перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

О чем поют The Flaming Lips

В регулярной рубрике о текстах самых выдающихся зарубежных альбомов — удивительные психоделические сумасброды The Flaming Lips и их новейший диск «The Terror», шумная и пронзительная запись об испорченной человеческой природе и способах ее обуздать.

Фотография: flaminglips.com

Судя по всем отзывам и фотографиям, нынешние концерты The Flaming Lips представляют из себя полный фейерверк. С альбомами чуть сложнее, что не значит — хуже

 

Авторы

Ансамбль The Flaming Lips отмечает в этом году ни много ни мало тридцатилетие творческой деятельности. А впрочем, толком даже и не отмечает — некогда. Со времени выхода пластинки «Embryonic» в 2009 году и без того довольно продуктивная группа из Оклахомы окончательно утвердила за собой статус главных и наиболее влиятельных эксцентриков-трудоголиков психоделического рока. За последние три года The Flaming Lips успели от первой до последней ноты переиграть альбом «Dark Side of the Moon», выпустить прямиком на YouTube массу материала, продолжающего идеи их грандиозного альбома 1997 года «Zaireeka» (его, если что, предполагалось слушать, запустив четыре компакт-диска одновременно), записаться с самыми разными людьми в диапазоне от Кеши до Lightning Bolt — и при этом практически каждый месяц представляли слушателям результаты своей неугомонной работы на упакованных в желатиновые черепа и эмбрионы флешках. Среди прочего были записаны: шестичасовая песня, вышедшая в одной коробке с действующим калейдоскопом, двадцатичетырехчасовая песня, вышедшая на жестком диске, вмонтированном в настоящий человеческий череп (выпущено всего 13 штук), шумный двойник дуэтов с Бон Ивером, Крисом Мартином и многими другими примечательными личностями; кроме того, группа установила рекорд Гиннесса по количеству данных за 24 часа концертов (Уэйн Койн и его музыканты умудрились выступить восемь раз за сутки в разных городах США). Казалось бы, новейший альбом «The Terror» неизбежно должен был бы меркнуть на фоне всего этого фантасмагорического великолепия, но нет: это одна из самых сокрушительных вещей, выпущенных The Flaming Lips за всю их удивительную карьеру.

 

Вышеупомянутая шестичасовая песня «Strobo Trip» целиком

 

 

Сюжет

С 1999 года The Flaming Lips, известные доселе прежде всего легкомысленной композицией «She Don’t Use Jelly», а также идиотскими названиями песен вроде «Jesus Shooting Heroin» играли преимущественно в безопасной зоне. Альбом «The Soft Bulletin», признанная классика инди-рока и «последняя великая пластинка 90-х», как ее часто называют в прессе, спас группу от увольнения с Warner Bros и фактически заново запустил их карьеру. Однако, записав еще два по-хорошему дурашливых коммерческих альбома, которые принесли группе широкую известность и три премии «Грэмми», The Flaming Lips неожиданно решили изобрести себя снова и выпустили «Embryonic» — нервную, колкую и длинную пластинку без очевидных хитов и с таким плотным психоделическим звуком, что на то, чтобы через него продраться, у некоторых уходил не один год. «The Terror», выходящий после многочисленных вышеописанных эскапад, поднимает ставки еще выше. Тут важно оговориться: за последние три года участники The Flaming Lips не только самозабвенно сходили с ума, но и переживали довольно существенные жизненные потрясения. Вокалист и автор текстов Уэйн Койн расстался с подругой, с которой прожил вместе 25 лет, а мультиинструменталист и соавтор всех песен Стивен Дрозд впервые за 15 лет воздержания от героина сорвался и вынужден был снова проходить курс лечения. В итоге «The Terror» вырос в самый мрачный альбом в дискографии группы: лязгающую и холодную, но при этом очень цельную, сфокусированную и увлекательную запись о пустоте и одиночестве.

 

Стилистика

Как и полагается страдающей от гиперактивности группе, кумирами которой всегда были Pink Floyd, практически каждую свою запись The Flaming Lips стремятся подчинить концепции, но в итоге обозначают лишь общую смысловую канву, оставляя все остальное воображению слушателя. Самый коммерчески успешный альбом группы «Yoshimi Battles The Pink Robots» (2002) формально рассказывал о японской девочке по имени Йошими, обладательнице черного пояса по карате, сражающейся со злыми роботами, которые едят людей, но на каждой второй песне срывался то на меланхоличные номера о роботизированном Пиноккио, мечтающем о больших чувствах, то просто в откровенные признания в любви («Do You Realize??»). Последний альбом «коммерческого» периода The Flaming Lips «At War with the Mystics» был наиболее политизированной записью в истории группы: «У тебя никаких идей/И ты не знаешь, что делать/Ты использовал свои деньги и друзей/Чтобы меня провести/Но ты меня не проведешь» («You haven’t got a clue/And you don’t know what to do/You used your money and your friends/To try and trick me/But you won’t trick me», — «Haven’t Got A Clue»). Резкие отповеди тогдашнему президенту США Джорджу Бушу — младшему сменялись на том альбоме сочинениями о завораживающей и манящей бесконечности космоса («Vein of Stars») и о том, что прекрасным юным девушкам стоит верить в самих себя и не равняться на «Бритни» и «Гвен» («The Sound of Failure»). Лирик The Flaming Lips Уэйн Койн, как правило, впечатывает тексты в уже готовые инструментальные композиции (этот метод был использован и на «The Terror»), но укладывает он их исключительно складно, вдохновенно и гармонично, успевая в рамках одной пластинки и рассказать слушателю историю, и поразмыслить о бренности бытия.

 

«Do You Realize??», по всей видимости, самая известная песня The Flaming Lips

 

 

Примеры

 

«Look... The Sun Is Rising»

 

 

Примерно так же, как открывавшая альбом «Soft Bulletin» барабанная сбивка в «Race for the Prize» знаменовала перерождение The Flaming Lips, обозначает новую главу в истории коллектива и нервный заряд ударных, с которого начинается «Look... The Sun Is Rising». В первом же треке «The Terror» перед слушателем разворачивается галлюциногенная параноидальная картина: «Маленький корабль/Витает в облаках/Ты хотел, чтоб он любил тебя/Давай будем потише» («There’s a little spaceship/Hiding in the clouds/You want it to love you/Let’s keep our voices down»), — Койн заигрывает с религией и конспирологией. Полнее его суждения раскрываются в следующем куплете: «Ты слышишь голос/Приказывающий тебе любить/Это голос МК-Ультра/И ты следуешь его воле» («You can hear the voice/Telling you to love/It’s the voice of MK-Ultra/And you’re doing what it wants»), — The Flaming Lips припоминают секретную программу ЦРУ, направленную на контроль сознания при помощи ЛСД и, как считается, породившую понятие brainwashing, «полоскание мозгов». Ближе к финалу Койн пускается в рассуждения о связи любви и страха («Любовь — то, чего ты должен бояться»; «Если будешь внимательно слушать, то услышишь страх»), до тех пор пока не встает вынесенное в заголовок композиции солнце, выступающее на альбоме, в общем-то, единственным одушевленным персонажем и мерилом всего сущего: «Смотри, солнце встает/Кто будет любить нас теперь?» («Look the sun is rising/Who will love us now?»). Фактически «The Terror» начинается с Судного дня.

 

«The Terror»

 

 

Одиночество и нелюбовь обозначены в качестве основных тем пластинки, периодически тут заходит речь о тотальном контроле и прочей конспирологии, однако по сути «The Terror» есть пластинка о том, что человек по природе своей — существо безвольное, неспособное управлять собственными инстинктами и требующее при этом любви и свободы. Принять это как данность — вот к чему призывает Уэйн Койн: «Сколько бы тебя не любили/Мы все стоим порознь/Страх в наших головах/Мы не управляем управлением» («However long they love you/
We are all standing alone/ The terror’s in our heads/ They don’t control the controls»). То, что человеческой природе мешает, как правило, является ее неотъемлемой составляющей — к этой нехитрой мысли Уэйн Койн приходит во втором куплете: «Я встану лицом к солнцу/Мы все еще порознь/Но, по крайней мере, мы сплотимся вокруг страха/Это позволит нам взять управление в свои руки» («I turn to face the sun/
We are still standing alone/
At last we’ll stand by the terror/
It helps us take the controls»). Солнце снова выступает тут источником и решением всех проблем: «Мы сохраним последний солнечный свет/На всем пути, что я собираюсь пройти/Мы сохраним любовь, ты еще полюбишь/Мы рыскаем в темноте». Спасение человечества заключено в любви, причем на протяжении всего альбома The Flaming Lips отчетливо дают почувствовать разницу: спасение не в том, чтобы быть любимым, но в том, чтобы любить самому.

 

«Always There In Our Hearts»

 

 

Финальная, шквальная, обрушивающаяся на слушателя пыльной бурей песня альбома представляет собой, собственно, констатацию природы человечества. «Всегда там, в наших сердцах/Боязнь насилия и смерти/Всегда там, в наших сердцах/Любовь и слава» («Always there, in our hearts/
Fear of violence and of death/
Always there, in our hearts/
There is love and there is fame»), — The Flaming Lips снова противопоставляют любовь и желание быть любимым, явно не в пользу последнего. Среди прочего, согласно Уэйну Койну, в наших сердцах: «зло, рвущееся наружу», «разочарование и грусть», ненависть к врагам, ну и так далее. В кульминации «Always There In Our Hearts» и всего альбома в целом все более громкий хор на фоне сплошного электрического шума повторяет одно и то же слово: «переполнены» — «overwhelmed». Ответ на вопрос, что со всем этим делать, уже за пределами альбома — на идущей бонусом к «The Terror» семидюймовке, где записана кавер-версия на песню The Beatles «All You Need Is Love».

 

Собственно вышеупомянутая кавер-версия, которую The Flaming Lips исполняют совместно с группой Эдварда Шарпа The Magnetic Zeros

Ошибка в тексте
Отправить