Новый дефицит
Спустя 90 дней: рестораторы едят в знак протеста против гонений на «Макдоналдс»
Сегодня открывается «Макдоналдс» на Тверской, стоявший 90 дней закрытым по предписанию Роспотребнадзора. В разгар гонений на американскую сеть «Город» сфотографировал 5 поваров, которые съели бигмак и высказались против ее преследования.
Андрей Рывкин
Шеф-повар и совладелец ресторана United Kitchen
«Помню, как в начале 1990-х стоял в огромных очередях в мороз на «Пушкинской». Был студентом, ходил раз в месяц на всю стипендию. Разумеется, я уже давно там не ем, не считаю это едой и не согласен с глобальной политикой компании. Я не знаю ни одного аспекта работы сети «Макдоналдс», приносящего кому-либо долгосрочную пользу, кроме ее инвесторов, — потребителям, работникам, поставщикам, окружающей среде, культуре потребления пищи они только вредят. Однако закрытие их ресторанов в Москве лишний раз показывает, что делать бизнес в России и инвестировать сюда деньги — весьма рисковая затея. На место «Макдоналдса» придут в 100 раз более нечистоплотные российские фастфуд-операторы-мутанты. Еда станет еще хуже, еще меньше налогов будет попадать в бюджет, и меньше гарантий будет у потребителей. Это не гонения на конкретное предприятие — это демонстрация беззакония и вседозволенности власти в нашей стране. Забавно, что у нас отнимают и хамон с пармезаном, и джанкфуд. Будем гребаные пельмени да колбасу жрать. В них и превратимся…»
Артем Добровольский
Бренд-шеф ресторанного холдинга Gastronomica (Sky Lounge, «Люсьен», Florentini)
«Первый раз я пришел в «Макдоналдс» в 1998 году перед «Лебединым озером», после чего я полюбил гамбургеры и возненавидел балет — спасибо старшей сестре! Второй раз побывал там два года спустя перед сеансом фильма «Брат-2» в кинотеатре «Пушкинский». В то время денег в семье было мало, поэтому в рестораны мы редко ходили. Со временем, конечно, я стал лучше понимать, что такое правильное питание. «Макдоналдс» — это вкусно, но лучше не злоупотреблять. Своих детей я часто вожу туда и смотрю, как они уплетают эти вкусняшки, но редко составляю им компанию.
Главное их достижение в том, что «Макдоналдс» принес в Россию бургер-культуру, а ведь бургер может быть правильным, гастрономическим и даже полезным. Их едят все, в 80% московских ресторанов есть бургеры — за 900, 1200 и даже за 1800 рублей. «Макдак» — это крупнейший благотворительный фонд, реально передающий деньги на благотворительность. Для страны они одни из крупных налогоплательщиков — в этой организации все по-белому, и они дают тысячи рабочих мест для студентов. И еще это всегда чистый туалет для москвичей — не то что городские платные туалеты».
Михаил Гречаников
Управляющий Shop & Bar Denis Simachev
«Конечно, есть фастфуд совсем не полезно, зато мне точно известно, что это быстро, вкусно и безопасно. Многие жители нашего города называют «Макдоналдс» своим любимым заведением. Ну любят они чизбургеры, гамбургеры, картофель фри — вот это все. У меня незабываемые впечатления от первого посещения «Макдака» в конце 90-х, и мое отношение к нему не изменилось. Изменилось оно у Минздравсоцразвития и Роспотребнадзора, причем только в 2014 году. Как известно, «Макдоналдс» начал свою работу в России в 1990 году, то есть 24 года все было хорошо, а тут внезапно кому-то стало плохо! Плохо стало нашей стране! Я еврей, а не цыганка, мне трудно загадывать, но я очень надеюсь, что после этих закрытий нам не будет запрещено пить виски и носить джинсы!»
Константин Ивлев
Шеф-повар ресторана Wicked, автор кулинарных книг, телеведущий
«20 лет назад я стоял в огромной очереди в «Макдоналдс» на Тверской, и один человек протянул мне деньги и сказал: «Слышь, братан, мы пройдем перед тобой?» Этих денег хватило на обед. После этого случая мы стали зарабатывать на этом — продавали очередь месяца два, потом я стал заниматься более серьезными делами. Меня тогда будоражил весь этот ажиотаж, эти очереди. Я и до сих пор заезжаю туда раз в месяц, чтобы съесть «Роял-чизбургер». «Макдоналдс» — единственный фастфуд с идеальным сочетанием «цена — качество». Там намного стерильнее и чище, чем в других местах, чем в том же «Ростиксе», где был вообще треш. С «Макдоналдсом» в Россию пришел фастфуд, он научил людей питаться, заставил вылезти из своих шестиметровых кухонь, сделал более раскрепощенными.
Но это в первую очередь бизнес, который, наверное, больше других страдает от зависти во всем мире. Причины теперешнего закрытия только в ней. Вспомните, что «Макдоналдс» тратит огромные деньги на благотворительность и социальные нужды. Не понимаю, зачем это убивать. Те фастфуды, где по всем параметрам хуже, — спокойно живут. А «Макдоналдс» — по-настоящему качественный фастфуд — пытаются обличить в несовершенстве. Грустно от этого».
Елена Чекалова
Свободный повар, автор кулинарных книг, телеведущая
Однако же в целом, как ни странно, «Макдоналдс» положительно повлиял на российскую индустрию общественного питания. Хотя почему странно? Он создал конкурентную среду, а конкуренция всегда хорошо влияет на любую индустрию. Нашим недорогим и быстрым заведениям пришлось обеспечивать лучшее качество и сервис, чтобы выжить.
На мой взгляд, нынешние гонения на «Макдоналдс» — не просто плохо, а омерзительно. Ведь это не имеет никакого отношения к реальному качеству еды. Мы это все многократно проходили: испортились отношения с Грузией — нашли опасность в «Боржоми» и грузинских винах. Я помню гонения на латвийские шпроты, молдавские вина, американских кур — теперь вот украинское сало нам не подходит. Сегодня нас уверяют, что всех накормит Китай, хотя известно, что у них ужасная экология. Но это никого не волнует, пока русский и китаец снова «братья на век».
Этот материал не является рекламным. Редакция «Города» не пропагандирует вредную пищу, выступает за развитие национального фастфуда.