перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

О чем поет Гостфейс Килла

В рубрике, исследующей тексты самых впечатляющих зарубежных альбомов последнего времени, — Гостфейс Килла, самый убедительный эмси в составе Wu-Tang Clan из тех, что до сих пор в строю, и его концептуальный альбом про смерть, воскресение и месть с красноречивым названием «Двенадцать причин, чтобы умереть».

Гостфейс Килла сейчас выглядит как потайной король хип-хопа — и читает соответственно

 

Автор

Величайшей группе за всю историю хип-хопа — Wu-Tang Clan — в прошлом году исполнилось 20 лет. За это время каждый из девяти участников клана успел, одновременно неся службу в основном составе, сделать сольную карьеру, однако, пожалуй, никто, включая даже Риззу, не произвел столько разнообразной и качественной музыки, сколько человек по имени Деннис Коулс. Гостфейс Килла, он же Айронмен, он же Тони Старкс, Притти Тони, Пи-Тоун, он же Гоусдини, Старки Лов, а также Уолли Чемп и Уоллаби Кингпин — только перечисление его псевдонимов занимает несколько строчек. Гостфейс выступил в одиночку последним по времени, но зато сразу сделал — в 1996-м — «Ironman», одну из сильнейших пластинок участников клана, органично сочетавшую бескомпромиссную жесткость бруклинских подворотен и лиричную меланхолию босоногого (по сугубо экономическим причинам) детства. Артистизм, экспрессивная быстрая читка на повышенных тонах, выдающиеся нарративные способности и чувство юмора позволили Гостфейсу не потеряться в 2000-х, когда стал ощутимо сдавать весь клан: в 2000-м он выпустил теперь уже классический «Supreme Clientele»; в 2006-м вышел «Fishscale» — один из лучших хип-хоп-альбомов за последние десять лет, совершенно виртуозно балансировавший между коммерцией и андеграундом. В отличие от большинства коллег Гостфейс никогда не боялся показаться забавным и совершать ошибки, почти всегда проявлял завидную фантазию и к 2013-му пришел безоговорочным MVP «Ву-Танга». Свежий концептуальный альбом Коулса «Twelve Reasons to Die» — очередной претендент на классический статус и наиболее заметный релиз Гостфейса со времен «Fishscale».

 

«Apollo Kids», трек, записанный вместе с Рейквоном; главный сингл с альбома «Supreme Clientele» и одна из самых успешных песен Гостфейса вообще

 

 

Сюжет

Про автора саундтрека к кинокомедии «Черный динамит» продюсера Эдриана Янга слушатели начали узнавать только в последние пару лет — хотя, поскольку специализируется он на психоделическом аналоговом соуле 60-х, легко заподозрить, что записывается он очень давно. В 2011 году Янг получил приглашение поучаствовать в проекте, связанном с Wu-Tang Clan, — и предложил записать концептуальную пластинку «с историей». Вместе с лейблом Риззы они решили, что альбом этот будет записывать Гостфейс, и за две недели продюсер написал черновой вариант музыки и его примерный сценарий. Главным героем «Twelve Reasons to Die» является гангстер по имени Тони Старкс, который некогда занимался грязной работой для итальянского мафиозного семейства ДеЛюкас, а ныне вышел из дела и организовал «свой собственный клан», но продолжает крутить роман с дочерью одного из боссов ДеЛюкас. Старкса подставляют, убивают и заливают его останки расплавленным винилом для того, чтобы отлить из них двенадцать виниловых пластинок для каждого из членов семейства ДеЛюкас. Когда пластинки начинают проигрывать, дух Старкса оживает и реинкарнируется в виде Гостфейса Киллы, который безжалостно мстит всем, кто когда-то перешел ему дорогу. Альбом сопровождает комикс, который вот-вот превратится в полноценный сериал; Гостфейс и Янг играют с эпохами, ссылаясь то на «Крестного отца», то на «Лицо со шрамом»; действие происходит, кажется, в Италии 60-х, но в смысле точности картинки это похоже на Тарантино: случается, что кто-то из персонажей вдруг достает допотопный сотовый телефон. В любом случае «Twelve Reasons to Die» — пластинка, которую почти буквально можно смотреть.

 

Примерно так выглядит прилагающийся к альбому комикс

 

 

Стилистика

За почетное звание лучшего рассказчика в хип-хопе идет постоянная борьба: формально демиургом тут всегда считался Слик Рик, взявший в этом деле революционно новые высоты на своем дебюте 1988 года «The Great Adventures of Slick Rick» и даже последний свой альбом назвавший «The Art of Storytelling»; ближайший его конкурент — Нас, писавший рэп «наоборот» и от лица пистолета. Гостфейс, однако, обитает в собственной лиге: взять хотя бы открывавшую альбом «Fishscale» композицию «Shakey Dog», в которой рэпер детально обрисовывает нападение на кубинских драгдилеров с целью присвоения их наркотиков, раздавая указания сообщнику, повествуя, как полногрудая подружка одного из драгдилеров ломает себе запястье из-за отдачи пистолета 45-го калибра, как на него выбегает кровожадный брызжущий слюной питбуль, которого он вынужден пристрелить в ванной в целях самообороны, ну и так далее. При всем уважении к Слику Рику, Гостфейс Килла специализируется на историях немного другого типа, и равных ему в этом деле решительно нет. На «Twelve Reasons to Die» у гангстерских баек Гостфейса особенно много простора: «Я жажду мертвых тел ДеЛюкас, растворенных их в воде,/Я хочу смерти сыновей, матерей, хочу убить их дочерей,/Месть, глаза наполнились кровью,/Твой худший кошмар явился, претворился в жизнь,/Гостфейс Килла, попробуй остаться в живых» («I want bodies, Delucas, spread into the waters/I want mothers and sons, I wanna murder their daughters/Revenge, all I see is blood in my eyes/Like the rise of your worst nightmare come alive/Ghostface Killah, let's see who's gonna survive»), — читает Гостфейс в открывающем альбом треке «Beware of the Stare». Пусть описания на «Twelve Reasons to Die» и не так детализированны, как та же «Shakey Dog», однако страсти, подачи и воображения Гостфейсу по-прежнему не занимать.

 

Вышеупомянутая «Beware of the Stare»

 

 

Примеры

 

«Rise of the Black Suits»

 

 

Вторая песня с альбома представляет собой историю восхождения протагониста Тони Старкса на вершину криминального Эвереста. Все как по учебникам: «Юный агрессор, рожден для преступлений,/Я ходил по улицам, пристегнутый к двум девятимиллиметровым <...> Джей ДеЛюкас пустил меня в семью, чтоб я рос,/Среди белых пацанов я был черный босс» («Young aggressor, born into the life of crime/I would walk down the streets strapped with two nines <...> Jay DeLucas put me with the fam to grow/I was a boss amongst white boys rocking the flow»). Вскоре, однако, Тони Старксу становится тесно: «Восхождение было быстрым, но они не хотели/Сделать меня частью семьи, ....... мой план:/Я забил на них и сделал свой клан/«Блэк Гамбино», черные костюмы, черный синдикат./Моя новая семья была дружна, я интриговал на каждом шагу». «Черные костюмы» налаживают поставки наркотиков из Колумбии, для описания процесса Гостфейс пользуется распространенными в хип-хопе сленгом и игрой слов: меняет слово «килограммы» на «keys» («клавиши») и добавляет, что «ДеЛюкас не смеют прикасаться к пианино» («I'm moving keys, them DeLucas couldn't touch my pianos»). Гостфейс крайне самоуверен: «Жаль, но у них нет яиц, чтоб напасть,/Они сосунки, им велики мои сапоги», — однако слушатель догадывается, что все это ненадолго.

 

«The Center of Attraction»

 

 

Отношения с дочерью одного из боссов семьи ДеЛюкас описаны в самом лиричном треке с альбома. «Если меня закрывали, она делала передачи./Это было волшебно, между нами была связь <...> Она знала мой стиль, телка босса мафии./Она прятала стволы в доме и лгала операм». Близкий товарищ Старкса в исполнении еще одного участника Wu-Tang Clan Каппадонны предостерегает своего начальника: «Нет, не доверяй ты этой белой,/Она подмешает тебе в напиток отраву, будешь как андроид» («Nah, don't even fall for that Caucasoid/She got the drink laced, trynna turn you to an android»). Каппадонна опровергает все признания в любви, которые сделал в предыдущем куплете Тони Старкс: там, где босс мафии заявлял, что его избранница — варенье для его арахисового масла, Каппадонна ответствует: «Она не арахисовое масло, скорее, просто психованная» (тут игра слов: «nutcase», употребляемое Каппадонной, содержит в себе слово «nut» — «орех»; «She not your peanut butter, more like a fucking nutcase»). «Она тебя одурманит,/Проснись, вы же не созданы друг для друга» («She got you caught in the rapture/Nigga, wake up, ya'll ain't even made for one another»), — продолжает предостерегать Каппадонна. Тони Старкс же остается непреклонен: «Ты ошибаешься, путаешь ее с одной из своих шлюх,/Она будет со мной до гроба, у меня на это нюх». Тони стоило бы послушать товарища: буквально через одну композицию, в «An Unexpected Call (The Set Up)» босс черного синдиката сядет в автомобиль к своей возлюбленной, отключится и проснется, лишь когда ухмыляющиеся члены семейства ДеЛюкас будут топить его в расплавленном виниле.

 

«The Rise of Ghostface Killah»

 

 

Центральный номер альбома открывается коротким монологом продюсера Риззы, который на альбоме появляется всего пару раз для того, чтобы сориентировать слушателя на местности. «ДеЛюкас отпечатали останки Тони Старкса в двенадцати виниловых пластинках, по одной каждому из членов семьи, но они не подозревали, что он вернется», — вкрадчивым голосом сообщает Ризза. Под стремительные пружинящие сбивки и переборы гитары с выкрученной реверберацией Тони Старкс восстает из пепла в виде Гостфейс Киллы: «Это перерождение, второе рождение./Восстаю из винила крутящегося./Они убили Старкса, но внутри свет мерцает,/Это восстание Гостфейса всемогущего». Месть Гостфейса страшна: «Колумбийский галстук от «Черного гамбино»/,Мертвые тела укладываются в багажник «эль-камино» («Colombian neckties from a black Gambino / Bodies get dumped in the black El Camino»); «Колумбийский галстук» — один из самых кровожадных способов умерщвления, в ходе которого жертве разрезают горло, а в полученное отверстие просовывают ее же язык; автомобиль «Шевроле-Эль-Камино» славится огромным багажником и грозным видом. Старкс вернулся и стал еще сильнее себя прежнего: «Автоматы непригодны, я пуленепробиваем,/Теперь летаю по воздуху, от пуль уклоняясь» («Tommy guns are irrelevant, I'm bulletproof now/I could fly through the air and duck your chick-a-pow»). Оставшиеся до конца альбома четыре композиции посвящены описанию различных способов убийств и мести; как и полагается хорошему фильму-комиксу о гангстерах, заключительная часть отводится старой доброй резне, из которой живым не выйдет никто.

Ошибка в тексте
Отправить