перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Пропущенные альбомы: том III

И последние 10 пластинок этого года, которые имеет смысл послушать, — но не все успели.

Blue Water White Death «Blue Water White Death» (Graveface)
Группа Xiu Xiu со своим суицидальным авант-эмо уже довольно давно превратилась в жалкую самопародию; меж тем, когда-то Джейми Стюарт умел и растравить душу, и озадачить ум — и, как выясняется, в отрыве от основного места работы умеет и сейчас. Blue Water White Death — его совместный проект с человеком из группы Shearwater (весьма средний), и это такая сериалистская бардовская песня: как если бы Шенберг писал партитуры для Эллиотта Смита. Сплошные диссонансы, затаившаяся акустика (из инструментов тут — только гитара, клавиши, драм-машина да гудящая фисгармония; иногда, правда, откуда-то вспыхивают звуки скотобойни) и неизбывные психодрамы — которые нередко перерастают в очень сильные песни. Прием, правда, быстро истрачивает себя — ну так альбом короткий, а проект, хотелось бы верить, одноразовый.

«Song for the Greater Jihad»

 

Foetus «Hide» (Ectropic Ents)
Что ветеран ноу-вейва и американской шумовой музыки Джим Тирлвелл находится вполне себе в полном расцвете сил — и по прошлогоднему саундтреку к мультсериалу «The Venture Bros.» было понятно; новый альбом его основного проекта Foetus эти ощущения скорее подтверждает. Полученный композиторский опыт чувствуется, размах у альбома, прямо скажем, академический, да и симфонический оркестр играет почти в каждой песне. «Hide» — это концептуальный альбом про страх, у которого концепция является главным объединяющим моментом, потому что все остальное очень разное. Первая вещь — патетичная оперная сцена на латыни в духе совместной записи группы «Зга» и Opus Posth; вторая — баллада в духе ранних Pink Floyd; третья — поспешный прогрессив-поп с оркестром; четвертая — опять сид-барретовщина, обогащенная влиянием Пендерецкого, ну и так далее; в какой-то момент все вообще превращается в удивительное эпическое кантри. И все это круто — ну то есть очень большой объем музыкальной информации, но не устаешь, и разбираться в этом тянет — хотя, конечно, перепродюсированность наличествует. Удивляет тут не столько то, как выверенно текстура звука устроена (еще бы, с таким-то опытом), сколько то, что тут полно внятных, красивых и чувствительных мелодий. Совершенно замечательная запись — хотя к концу становится правда жутковато.

«Oilfields»

 

Rangers «Suburban Tours» (Olde English Spelling Bee)
Еще один релиз лейбла Olde English Spelling Bee; еще одна существенная гипнагогическая запись года — и если верить источникам, и если верить собственным ушам. Про то, как эта музыка вообще звучит, сказано уже достаточно; про конкретно Rangers стоит знать следующее. Это один человек по имени Джо Найт, пластинка посвящена переезду этого одного человека из Далласа в Сан-Франциско и во многом представляет такой кассетный травелог — зарисовки однообразных пейзажей, шоссе в никуда, вот и на обложке оно же. Много электрического восьмидесятнического баса не на привычном месте, много вообще такого заторможенного фанка; но вообще — раз уж у нас нет в распоряжении правильных воспоминаний, будем вспоминать свои — когда здесь поют (происходит это, к сожалению, довольно редко), все это напоминает группу «Кино» (а то и «Зоопарк»), произвольно и не до конца восстановленную с осыпавшейся кассеты.

«Bear Creek»

 

Automelodi «Automelodi» (Wierd Records)
Обещанное возвращение к теме франкофонного минимал-вейва — вот еще одна отличная пластинка, укладывающаяся в этот не самый часто встречающийся жанр; записал ее канадец Савьер Паради; и она, пожалуй, даже лучше, чем Derniere Volonte (впрочем, и заметили ее сильно больше народу). Опять же — прожиточный минимум синтетических звуков; опять же — едва заметный, но значимый эстрадный флер. При этом, если уж сравнивать с Derniere Volonte, Automelodi полегче, помоложе, попроще, понежнее и потанцевальнее — на пластинке полно хитов для модных дискотек.

«Airline»

 

Dokkebi Q «Hardcore Cherry Bon Bon» (3QREC)
Японка Кики Хитоми много сотрудничала с Кевином Мартином в разных ипостасях — и в рамках King Midas Sound, и в рамках их совместного проекта Black Chow, и на последнем (отличном, к слову) миниальбоме The Bug ее голос тоже появляется. Dokkebi Q — это, соответственно, она же, но без Мартина, а с неким продюсером Горгонн; и это такой дабстеповый модерн-поп, увиденный и сыгранный с японской точки зрения. А японцы, как известно, за какую европейскую музыку ни возьмутся — всегда выходит дико, смешно и как-то совершенно по-другому, чем в оригинале (причем зачастую круче). «Hardcore Cherry Bon Bon» — то же самое; запись, с одной стороны, дерганая, дикая и злая (бас тут зачастую давит так, как сам Мартин обычно стесняется делать), с другой, — какая-то словно бы игрушечная, конструкторская, и очень смешная. К лондонскому взаимопроникновению культур Dokkebi Q, конечно, отношение тоже имеют (благо пластинка в Лондоне и записана): ямайская культура баса, плюс английский hardcore continuum, плюс японское сознание — возможно, так звучали бы Asian Dub Foundation, возникни они в другом месте и в другое время. Проще говоря — качает все это неимоверно, иногда даже чересчур.

«English Weather Boy»

 

Moon Wiring Club «A Spare Tabby at the Cat’s Wedding» (Gecophonic)
У приснопамятной хонтологической музыки вообще, считай, не было известных представителей, так вот это — из менее известных; третий уже альбом. Вопрос, чем отличается хонтология от гипнагогии, звучит сам по себе настолько по-идиотски, что вряд ли кому-то захочется читать ответ; тем не менее, я все-таки попробую кратко сформулировать. Кажется, что хонтология — это про историю, а гипнагогия — про психология; г. — это х., принятая близко к сердцу; х. — библиотечные исследования мира звуков прошлого, г. — полевые опыты по воспроизведению этого прошлого. Характерно, что, например, человек из Moon Wiring Club собирает свою музыку из сэмплов, а гипнагогическая молодежь больше играет живьем. «A Spare Tabby» — это склеенные в звуковые скетчи (по ритмике где-то даже близкие к новому ломаному хип-хопу) вырезки из английских образовательных и не только теле- и радиопередач, причем сделано это все с помощью приставки Playstation 2 и какой-то детской компьютерной программы. Автор говорит, что, во-первых, это все задумывалось как музыкальные иллюстрации к детским книжкам; а во-вторых — что это компьютерная музыка, какой она могла бы быть во времена Эдуарда VII. С этим, в общем, не поспоришь. Первый альбом Moon Wiring Club, правда, на мой вкус, был лучше — этот слишком часто заедает. Но так или иначе — все эти ахи, вздохи и голоса с потертых пленок по-прежнему интригуют.

«Slumberwick Dreams»

 

Junip «Fields» (City Slang / Mute)
В каждом из трех томов этой серии постов есть глава про утешение — вот и здесь. Junip — это тихий и смирный шведский бард Хосе Гонзалес в электрической ипостаси; впрочем, не сказать что от подключения к розетке и прирастания ритм-секций его музыка становится менее тихой и смирной — но более ритмичной, пожалуй, становится. Мягкотелый полуакустический рок на воздушной подушке с щеточками и пиццикато — и с врачующим голосом Гонзалеса, в котором все также чувствуется всепрощающая светлая меланхолия. Ну да, все песни примерно одинаковые — но все же эти пастельные баллады иногда бывают очень кстати.

«Always»

 

Nite Jewel «Am I Real?» (Glorietta)
Новое диско, что быстрое, что медленное, в этом году совсем сдулось — либо мутировало в совсем неузнаваемые формы. Вот в этой связи хорошее предложение, хоть и мелкоформатное («Am I Real?» — это EP, шесть песен всего): артистка по имени Рамона Гонзалес, лучше Салли Шапиро, разнообразнее Chromatics; а двух Гонзалесов я поставил рядом, ей-богу, не нарочно. Новое медленное диско и есть — в лучшем виде: с полуночным многоголосьем, эффектно редуцированным звуком, басом, что в нужные моменты толкает музыку вперед, и сразу несколькими вокальными манерами в исполнении одной и той же девушки — Гонзалес может и ворковать, как птицы небесные, и петь каким-то отстраненным эхо. Дамы приглашают кавалеров.

«We Want Our Things» (directed, пишут, by Ola Vasiljeva)

 

Hype Williams «Find Out What Happens When People Stop Being Polite And Start Gettin Reel» (De Stijl)
Альбом, который вышел вот совсем только что и который стоит послушать хотя бы из-за названия. Или из-за обложки. Или из-за сопутствующей истории — к Хайпу Уильямсу, который снимает клипы Канье Уэсту и Мадонне, эта штука отношения не имеет; имеет — якобы к двум разнополым лондонцам, которые якобы записываются на деньги Джосс Стоун (первое, видимо, правда, второе, очевидно, нет). Имеет ли хоть какое-то значение в этом всем музыка? Ну, в общем, да. Это — в очередной, но в последний теперь уж раз — тоже гипнагогические дела: плывучая синтетика, мерный бит, грязные хлопки ударных, какие-то неведомые голоса, лазерные пистолетики, космический ретрофутуризм и проч. Когда Hype Williams просто плавают в звуке, получается, по-моему, не вполне интересно, когда берутся за как бы песни, и производимая ими текучая субстанция (не поймите неправильно) начинает взаимодействовать с голосом — выходит куда более занятно. Особенно в случае как бы (у этой группы вообще все как бы) кавера на Шаде.

«The Throning»

 

Oman Souleyman «Jazeera Nights» (Sublime Frequencies)
Про удивительного сирийца Омара Сулеймана упоминала Екатерина Дементьева в своем отчете с фестиваля Flow, где на него так народу набилось, что в зал было не войти; ну и странно, на самом деле, что больше мы о нем никогда не говорили — потому как личность выдающаяся (видно уже по обложке). То есть — натуральный сирийский поп-певец, который у себя на родине записал и издал на кассетах уже несколько десятков альбомов, а потом его разыскал охочий до таких дел лейбл Sublime Frequencies, и теперь он катается по миру с гастролями и выпускает альбомы на западном рынке. Насколько я понимаю, каждая из трех его вышедших на Sublime Frequencies пластинок — своего рода бест оф (в данном случае представлены и вовсе живые записи), но это неважно, потому что все они звучат одинаково. Одинаково сногсшибательно: неимоверно писклявые синтезаторы, непривычные неарабскому уху подвижные размеры, тараторящая перкуссия плюс поверх всего этого — собственно экстатический захлебывающий вокал. Странно — и очень захватывающе. Никогда не был в Дамаске, но подозреваю, что «Jazeera Nights» тамошнюю атмосферу передает лучше любых фотографий и видео. И конечно, музыка Сулеймана — еще одно доказательство, что в так называемом третьем мире поп-музыка и народная музыка зачастую оказываются тождественны друг другу, что дает выдающиеся результаты. И да, конечно, в том, чтобы пялить на Сулеймана глаза и уши, есть определенный шовинизм: как же, экзотика, шовинизм, эка, смотри, какой дикий. Но с другой стороны — это же музыка для вечеринок. Для народного веселья. Вот и веселимся.

«Hot Il Khanjar Bi Gleibi (Stab My Heart)»

Ошибка в тексте
Отправить