«Лосось тихоокеанский потрошеный», «Уроды под водой» и другой потаенный русский психодел
В регулярной рубрике о самых удивительных проявлениях потусторонней русской музыки — три весьма впечатляющих подпольных психоделических ансамбля, а также несколько не менее впечатляющих бонус-треков.
«Лосось тихоокеанский потрошеный»

После всего, что между нами было, можно предположить, что читатели «Записок из подполья» уже привыкли к причудливым именам фигурантов рубрики — но это прямолинейное название впечатляет даже видавших всякое. Достоинства новосибирского коллектива на этом не заканчиваются — играет «Лосось» тягучий бродяжий психодел, растущий разом из всех десятилетий и стран, с удовольствием плещущийся в разнообразных течениях. Такая сверкающая каша редко когда оказывается съедобной, но прелесть новосибирцев именно в ускользающей необязательности, плывущем из ниоткуда в никуда звуке, который то ли был, то ли будет, то ли вовсе померещился. В условиях всеобщего раскрепощения композиторских нравов на нехватку импровизационной музыки не пожалуешься, но такая попадается не каждый день: «Лососи» не маскируют, как это ныне принято, тотальное невладение инструментами спонтанностью характера и, напротив, не драпируются в академическую мантию. От спонтанных кухонных джемов музыканты медленно, но верно движутся к образованию локальной свободолюбивой коммуны — наверняка также не сильно выходящей за пределы кухонь, лесов, полей и случайных площадок, но в этом неуклонном движении тоже есть своя сила и гордость. Последний релиз объединения, быть может, чересчур концептуален (из кассетных записей, посвященных апокалипсису, вполне можно построить небольшое бомбоубежище), но все равно подкупает редким сочетанием небрежности пополам с ловкостью. Стартовавшее выпуском «Техногенности» самостийное издательство новосибирцев, по словам лидера проекта, не остановится только на собственных экзерсисах. Что, в общем, в очередной раз подтверждает правило, что тихий омут подлинного андеграунда не так-то просто обогнуть стороной. Что в примитивистском роке, что в шуме, что в иных проявлениях низинной музкультуры удивительным образом раз за разом срабатывает закон, не позволяющий даже слушателям долгое время оставаться в стороне — рано или поздно и они начинают играть, издавать свое или чужое, устраивать шабаши и так далее, вплоть до полного просветления. Берегите голову.
ознакомиться подробнее и послушать альбом «Техногенность»
Do I Like Gilgamesh

Молодой человек в смешном белом парике прыгает по залу под выведенную на полную громкость классическую музыку (кажется, это был Брамс). Попутно он выполняет акробатические трюки, размахивая пищащей детской игрушкой, и кричит что-то несусветное — разобрать тяжело. Так продолжается минут десять, затем все так же резко заканчивается. Собственно, этот очень выдержанный по форме, по продолжительности и по подаче перформанс и стал отправной точкой для знакомства с группой Do I Like Gilgamesh. Дальнейшее общение показало, что околошумовое дуракаваляние на самом деле не слишком свойственно коллективу, большей частью вдохновляющемуся далеко не Smell & Quim, а например дремучими финскими психофолкерами Hertta Lussu Ässä. Впрочем, еще чуть позже стало ясно, что полуэлектронные трень-брень на скандинавский манер приелись не только аудитории: недаром одна из позиций в дискографии DILG носит название «Исландия идет на х…». Подписавшись под этим оглушительным заявлением, музыканты отправились в куда более интересное путешествие — они отправились в коллективное советское прошлое, к произведениям Новеллы Матвеевой, Гена Шангина-Березовского, Ады Якушевой и других замечательных песенников, перекладывая их на странное лесное наречие, но сохраняя нетронутое временем очарование мелодий. Именно этой линии придерживается последняя работа DILG «Я приглашаю вас в леса», и, честно говоря, такая реконструкция радует куда больше любых самых ярких шумовых демонстраций. Наверное, потому, что разводить почвенничество можно только на своей земле — там, где корни.
«Уроды под водой»

Самая глубокозалегающая группа из всей подборки, «Уроды под водой» будто бы не от этого мира вовсе. Пусть живьем выступают музыканты примерно в том же духе, что и Do I Like Gilgamesh, в записи они оставляют после себя удивительно веские и цельные вещи. Искаженная, но вместе с тем предельно благостная песня от женского лица умножается на мастерски сделанный видеоряд, при этом, как и полагается, без каких-либо комментариев и пояснений — в итоге получается, за неимением лучших сравнений, iamamiwhoami для поколения «Братьев шимпанзе», крышной психодел, бьющий по всем фронтам. Впечатления смешанные и волнующие — с одной стороны, наскоком не возьмешь, да и прослушать альбом «Милицейский юмор» целиком — задача для искушенных. С другой — и голос этот из головы не выкинешь, и следующие клипы ждешь с нетерпением. Магический дилетантизм высшей пробы.
ознакомиться подробнее (а здесь можно посмотреть больше видео)
Бонус-треки
«Скотобаза» — «Зло-310»
К слову о «Братьях шимпанзе» — после долгих мытарств удалось опознать будоражащую сознание песню, которой невозможно не поделиться. В интернете ее авторство зачастую приписывается именно владимирской группировке — однако оказалось, что настоящими сочинителями является группа «Скотобаза». И не та, что косвенно связана с пресловутыми «Братьями» (тут лучше оставить фигуру умолчания), а другая — из Петербурга. Что совсем уж интересно — действовавшая в те же годы и, как показывает прослушивание «Зла-310», в удивительном схожем по духу пространстве: домотканый минимал-синт, демонический вокал, извращенно сладкоголосые подпевки, жутковатый текст и берущая от всего вместе оторопь. Существование двух групп в одно время с такими названиями не менее забавно, чем то, что в вышеупомянутых Do I Like Gilgamesh оперирует полный тезка знатока и подвижника прогрессив-рока Льва Ганкина. Как показывает опыт, в случае с русским экстремальным подпольем именно смешное — первый оруженосец грандиозного. Впрочем, пример «Зла-310» исключительный; в остальном пути двух «Скотобаз» разошлись радикально — но эту песню в памяти сохранить стоит: к текущей ситуации она подходит как нельзя кстати.
«Его Меркурий танцует» — «Fields of Rape»
Еще один прекрасный взрыв из прошлого, найденный благодаря весьма продуктивному трекблогу «Не четкая музыка», к сожалению, не попавшему в наш недавний материал. Исходные данные скупы: Смоленск, друзья незаслуженно обойденных вниманием «С Коленями Как У Птицы» (хотя на фоне «Его Меркурий танцует» и «СККУП» покажутся поп-группой в тяжелой ротации), 2002 год, все. Не очень понятно, что именно сподвигло смоленчан записать альбом кавер-версий песен Дэвида Тибета, еще не получившего на тот момент статуса русского народного пенсионера-шизотерика, тем более что эта конкретная вещь — его более чем вольное переложение композиции Дугласа Пирса, с которым они некогда дружили. Но перед самой песней вкупе с говорящей разом обо всем задней стороной обложки все эти нюансы и вопросы отступают. Кто бы ни стоял за «Его Меркурий танцует» и где бы они ни были сейчас, именно им, а не секте местечковых почитателей World Serpent Distribution удалось вытащить наружу и умножить на русскую действительность щемящую патетику и природную беспомощность многомудрых британцев. Зримое доказательство тому, что даже в самом глухом подполье можно отыскать люк на этаж ниже.
Первый сборник от независимого магазина-издательства DIG!
И напоследок, новости чуть более зримой вселенной: московский виниловый магазин DIG!, контролируемый известными гаражными активистами Cavestompers!, ожидаемо обзавелся собственным лейблом — пока кассетным, но то ли еще будет. На первом же релизе собрались как виднейшие представители движения, так и персонажи менее очевидные: от «Да, смерть!», о которых вы уже могли читать на этих страницах, до Sonic Death, о которых вы не могли здесь не читать. Радостное событие тем более украшается следующим фактом: на этой неделе компания Sony представила новую линейку (!) аудиокассет — на этом пленочный ренессанс можно признать окончательно состоявшимся явлением.