перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Лучшие трекблоги «Вконтакте»

В новом выпуске регулярной рубрики о самых интересных проявлениях мира низовых звуков — попытка описать новый музыкальный медиафеномен, трек-блоги «Вконтакте» и гид по лучшим воплощениям из этих блогов.

Стоит пояснить, почему текст о чем-то заведомо цифровом и завязанном на коммуникациях появляется в отрицающей эти категории рубрике «Записки из подполья». Причина простая: едва ли не половина всех артистов, фигурировавших на этих страницах — нелепых, невозможных, неадекватных и сильно за то любимых, — были обнаружены именно в «Вконтакте», инкубаторе-заповеднике для любой чуди, в том числе и музыкальной. Неоднозначному во многих отношениях сервису стоит отдать должное хотя бы по части звуковых развлечений: помимо собственно вида на жительство, «Вконтакте» принес и новый способ доставки музыки, порядком изменивший повседневную жизнь подключенных к сети. Если прежде в гостях люди, чтобы сдвинуть вечеринку в правильном направлении, отправлялись рыскать в хозяйских стойках с дисками, то сегодня баталии разыгрываются вокруг заветной вкладки «аудиозаписи», сказочной самобранки, выкидывающей любую композицию на заказ. А как ни крути, изменение способа доставки — это всегда и преображение смысла.

 

 

Если прежде в гостях люди, чтобы сдвинуть вечеринку в правильном направлении, отправлялись рыскать в хозяйских стойках с дисками, то сегодня баталии разыгрываются вокруг заветной вкладки «аудиозаписи»

 

 

Собственно, так называемые музыкальные подписки, они же трек-блоги, получившие бешеное распространение в «Вконтакте» в последние полгода, — это тоже не совсем такие же музыкальные копилки, что и на внешней стороне интернета. Оставим этическую сторону вопроса — трек-блоги популярны, потому что, во-первых, они просто удобнее: любую понравившуюся композицию можно сохранить к себе одним щелчком — и все, песня остается с человеком (не говоря уже о том, что социализация теперь воспринимается не иначе чем через репост, а песня — идеальный способ сказать о себе что-то, ничего не говоря). Во-вторых, трек-блоги просты в обращении и для их руководителей, поэтому количество таких подписок ежемесячно растет двузначными темпами. Нельзя исключить и того, что через какое-то время политика администрации самой соцсети кардинально поменяется, и все великолепие придется свернуть, но пока стоит задокументировать как само явление отечественного специалитета в области музыкального блогинга, так и лучшие его примеры с комментариями авторов.

 

Banned in Russia

None

число подписчиков 1070

суть Banned in Russia развивают трое молодых людей, живущих в разных городах и странах и, по своему признанию, никогда друг друга не видевших, — имена у них тоже, разумеется, вымышленные. Мыслят, однако, они в одном направлении: несмотря на небрежную манеру описания и отсутствие жанровой концепции, Banned in Russia — едва ли не самый стилистически точный и яркий трек-блог. За основу авторы страницы берут новый американский панк и хардкор, не забывая, впрочем, ни про жителей других стран, ни про ветеранов движения, — только здесь можно легко столкнуться с проектом бывшего барабанщика Wipers, а затем открыть для себя чудную русскую группу «Грунт», умело возрождающую идеи Nomeansno.

самоописание «Причиной создания блога была обычная скука. Мы ничего не добившиеся в своем секторе тинейджеры от двадцати до двадцати пяти, но у нас есть уши и нет никакого напряга залить ту или иную группу-однодневку и чиркануть предложеньице в описании. У двоих из нас синдром Аспергера, и мы мастерски с ним управляемся. Каждый из нас принципиально не слушает то, что выкладывает, все слушают только то, что выложили другие контрибьюторы. Life sucks and then you die — общий посыл наших фаворитных групп».

пример

Ансамбль Long Weekends, характерный образец сноровистого и вместе с тем подчеркнуто непутевого панк-рока, составляющего публикации Banned in Russia

 

 

Bad Music

None

число подписчиков 3470

суть Больше всего Bad Music напоминает не блог как таковой, а ночной радиоэфир с непрофессиональным, но очень харизматичным и деятельным ведущим — собственно, почти что так оно и есть. Основатель страницы Фрэнки регулярно мечется между довольно странно смотрящимися по соседству исполнителями в диапазоне от Cuibul до Вестбама, но основный курс все-таки прослеживается: музыка американского юга, гитарный рок и альтернативное кантри, а также вполне ожидаемые исключения из правил. Однако в данном случае важно даже не что, а как — сделав ставку на эмоциональный подход и авторские комментарии, Фрэнки явно оказался впереди конкурентов из числа общемеломанских трек-блогов.

самоописание «Идея была именно в том, чтобы наш блог не имел никаких жанровых ограничений и чтобы его контент зависел только от наших музыкальных пристрастий. К моему удивлению, люди заинтересовались. Аудитория растет не очень быстро, но верно. И я вижу, что народу интересно то, что мы им предлагаем. И это приятно». (Фрэнки)

пример

Многосторонний подход Фрэнки и его команды не может не радовать: по соседству с разудалым саундтреком к видеоигре совершенно спокойно могут находиться записи свирепых шведских нойз-рокеров Brainbombs, одной из самых безобразно прекрасных групп в своем роде

 

 

E:\music\

None

число подписчиков 22222

суть Первый и один из самых крупных трек-блогов, основанный популярными луганскими микроблогерами и разросшийся до целого фамильного древа поддиректорий — сегодня насчитывается порядка 150 дочерних структур, разбитых по жанрам. Уникальный пример разветвленной иерархии: руководство сети E:\music\ помогает осуществлять раскрутку нижестоящих трек-блогов, те, в свою очередь, поставляют интересный материал, который затем ретранслирует основная страница. Возможно, поэтому, возможно, просто из-за желания продемонстрировать всю разносторонность вынесенного в заголовок понятия, в самой E:\music\ кипит сверкающая каша — хипстерский блэк пересекается с архивным психоделом, старорежимный индастриал с современным дабстепом, а очевидное с невероятным.

самоописание «Мы стали одними из первых, кто додумался реализовать новую вконтактовскую фичу. На данный момент наши жанровые паблики сотрудничают со многими агентствами, которые занимаются организацией концертов на постсоветском пространстве. Изначально E:\music\ задумывался так, чтобы в дальнейшем перерасти в нет-лейбл или хотя бы в отдельный сайт. На данный момент в некоторых жанровых пабликах идет работа над созданием сайтов, но, честно говоря, сейчас трудно вытянуть людей из социальной сети на отдельную платформу. Принципов у нас немного, мы просто делимся хорошей музыкой». (Noirdor Methos)

пример

Как обычно бывает со страницами, ориентированных на все и сразу, открытие сделать здесь сложно, а особого успеха достигают различные музыкальные кунштюки, как, например, этот немецкий ансамбль, исполняющий техно при помощи акустических инструментов

 

 

Raw Noise and Oldschool Industrial

число подписчиков 621

суть Находятся и трек-блоги на специфическую аудиторию: бесхитростно названный Raw Noise and Oldschool Industrial — один из лучших для поклонников обозначенных жанров, поскольку за дело здесь взялся коллекционер и знаток самых редких проявлений шумовой культуры; выбор здесь не хуже, чем у продвинутых зарубежных блогов по профилю. Недостаток один — периодическая нехватка дополнительной информации, но, во-первых, всегда можно спросить и получить ответ, а во-вторых, в таких случаях принято полагаться на вкусы хозяина заведения.

самоописание «Меня всегда привлекали корни и генезис явления. Если говорить о шумовой музыке, то поиски начались с советско-российского индастриал-нойза, и вполне логично, что меня интересовало, «как было у них». Помимо этого, я сейчас делаю подобие графического дерева музыкальных поджанров шумового индастриала — как он развивался, что на него влияло, какие фишки кто применил первым и так далее. А трек-блоги — это удобно, а значит, и полезно». (Денис Москва)

пример

Редкая работа Лебедева-Фронтова, пионера отечественной индустриально-шумовой сцены, человека, буквально в полной изоляции сумевшего нащупать путь, схожий с тем, что ранее прошли британские авангардисты от звука, но все же свой

 

 

E:\music\outsider\

None

число подписчиков 1404

суть Пожалуй, наиболее тесно пересекающийся по духу с тематикой этой рубрики трек-блог, но лидерство в случае E:\music\outsider\ удерживают все-таки западные музыканты. На широту подборки и свежесть трактовки иcтертого в лоскуты термина «аутсайд» не пожалуешься — отдельный плюс в том, что и сопровождающие музыку тексты основатели страницы пишут сами и делают это весьма убедительно.

самоописание «Началось все с того, что меня удивилось отсутствие в такой разветвленной системе, как E:\music\, маргинального паблика. Маргиналов сложно доставать в интернете, и эта страничка помогает обмениваться аудиозаписями. Да и сам больше слушаешь, когда есть какие-никакие, а все-таки обязанности. Целей выйти за пределы «Вконтакте» у нас нет. Где сейчас можно получить больше молодой заинтересованной аудитории, чем здесь?» (Наташа Колокольникова)

пример

Джон Генри Тиммис Четвертый — артист во всем, от имени до биографии, близкий профилю E:\music\outsider\, записал всего несколько сорокапяток, выходил на сцену исключительно в хоккейной маске, однажды снялся в обскурантистском кино продолжительностью 85 часов, затем надолго замолчал и умер от алкоголизма десять лет назад — однако от его голоса до сих пор становится не по себе

 

 

Motherland

None

число подписчиков 3890

суть Немногословный, но очень занимательный трек-блог целиком специализируется на независимой отечественной музыке — причем понятие это трактуется так широко, что в рамках Motherland можно за один день увидеть как Муджуса и группу Pompeya, так и Сантима с «Соломенными енотами». Впрочем, сила именно в незнакомых именах — основатель страницы Максим Степаков старается поддерживать совсем еще начинающие региональные коллективы; попадаются и очень даже ничего. Кроме того, Motherland, похоже, единственный на сегодняшний момент трек-блог, не замыкающийся в рамках «Вконтакте», — Степаков уже устраивает фестивали, в дальнейшем планируется наладить издание дисков. Motherland, пожалуй, и самый хипстерский из всех перечисленных трек-блогов; фотографии в жанре «под сенью девушек в цвету», сопровождающие композиции одиозных отечественных инди-музыкантов, провоцируют скрежет зубовный — но с другой стороны, идущий следом пост с «Лисичкиным хлебом» или «Матросской тишиной» оправдывает все.

самоописание «Сначала мне просто хотелось делиться интересной музыкой с другими людьми. Мало того что это была интересная музыка, главное — это была наша, отечественная музыка. А теперь мы уже хотим не только делиться этой музыкой через паблик, но и устраивать концерты этих групп, привозить команды из далеких городов в Москву, помогать им в издании альбомов и так далее. Никаких постов с текстами о коллективах мы не планировали. Рассказывать о группах будем не мы, а сами участники групп — скоро в Motherland появятся интервью». (Максим Степаков)

пример

На странице Motherland, помимо упомянутых коллективов, можно найти и совсем незнакомые имена. Вот, например, любопытный, пусть и несколько устаревший по звуку дуэт Crossparty, звучащий как среднее арифметическое между между Ritualz и Crystal Castles

 

Ошибка в тексте
Отправить