году собственными силами первый альбом «Section.80» был объемистым концептуальным размышлением на тему проблем поколения 90-х — и закономерно принес рэперу контракт с большим лейблом Interscope, а также покровительство самого Доктора Дре.

 

Сюжет

Вышедший в прошлом году коммерческий дебют Ламара «Good Kid, m.A.A.d City» — автобиографическое развитие идей «Section.80»: здесь рассказана история из жизни семнадцатилетнего Кендрика, который берет без спроса мамин минивэн, чтобы отправиться на другой конец Комптона и заняться сексом с девушкой по имени Шерейн, его знакомой по недавней вечеринке. Рэпер в красках рисует события, происходившие, как до, так и после того вечера, когда он угнал автомобиль родителей: на альбоме имеется трек, излагающий подробности взлома Ламаром и его товарищами квартиры («The Art of Peer Pressure»), размышления об отношениях и противоположном поле («Poetic Justice») и прочитанная ломающимся голосом подростка история об убийстве близких («m.A.A.d Сity»). Пластинка позиционируется как короткометражный фильм (на обложке диска есть даже соответствующая отметка) — и действительно, это донельзя кинематографичная запись, что-то вроде драмы о взрослении разрываемого противоречиями черного подростка. Пытающийся совершить правильный выбор юный Кендрик чист и невинен внутри, но со всех сторон окружен греховными соблазнами. Сам артист в заглавном треке называет себя «Ангел на ангельской пыли» (отсюда аббревиатура «m.A.A.d» - «Me Angel on Angel Dust»), одновременно ссылаясь на свой первый наркотический опыт (первый выкуренный им косяк содержал в себе кокаин, что сразу же вызвало передозировку), а также на происхождение (Лос-Анджелес, как известно, город ангелов). Выплетая концептуальные кружева, постоянно усложняя историю новыми персонажами, лирическими отступлениями, религиозными и поп-культурными отсылками, Ламар в «Good Kid, m.A.A.d City» рассказывает не только о собственной биографии, но и вообще о жизни Комптона в середине 2000-х.

 

Заглавная вещь альбома «m.A.A.d City» с текстом песни

 

 

Стиль

В «HiiiPoWer», сингле с предыдущего альбома, Ламар заявлял, что к 2012 году, еще до апокалипсиса, обязательно станет легендой — и, в общем, выполнил обещание (во всяком случае, в большинстве американских музыкальных СМИ его второй альбом попал в тройку лучших записей по итогам года, причем нередко на первом месте). Как и полагается человеку в таком статусе, в «Good Kid, m.A.A.d City» рэпер вырабатывает сразу несколько собственных поэтических приемов. Самый интересный из них заключается в том, как Ламар часто коверкает слова для того, чтобы придать им двойной смысл. Скажем, в хуке песни «A.D.H.D» с того же «Section.80» несколько раз звучит простейшая фраза «fuck that», в которой второе слово произносится с английским акцентом и, таким образом, звучит как слово thought, «мысль». Что касается альбома, который является предметом нашего анализа, то, скажем, в вещи «Poetic Justice» Ламар читает строчку «You’re in the mood for empathy, there’s blood in my pen» — «Ты жаждешь сочувствия, в моей ручке кровь». Вторая половина фразы подразумевает искренность и чистоту намерений Ламара (он готов выводить посвященные своей пассии стихи кровью), однако слово pen произносится как peen, что означает «пенис», и во фразе появляется столь любимая автором моральная амбивалентность.

 

Примеры

 

«Sherane (a.k.a Master Splinter’s Daughter)»

 

 

Открывающая альбом приглушенная и мрачная вещь отправляет слушателя на вечеринку, где юный лирический герой встречает Шерейн — девочку с телосложением стриптизерши, которая заигрывает с ним, отвечая на его реплику «Hello, I’m Kendrick» фразой «No, you’re handsome» («Нет, ты симпатичный»; фонетическая игра слов). Ламар рассказывает, что задница его избранницы напоминает горб у верблюда и что он хотел бы покататься на нем, как араб («Ass came a hump, she was a jump, she was a camel, I want to ride like Arabians»); тема пустыни и жажды: в конце второго куплета рэпер сравнивает себя с кактусом («I was in heat like a cactus, my tactics of being thirsty»). По ходу дела рэпер еще и достоверно описывает 2004 год: на вечеринке играют песни певицы Сиары (очевидно, вышедший в том году суперхит «My Goodies»), семнадцатилетний герой и объект его вожделения обмениваются номерами своих раскладных телефонов с функцией рации Motorola Nextel, популярных в США в то время. Далее появляется автомобиль «Додж-Караван», изображенный на обложке делюксовой версии альбома, в который герой садится, украв ключи у матери, чтобы отправиться домой к Шерейн. Стоя в пробке, Ламар представляет себе близость с Шерейн в виде сцены из порнофильма, в которой она предстает массажисткой, а он профессиональным порноактером; уверенности в себе ему придает тот факт, что в багажнике автомобиля у него лежит бутылка водки Grey Goose, после распития которой все должно произойти легко и само собой. На подъезде к точке назначения, однако, девушка встречает его вместе с двумя «капюшонами» («Two niggers, two black hoodies, I froze as my phone rang»), один из которых, вероятно, вскользь упоминавшийся в песне ранее двоюродный брат девушки Димитриус, о котором известно лишь, что он как-то участвовал в групповом изнасиловании. Последние полторы минуты трека занимает сообщение, оставленное на автоответчик Ламара его матерью, в котором она уговаривает его вернуть машину и не водиться с «этой долбанутой девчонкой Шерейн». После такой мощной завязки история прерывается аж на четыре композиции, в ходе которых Ламар рассказывает о своем мировоззрении и о криминально-трудовом опыте семнадцатилетнего протагониста альбома; только в финале вещи «Poetic Justice» из обрывочного диалога становится понятно, что Шерейн на самом деле устроила засаду и герой сполна получил от пресловутых «капюшонов».

 

«Backseat Freestyle»

 

 

На каждую сюжетную повесть на «Good Kid, m.A.A.d City» находится объясняющая мотивации персонажей вещь, каждая из которых превосходно срабатывает и вне контекста. Один из самых ярких моментов на пластинке — «Backseat Freestyle»: громыхающий рэп про «мани-пауэр-респект», спродюсированный автором бестселлера Джей-Зи и Канье Уэста «Niggas in Paris» Хит-Боем. «Backseat Freestyle» — это поток мыслей 17-летнего Кендрика Ламара, помешанного на успехе любой ценой: сидя на заднем сидении белой «тойоты», рэпер представляет себя вжимающим в пол гашетку автомобиля марки «мазерати» и для пущей убедительности издает звук ревущего мотора спорткара («Start up that Maserati and VROOM VROOM I’m racing»). В том же куплете он применяет любимый двойной фонетический удар: строчка «And I pray you niggas is hating» читается одновременно как «And I pray you niggas is Satan»; далее Ламар развивает мысль, заявляя, что его враги — приспешники Иуды и что ему, богобоязненному христианину, даже не обязательно заниматься борьбой с ними — отвалят сами («Shooters go after Judas, Jesus Christ, if I live life on my knees, I ain’t need to do this»). В третьем куплете Кендрик срывается на пугающий рык и представляет себя бегуном, которому, согласно олимпийским традициям, в конце гонки в случае победы вручается букет цветов («That’s a relay race with a bouquet» — отдельно сообщается, что этот букет не означает скорой женитьбы). Ближе к концу эмси сравнивает себя сначала с О Джей Симпсоном, безнаказанно убивающим разом женщин и бит, — а потом (в смысле половых связей) с квотербеком, намекая, что в случае чего, он, согласно правилам американского футбола, в последний момент имеет право подать знак, какую позицию стоит занять его партнершам («I look like OJ killing everything from pussy to the motherfucking Hit-Boy beat. She pussy poppin’ and I got options like audible»). На этот феноменальный трек у Ламара, по слухам, ушло ровно два дубля — последний раз настолько же пугающе и убедительно в мейнстримовом рэпе звучал, пожалуй, Лил Уэйн в композиции «A Milli».

 

«Sing About Me, I’m Dying of Thirst»

 

 

Эпический двенадцатиминутный номер, развивающий основной сюжет альбома, — незадолго до этого мы узнаем, что Кендрик с друзьями планируют ответную атаку на «капюшонов», а также что попытка мести успехом не увенчалась: «Sing About Me, I'm Dying of Thirst» следует ровно за фразой «These bitch ass niggas killed my brother!» (имеется в виду брат Дейва, одного из друзей лирического героя). Эта песня — обращение Ламара к самому себе от лица сперва убитого (тот выражает надежду на то, что Кендрик воспоет их историю, когда станет известным), а затем — от имени неназванной женщины предположительно легкого поведения, которая, напротив, не желает, чтобы рэпер упоминал ее в своих текстах (не менее предположительно, женщина является сестрой фигурировавшей на первом альбоме Кендрика девушки Кейши; да, тут и правда все сложно). Оба куплета прерываются: первый двумя выстрелами пистолета, второй просто быстро затихает; в третьем Ламар уже от собственного лица утешает покойного и объясняется с девушкой: «И твой брат был братом мне, и история твоей сестры смогла подтолкнуть меня написать что-то, что пореальнее телевидения» («And you’re right, your brother was a brother to me, and your sister’s situation was the one that pulled me in a direction to speak of something that’s realer than the TV screen»). Сама же песня далее выходит на монолог престарелой соседки Ламара, которая убеждает главного героя и оставшихся в живых троих его друзей оставить съедающую их злобу и испить святой воды (отсюда вторая половина названия композиции — «I’m Dying of Thirst»). Соседка, озвученная — опять же предположительно — голосом великой чернокожей американской поэтессы и политической активистки Майи Энджелоу, и учит друзей молитве, каждую строчку которой они повторяют за ней. Таким образом, пластинка проходит полный круг и замыкается — этой же молитвой, проговоренной тремя друзьями уже без поэтессы, открывался самый первый трек альбома.

 

 

Альбом Кендрика Ламара «Good Kid, m.A.A.d City» вышел в октябре 2012 года на лейбле Interscope

Ошибка в тексте
Отправить