перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Пропущенные альбомы: том I

Начинаем многочастные новогодние мероприятия. Прежде чем подвести собственно итоги, мы расскажем о некотором количестве хороших альбомов, выпущенных в 2010-м, о которых мало кто упоминал — в том числе и «Афиша», потому что не было или места, или времени. Это ни в коем случае не список «лучших» пластинок — это просто обойденная вниманием музыка, которую стоит полюбить или, во всяком случае, принять к сведению.

Kings Go Forth «The Outsiders Are Back» (Luaka Bop)
Братья в соуле и фанке: 10 человек из города Милуоки играют черную музыку, как это было заведено в 70-х, — и даже с применением тех же технических средств. Трубы, флейты, клавиши, перкуссия, пламенные мелодии, танцы быстрые и небыстрые, три вокалиста с манерами на все случаи жизни; ко всему прочему, руководит тут басист, в прошлом работавший в музыкальном магазине, — то есть человек, который по умолчанию знает свое дело. Выпустил эту красоту лейбл Luaka Bop, принадлежащий Дэвиду Бирну, — который, может, в последние годы великих вещей и не записывает, но чужую хорошую музыку по-прежнему слышит отлично.

 

Husky Rescue «Ship of Light» (Catskills)
Про эту маленькую финскую группу немало говорили в середине нулевых — когда ценились, во-первых, финны и вообще скандинавы, а во-вторых, томная и нежная синематическая поп-музыка. Сейчас все это как будто бы уже никому не нужно — и зря, потому что играть Husky Rescue стали увереннее, а сочинять — лучше. Подвешенные на прямой бас негромкие романтические трагедии, пропетые дивным женским шепотом; полдюжины отменных мелодий; приснопамятная чайно-кофейная сказочная атмосфера — в оптимальном виде.

«Man of Stone»

 

Alcoholic Faith Mission «Let This Be The Last Night We Care» (Pony Rec)
Еще одни скандинавы — датский небольшой оркестрик, который не хочется пропускать хотя бы из-за названия. Но не только. Играют Alcoholic Faith Mission нечто среднее между The National, Mum образца начала нулевых и, допустим, Efterklang. То есть — печальные и, да, похмельные хоровые песни с девичьим мяуканьем, мужской скорбью и трогательными неспешными оркестровками. Очередной бальзам на душу, которого всегда не хватает.

«Education»

 

Anika «Anika» (Invada/Stones Throw)
Блондинка с неправильным прикусом по имени Аника работала политической журналисткой, пока не повстречала Джеффа Барроу, который искал вокалистку для группы Beak>. Тут-то они и сошлись в предпочтениях — и за 12 дней записали девушке альбом; как заведено, без наложений. На Beak> это похоже своим критическим минимализмом, но больше — на Нико, если бы ее продюсировал, скажем, Алан Вега, или на ориентированный в сторону даба ранний постпанк вроде New Age Steppers, если бы у тех была сильная недостача в инструментах. Связка песен под номерами 6, 7 и 8 без малого грандиозная.

«Sadness Licks the Sun»

 

Zoe Keating «Into the Trees» (self-released)
Канадская виолончелистка, которая играла со всеми моими любимыми людьми, у которых бывает виолончель, — ну то есть конкретно с Амандой Палмер и группой Rasputina. Оказывается, она вполне себе звезда в мире околоакадемической музыки — предыдущий ее альбом был на первом месте в соответствующем чарте iTunes (не знаю, правда, означает ли это что-нибудь). Китинг, собственно говоря, играет на виолончели и производит с ней разнообразные манипуляции — накладывает несколько уровней, семплирует и так далее. «Into the Trees» — это оно и есть: негромкая, чувственная и здорово придуманная инструментальная музыка на одной виолончели. Очень красивая — ну или я просто люблю, как инструмент звучит.

«Hello Night»

 

Death in June «Peaceful Snow» (New European Recordings)
Вряд ли этих надо представлять: Death in June наряду с Current 93 — главная группа так называемого апокалиптического фолка и одни из немногих доживших до наших дней людей из английских эзотерических 80-х; с дурной, как водится, репутацией (кое-где группа попросту запрещена за любовь к эстетике Третьего рейха). Только если Дэвид Тибет в нулевых воспитывал Энтони, собрал вокруг себя оркестр единомышленников и вообще был открыт граду и миру, то Дуглас Пирс так и замкнулся в своем высоколобом сектантстве. Вот и на «Peaceful Snow» — песни с названиями «Огненный кулак», «Волчья роза» и «Красный день Одина», а также (куда ж без этого) «Ароматы геноцида»; слово «Убийство», произнесенное явно с большой буквы. Однако ж: вся пластинка пропета-наговорена под одно фортепиано — отчего эти закопанские песни обнаруживают какую-то сокровенную интимность и душевную уязвимость; это такие тихие мудрые разговоры со смертью. Временами откуда ни возьмись возникает потустороннее эхо или посвист какой-то — тогда уж получается совсем инфернальная красота.

«Life Under Siege»

 

Shackleton «Fabric 55» (Fabric)
Английский мужчина Сэм Шеклтон пять лет назад основал лейбл Skull Disco, а в прошлом месяце попал на обложку пресловутого The Wire с выносом «Beat Apocalypse»; в принципе, два этих словосочетания его музыку неплохо описывают. Миксы для клуба Fabric обычно составляют из чужих песен и нескольких своих; Шеклтон сосредоточился на себе исключительно — получился такой обзор творчества. В каком-то смысле музыка Шеклтона — это еще одна итерация представления о техно как новом фольклоре; в широком смысле слова «техно», потому что к дабстепу Ш. отношение тоже, конечно, имеет. Перкуссия, которая здесь преимущественно задает ритм, явно ближе к индийским и африканским делам; периодически поют какие-то муэдзины, гудят станки — в общем, все это похоже на мрачный акустический портрет индустриального третьего мира. Очень костлявая, очень минималистичная и при этом очень насыщенная событиями музыка, за каждым движением которой чувствуется могучий ум; в конце концов эти 75 минут образуют вполне логичный и цельный звуковой нарратив.

«Stripped» (финальный трек микса)

 

Solex vs. Cristina Martinez + Jon Spencer «Amsterdam Throwdown King Street Showdown!» (Bronzerat)
Солекс — голландская женщина, записывающая юркий электропоп; Джон Спенсер — понятно кто; Кристина Мартинез — его, Спенсера, жена. Совместная запись троих — такие дела из забытых 90-х; местами напоминает попытку разыграть Капитана Бифхарта, местами — даже группу Soul Coughing. Электронизированный дерганый авант-блюз с джазовыми семплами, ломаным грувом, грязными риффами и даже речитативами. Похоже, что записано это все больше для потехи самих участников — но получилось и на потеху всем желающим.

«R Is For Ring-A-Ding»

 

Gigi «Maintenant» (Tomlab)
Альбом, абсолютно соответствующий приговору «как мы любим», вышедший на вроде бы подзагнувшемся лейбле Tomlab. Человек из группы No Kids, если ее кто-то помнит, и человек, продюсировавший Black Mountain и Destroyer, успешно делают прекраснодушную оркестрованную поп-музыку выходного дня в духе 60-х или даже 50-х. Поют — поодиночке и хором — всякие безвестные, но, несомненно, прекрасные девушки; подыгрывает, например, Оуэн Пэллетт; в целом — одна из лучших записей в стиле «платье в горошек» года, уж точно лучше последних Belle & Sebastian, не в обиду им будет сказано.

«Alone at the Pier»

 

Clan Edison «Clan Edison» (Clan Edison)
Три мужчины из города Ним громко и истошно играют жестокий южный блюз-рок — ну типа как из Техаса, только по-французски. В описании, наверное, звучит устрашающе, и Clan Edison действительно время от времени перебарщивают с хрипатым мужским пафосом, но в целом довольно круто — похоже на сильно потяжелевших Sixteen Horsepower или на Кейва неистового периода, если бы он сидел на замедлителях. Тут кто-то спрашивал альтернативного кантри — ну вот в каком-то смысле и оно, только с учетом, что музыку к особо мощной розетке подключили.

«Orvietan»

Ошибка в тексте
Отправить