Животные в Москве
Собаки-помогаки: как работает пет-терапия
Московский фонд PET запустил программу взаимопомощи между животными и людьми, оказавшимися в трудной ситуации и чаще всего в изоляции. «Город» поговорил с владельцами собак, которые привозят их в хосписы, больницы и дома ребенка.
Гуля
Валентина Балашова, 52 года, техник: «Гюльчатай, как и все мои собаки, появилась в доме совершенно неожиданно. Мы очень долго не могли найти надежный дом для сбитого машиной щенка-подростка. Щенка с радостью брали, но через несколько дней под разными предлогами выставляли за дверь. У последней хозяйки щенок прожил почти три недели, как вдруг женщина заявила, что держать дворняжку больше не хочет, а лучше заведет себе породистую кошку. Было поставлено условие — забрать щенка в течение суток, иначе собака отправится на улицу. Был конец ноября, на улице шел мокрый снег и дул холодный ветер. Я разозлилась и взяла ее к себе — шестой. Гуля очень любит людей, общение, выступления на публике, прогулки, курочку, сосиски и ванильные сухари. И обожает ловить крыс.
О канис-терапии (терапии с помощью собак. — Прим. ред.) я знаю очень давно. И мысль стать одним из участников этого движения оформилась вместе с появлением Гули. Дворняжек принимают в терапевты только в РЕТ — это некоммерческий проект, который приводит животных из приютов в гости к пожилым людям, детям, пациентам хосписов — тем, кому несладко и довольно одиноко. Об этой команде я узнала от своей очень хорошей знакомой на фейсбуке.
Собака-терапевт не может быть злобной. Она должна быть ориентирована на полное доверие и подчинение человеку. Собака должна терпеливо относиться к неприятным и даже болевым ощущениям (например, дети могут дернуть за хвост или ущипнуть), к специфическим запахам вроде больничного, к громкой музыке, крику, скоплению большого числа людей. Общий курс дрессировки обязателен, потому что собака должна быть управляемой.
Я очень хорошо запомнила наш второй визит в хоспис. Под самый конец мы зашли в палату, где лежали две уже немолодые женщины. Лежат они на койках, в своих мыслях, переживаниях. Но вот собачку увидели и сразу заулыбались. Посыпались вопросы: а как собачку зовут, какой породы, сколько лет, можно погладить? Мы на все вопросы ответили, показали небольшое представление. У женщин уже в глазах загорелись огоньки, они отвлеклись от своих тяжелых мыслей, голос изменился. Тут же нашлось угощение — разве могут хорошие хозяйки не накормить гостя! Женщины вспоминали свое детство: у одной, оказывается, тоже была собака, у другой — кошка. Они рассказывают, рассказывают, рассказывают… И выясняется удивительная вещь: в детстве мы покупали наши любимые пончики и пирожные в одном и том же магазине! Мы могли даже стоять рядом в очереди, не зная друг друга. А свела нас судьба в этой палате. Мы разговаривали минут сорок, пока женщины не начали уставать. Но эти сорок минут они жили той жизнью, в которой не было неизлечимой болезни, не было слова «хоспис». Обычная дворняжка вернула их в светлое детство со вкусом пончиков и петушков на палочке».
Такеша
Ольга Вольман, 29 лет, менеджер по клиническим исследованиям: «Такеша нашелся сам: привязался ночью у подъезда и сразу выбрал правильную тактику — лег на мои кроссовки и приобнял лапками. Я со щенком под мышкой побежала в круглосуточную зооклинику — дома жил кот, и сразу тащить бродягу с улицы в квартиру было страшновато. Вердикт ветеринара был таков: псина здорова, возраст около четырех месяцев, обработать от возможных паразитов, и в путь. В первую ночь закрыла его в соседней комнате, страдалец ныл и навалил, конечно, кучу под дверь. На следующий день я купила поводок и ошейник, выносить из подъезда пришлось на руках. Зато на улице он моментально освоился и уже через десять минут пытался гонять ворон. Кот был, конечно, в полном шоке, просто подходил к нему вплотную и орал, собака боязливо косилась в ответ. Сейчас они друзья, спят рядом, пьют из одной миски. Кот почему-то отказывается пить из отдельной и периодически ворует корм у Такеши.
Из-за активной жизненной позиции у Такеши особенно хорошо получается заниматься с детьми. Они, как правило, сначала смущаются от такого внимания, а потом в полном восторге. У нас есть две коронные команды: «Человек!» (это ему надо встать на задние лапы) и «Умри!» (надо лечь очень грустно на бочок). Был забавный случай: мы приехали к прекрасным «Детям Марии», и ребята собрались вокруг Такеши, отдавая команды. Команда «Умри» стала просто хитом, притом что Такеша умирать упорно отказывался и хотел играть и облизывать всех. В итоге ребята начали кричать: «Такеша, ты сегодня умрешь или нет?», «Мы тебя домой не отпустим, если не умрешь как следует!»
Про проект PET я узнала случайно, пролистывая фейсбук. Идея показалась отличной, тем более что в России это направление работы совсем еще не охвачено. Мы с Такешей ездим в дома малютки, хосписы, организации, помогающие детским домам или семьям с проблемными детишками. Главная наша задача, чтобы пациенты, подопечные и сами сотрудники пообщались с собакой, расслабились, порадовались, отвлеклись хотя бы ненадолго от забот. У детишек зачастую радостный смех вызывают такие простые вещи, как пес, дающий им лапу, а уж возможность пообниматься с большим, мохнатым и добрым зверем вызывает восторг.
Пес должен пройти экзамен для работы терапевтом — специальную проверку, включающую в себя ряд тестов на отсутствие агрессивности. Например, он должен свободно отдавать игрушки и разрешать отнять у него лакомство. Раз зарычал — скорее всего, в терапевты он не годится. Такеша совершенно спокойно разрешает вынуть у него из пасти косточку, не реагирует на сильное сжатие лапы или уха, это особенно важно при работе с детьми — им хочется потрогать и помять пса, и иногда они могут не рассчитать силу.
Мне очень запомнилась наша поездка в Калугу, в дом малютки. Там живут совсем маленькие детки, которые ни разу в жизни не видели живую собаку, и появление Такеши стало для них настоящим открытием. Девчонки робко посматривали со стороны, зато пацаны показали себя настоящими героями — трогали уши, нос, хвост, зубы. Как будто они встретили пришельца из другого мира. А самые маленькие, еще не научившиеся ходить, подползали и смело ручками тянулись к лапам. Мы с ними рассматривали: это пушистый хвост, а это коготок и подушки на лапах. Во время таких поездок лучше понимаешь, зачем мы все это в принципе делаем».
Эста
Светлана Лядвинская, 31 год, менеджер по персоналу: «Весной 2010 года с разницей примерно в месяц умерли наши два замечательных скотчтерьера (папа и сын). Это было очень тяжело. Собаки у нас были всегда, и жизнь без них просто не рассматривалась. Мама как-то обмолвилась, что было бы хорошо взять собаку из приюта, и я с ней согласилась. Коллега рассказала про сайт claws.ru — это база данных брошенных, найденных, приютских животных. Я его листала почти каждый день и просмотрела тысячи фотографий и историй. И вот однажды (наверное, в апреле) я увидела ее — жуткую историю и фото моей Эсты в невзрачном виде. Ее нашли зимой (в январе 2010 года) в поле, на пустом огороженном участке земли, привязанной к забору со щенком, на голом снегу, тощую, голодную и холодную. И с тех пор она начала скитаться по приютам и передержкам.
Каждый день я заходила на этот сайт и смотрела других собак, но Эста не выходила из моей головы. Я поговорила с ее куратором — оказалось, что у нее переломаны две лапы, сточены зубы и она не такая молодая, как было в описании. Но мы все равно поехали знакомиться. Надо сказать, что вид у нее немного серьезный и устрашающий, но она так радовалась и виляла хвостом, что я влюбилась. 21 июня 2010 года Эста стала членом нашей семьи. Впереди было немало проблем — вой, лай, разодранные двери, закрытые замки, погони за кошками… Наши продолжительные занятия с кинологом, с которой мы проделали огромную работу. Мои родители тоже завели собаку — золотистого ретривера. Эста стала ему мамой! Это было потрясающее время — она учила его играть, гулять, вести себя прилично, быть любопытным! Мы понимали, что она очень доверчивая и добрая, несмотря на жуткую прошлую жизнь и предательство человека. Помню слова ее куратора: «Эста старая, у нее почти не было шансов. Если только за границу на доживание».
По образованию я психолог. И слышала про такое направление, как анималотерапия, еще во время учебы. Я периодически просматривала информацию о таком направлении у нас в стране и каждый раз с грустью понимала, что мы еще не доросли… И тут зимой 2014 года я увидела в фейсбуке эти три буквы — PET. Я реально была счастлива, что у меня появился шанс. Заполнила анкету, и нас пригласили на отбор, который мы прошли.
У нас было не очень много поездок. Мы были в хосписе и в детских домах. В хосписе в основном взрослые люди, у которых уже сформирована позиция насчет животных. Кто их любит, те очень рады таким гостям, и от этого приятно. А детишки — это чудесно, они только познают мир, и очень хочется, чтобы эта наша работа привила не только банальную любовь к животным, но и многие другие качества, например, заботу о ближнем, терпение, преодоление страха и т. п. Эста просто дает себя гладить, угостить вкусняшкой, погулять.
В детском доме в Калуге мы ходили по разным группам детишек, и в одной были несколько человек, которые до истерики, до слез испугались собак и спрятались в огороженном мягкими кубиками углу. Запомнился один мальчик, Дамир, который практически преодолел свой страх. Мы подходили с Эстой все ближе и ближе к этой ограде, и Эста в какой-то момент легла рядом с этим заборчиком. А Дамиру было интересно. Он подходил, смотрел издалека, но как только мы шевелились, он убегал. Мы не стали обращать на него внимания. Он подошел очень близко и смотрел. А потом я предложила ему катать машинки Эсте, в ее сторону, и мы начали так играть. Благодаря этой игре он стал достаточно близко подходить и уже не убегал. Для такого маленького человечка это очень большой подвиг! Думаю, даже уверена, что в следующую встречу с собакой он уже будет ее гладить».
Маня
Оксана Дубинина, 39 лет, заместитель коммерческого директора: «Я думаю, что при условии полного отсутствия контроля рождаемости, законов для заводчиков и хозяев со стороны государства есть два способа взять себе питомца — это многочисленные приюты и безумное количество бездомных животных на улицах.
Наша собака жила в стае, которую прикормили строители, и после их отъезда собаки стали жить у магазина. Мы периодически ее там встречали и кормили. Как-то мы с мужем увидели, что она ранена, нам сказали, что ее сбила машина. Но нашлись молодые люди (мы часто вспоминаем их добрым словом), которые ее возили к ветеринару и ставили уколы две недели.
Однажды утром я возвращаюсь из Шереметьево и вижу: лежит Маня (ее так звали на улице, мы не стали ее переназывать) калачиком на крыльце магазина, вся мокрая. Позвонила я мужу с предложением, и он говорит: тащи домой. Так Маня согласилась с нами жить.
Были проблемы вначале, она не хотела оставаться дома одна, выла и рыла подкоп под дверь. Но эту проблему мы решили с помощью зоопсихолога и соседки, бабушки Зины, которая первое время проведывала ее и давала ценные указания. Смешные моменты у нас с утра до вечера. Начиная от того, как она будит нас утром на прогулку — запихивает голову под одеяло и начинает тихонько покусывать ноги, — ну вот и получается, что ты просыпаешься каждое утро с улыбкой, а иногда и с хохотом!
Мы подписаны в фейсбуке на приют «Зов предков», родителей проекта PET, изначально были волонтерами этого приюта, и, когда они поняли, что нужно решать проблему бездомных животных глобальными методами, появился этот проект — собаки-терапевты. Собаки подразделяются на специализации, Маня не любит шумных мероприятий, и поэтому мы с ней в основном ездим в хоспис или в те места, где немного народу.
Все собаки обязательно привиты и имеют паспорта, протестированы специалистом. Безусловно, не все они владеют цирковой дрессировкой, но в доме ребенка очень ценятся собаки, которые могут просто лежать, чтобы дети рядом ползали и внимательно их рассматривали. Проект социальный, и главные его задачи — это поддержать людей в трудной жизненной ситуации и обратить внимание общества на проблему бездомных животных и личной ответственности каждого.
Здесь нет историй чудесного исцеления, а чтобы увидеть процесс, приглашаю посетить с нами хоспис и посмотреть реакции людей на мою собаку! Можете сварить баночку варенья и отправиться в гости в хоспис №1.
Хотя нет, вот я могу выступить как пример чудесного исцеления: Маня спасает меня от ожирения, потому что я никогда не гуляла бы в лесу по 2 часа каждый день».
Мила
Александр Коган, 40 лет, руководитель IT-компании: «У нас три собаки. Одна породистая. Другую мы с женой подобрали на вокзале. Это метис ретривера и кавказской овчарки. Мила появилась у нас последней. Ее породу определить сложно. Мне кажется, что ее бабушка согрешила с риджбеком.
Милу взяли из приюта «Зов предков». Мы адресно перечисляем деньги на собак, которых опекаем, и иногда приезжаем помогать. В «Зове предков» такая практика: определенные люди или организации могут взять шефство над собаками, которые им понравились.
Как-то моя жена собрала значительные средства для приюта на работе, и мы привезли всякие разные полезные вещи для собачек. Тут выбежала Мила. Ее привезли в приют с какой-то овощебазы на стерилизацию. Сейчас в Москве проходит такая программа: бездомных собак отлавливают, стерилизуют и отпускают — это гораздо гуманнее, чем усыпление. Для Милы не было места в приюте: в вольере она была пятой собакой без места и скакала по крышам будок. Мила подбежала к нам, положила морду на колени, а лапы мне на ноги, и смотрела на меня так, что стало понятно — без нас она пропадет.
К этому моменту у нас в доме были две собаки, два кота, которых мы тоже подобрали, и черепаха. Где найти место для Милы, было непонятно. И мы взяли ее временно, но через неделю поняли, что никуда ее не отпустим.
С создателями PET мы знакомы очень давно. Как только они организовали программу, мы отправились на тестирование: собака должна пройти ряд упражнений, которые показывают, что детские ласки, которые не всегда бывают приятными, не станут для нее стрессом. Мила очень доверяет людям и позволяет им делать с собой все что угодно — хватать за хвост, обнимать, ползать по ней. Она идеальный терапевт. Это удивительно, потому что ветеринары считают, что в промзоне, где жила Мила до приюта, люди над ней издевались. Ветеринары нашли следы от сигарет на морде, видимо, их тушили об собаку, и шрамы от ножа на лапах.
Она очень ласковая, любит общество. Максимум как она может выразить свое недовольство — заскулить.
Первое правило для будущего хозяина бездомных собак — никогда не оставлять еду. Даже в саду у нас уничтожены все яблоки, сливы и клубника. У них все равно сохраняется ощущение того, что еда может закончиться. Поэтому, если где-то что-то лежит, это нужно немедленно уничтожить. Вдруг через неделю корма не будет?
Как-то мы с Милой поехали на день рождения к мальчику Рубену с ДЦП. Это было совместное мероприятие фонда помощи хосписам «Вера» и PET. Несколько часов Рубен играл с Милой. Ручки у него практически не действуют, поэтому она дала потопать по себе ножками, Рубен ездил на ней верхом. Как сказала его мама, реакция Рубена на Милу была удивительной. Он стал делать заметные успехи даже несмотря на то, что Мила провела там всего пару часов».