перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Русские медиа изнутри

Николай Кононов о новом «Секрете фирмы»

Перемены

Сегодня стартовал новый сайт о приключениях российских предпринимателей — «Секрет фирмы». Сайт новый, но люди знакомые: это бывшая команда Hopes & Fears перезапустила журнал, раньше принадлежавший «Коммерсанту». «Афиша-Город» поговорила с главным редактором Николаем Кононовым.

  •  Я не читатель деловых изданий, поэтому издалека мне кажется, что сейчас делать новое медиа про бизнес как-то несвоевременно. И новые бизнесы придумывать опасно, и тем более странно делать про них издание силами маленькой нишевой редакции. Ведь трудно, наверное, будет «Секрету фирмы» конкурировать с огромным холдингом «РБК».
  • Ну, маленькая нишевая редакция — это скорее преимущество. «РБК» — отдельная история. Они же ушли в general interest. Переломный момент, очевидно, был, когда они сделали расследование про псковских десантников. На главную страницу «РБК» каждое утро приходит миллион человек. И когда они приходят, глупо им только бизнес-новости давать. Нужно еще что-то. И под такой трафик, естественно, они собрали огромную дорогостоящую редакцию. У нас история совершенно другая. Маленькое нишевое медиа должно быть сфокусировано. Фокус у нас очень простой. Есть люди, которые делают бизнес в России. Есть люди, которые работают в частных компаниях, им интересны вопросы менеджмента и саморазвития. И вот это наши герои. И наши читатели. 
  • То есть можно ли без лукавства сказать, что ваши темы и ваши герои, ваши читатели, они на самом деле со времен Hopes & Fears не изменились, не прогрессировали?
  • Они расширились, потому что Hopes & Fears был сфокусирован на стартапах. Мы этого не заявляли и само слово «стартап» люто ненавидели, но на самом деле это было издание для людей, которые начинают бизнес. Там было много ликбеза, там было много кейсов про то, как кто-то запустил, я не знаю, фалафельную. Здесь мы пишем еще и про бизнес, который уже состоялся. Есть люди, которым интересно в принципе почитать про бизнес, то есть уже состоявшиеся бизнесмены. Да и потом много ли у нас бизнес-изданий? «Форбс» писал про олигархов и «золотую сотню», на этом фокусировался. Не знаю, кто еще?
  • «Ведомости».  
  • Ну, «Ведомости» — это в первую очередь новости, огромная классная полоса «Комментарии». «РБК» — это покрытие всего, что движется. А вот издания о предпринимательской культуре нет. Притом что предпринимателей на самом деле до хрена. В России порядка 5 миллионов ИП — плюс люди, которые работают в ООО, то есть в частных компаниях, не очень больших. 
Дизайн сайта, а также узнаваемые иконки, сделала студия «Рамблер-Инфографика» и дизайнер Наталья Осипова

Дизайн сайта, а также узнаваемые иконки, сделала студия «Рамблер-Инфографика» и дизайнер Наталья Осипова

  • Я мало что понимаю про психологию предпринимателей, но у меня есть ощущение, что три года назад им был очень нужен Hopes & Fears, где они хотели набраться новых классных идей и технологий про то, как сделать бизнес. Мне кажется, что в этом году им гораздо важнее любой мотивирующей истории прочитать и правильно истолковать новости на «РБК» про то, что, условно, их киоск завтра заменит робот «Все сам».
  • Нет, не согласен. Есть люди изворотливые, которые в любой момент времени видят возможность, — они идут и делают бизнес на том, чего не хватает в кризис. Нельзя сказать, что вчерашние предприниматели бросили свое дело и побежали устраиваться в чужие корпорации. Я вижу остановку активности, например, частных венчурных фондов, при этом государственные венчурные фонды как давали деньги, так и дают. И даже больше. Ты сказала: «Вот, надо пойти прочитать на «РБК», что там с этим киоском, который власти хотят снести». На самом деле, в этом смысле мы с «РБК» вполне можем конкурировать, потому что, например, можем быстро производить внятные и полные объяснения каких-то важных изменений в бизнес-климате. Это только одна часть: новости и объяснения, что они значат. Вторая часть — это уникальные истории успехов, провалов и всяких любопытных явлений. Это мы живем в Москве, и нам кажется, что есть эти фалафельные и митбольные, барбершопы и прочая чепуха. Между тем есть Русь. А на Руси есть много интересного бизнеса. 
  • Ты специально говоришь «Русь»? Всегда так делаешь?
  • Не специально. Просто так говорю. Главное, что интересных российских бизнесов было очень много всегда. Просто федеральные медиа не всегда до них доезжали. Зато доезжал я, потому что я работал в журнале «Форбс», у меня была рубрика ровно про это. Меня отправляли на несколько недель в какой-нибудь регион, и я там встречался с самыми интересными людьми разного типа — и суперуспешными, и просто какими-то подвижниками, которые зарабатывают, может, немного, но останавливают распад социальной ткани. Я просто знаю, что эти люди есть. Вообще не важно, о чем сам бизнес — это лесопилка, или ловля редких видов рыб, или нечто, построенное на умении с Капковым выпить чаю на террасе какого-нибудь бара. Все что угодно. Нам важнее другие вещи — классная модель, мощная личная история, которую полезно всем узнать, принципиально новый продукт или услуга, новое воплощение, принципиально новая структура компании. Вот такие вещи интересны, и они интересны всем, кто делает бизнес. Ну, например, может, ты тоже слышала, есть такой стартап: когда покупаешь комплект простыней и на них нанесена какая-то краска или даже несколько красок, в общем, ты занимаешься любовью, и потом остается такое красочное полотно. 
  • В смысле это термоткань?
  • Хрен знает, что это такое, но разработчики этого белья — идеальные герои для маленькой рубрики про бизнесы, которые не летят еще, но имеют некоторую оригинальную идею. 
  • У вас достаточно большие сюжеты заявлены. Вот, рейтинг лучших антикризисных СEO. Вопрос: может ли войти в этот рейтинг владелец холдинга Rambler & Co — и вообще как ты с этим конфликтом интересов собираешься решать вопрос?
  • С конфликтом интересов здесь простая вещь, она называется full disclosure. Если ты пишешь о чем-то, что касается холдинга Rambler, ты пишешь: «Дорогой читатель! Уведомляю тебя, что «Секрет фирмы» принадлежит холдингу Rambler & Co, поэтому возможен конфликт интересов». Что касается владельца холдинга Rambler & Co — нет, он не вошел, потому что в этот список не включают владельцев, включают только профессиональных антикризисных менеджеров. То есть это такой рейтинг мистеров Вульфов из «Криминального чтива» — людей, которые решают все вопросы. У нас кризис таких мистеров. 
  • Можешь пример привести, кто же очень хорошо борется с кризисом?
  • Дмитрий Страшнов, «Почта России». Вот человек взялся за огромную махину. И зарплату сотрудникам увеличил на 15%, и улучшил бизнес-процессы, начали концы с концами сходиться. В Московском регионе 90% посылок приходят вовремя. Конечно, понятие «вовремя» — лукавое, потому что это время определяют их внутренние инструкции. Но звучит красиво. 15% и 90%. 
  • А Сечина в вашем рейтинге почему нет?
  • Он по методике не пролез. Как мы составляем рейтинги? Первый этап — есть агентство, которое разработало методику оценки антикризисных менеджеров, мы у них ее взяли. Дальше, на втором этапе, эту методику прогнали через хедхантерские агентства, отраслевых эйчаров. Получился некий список. С этим списком прошлись еще по третьему кругу экспертов. Потом посмотрели на их финансовые показатели. Насколько вообще совпадает то, что там эксперты наболтали, с цифрами. Вот Игорь Иванович на каком-то этапе и отсеялся. 
  • Нет, мы не пишем про политику. Мы пишем про бизнес. Если какие-то новости влияют на инвестклимат, на условия ведения бизнеса в России, мы, безусловно, об этом напишем. То есть, мы касаемся темы, если она существенно влияет на предпринимателей. Вот история про бизнес в Крыму: все в дыму. Его национализируют. Первый пример — частная газовая компания ведет газ к поселкам Крыма. И к ним в офис приходит самооборона, то есть крымское ополчение с неясным юридическим статусом, и говорит: «Вас, согласно закону, принятому в Крыму, вас национализировали». Национализация в два этапа. Сначала принудительный выкуп, потом собственно перевод в собственность республики. Владелец этой газовой компании, мужчина твердый, ответил им: «Если вы сейчас не уйдете, мы стрелять начнем». Ну, те ушли. Но это проблему не решило. Все равно юридически его компания переходит — не знаю, какой сейчас статус, — в собственность Крыма. Идет суд. И частично он уже не получает платежи. То есть частично платежи за газ идут на счета Республики Крым, государственные, а не на его счета. Второй пример — отнимают, например, перепелиные фермы. Птенцов отбирают. И это очень похоже на рейдерский захват. После присоединения Крыма к России было несколько волн передела собственности. Первая волна — это когда над стратегическими предприятиями был установлен контроль. Вторая волна — это когда активы украинских олигархов были национализированы. Под эту историю национализировали предприятия украинских олигархов. А вот следующие две волны накрыли средний бизнес, типа этой газовой компании, и малый бизнес, вроде этой перепелиной фермы. Это реально массовое явление.
  • Но у вас настрой все равно сохраняется оптимистический? Потому что Hopes & Fears, конечно, был про верим в себя, верим в команду, верим в будущее, Павел Дуров смог — и ты сможешь тоже.
  • Слушай, мы безусловно верим в себя. А вот с будущим все трудно. И сейчас излучать оптимизм может только безумец или пропагандист. Хотя пропагандист тоже на самом деле не излучает никакого оптимизма. Но мы верим в то, что рыночная экономика будет жить, а предприниматели как класс могут стать драйвером неких экономических, а затем и социальных перемен. Но, конечно, нужно быть реалистом, понимать, что это длинная, очень длинная игра. И да, социально-экономическая история развивается большими серьезными зигзагами. Но мы-то видим своих читателей и героев. Люди делают бизнес, люди строят компании, люди что-то делают для других людей. 
  • Критики в интернете задевают тебя или ты уже привык? Я имею в виду, что многие уже высказались на тему похожести дизайна «Секрета фирмы» на какие-то другие издания. 
  • Слушай, давно понятно, что, когда делаешь какой-то продукт, нужно плевать на всех. Надо думать, чтобы было удобно читателю. Чтобы было все просто, лаконично, понятно, внятно, красиво, без лишней херни. Мы же недавно стартовавший сайт, у нас нет портального груза, который имеется у больших гигантов вроде «Газета.ру», Lenta.ru. Это у них там какое-то дикое количество контента и форм этого контента, который нужно показывать читателю. У нас такой истории нет. Мы — стартап. Опять я это ужасное слово употребил.

Что читать в новом «Секрете фирмы»: выбор «Афиши-Город»

01

Как отбирают бизнес в Крыму: расследование

Цитата: «Новое руководство сразу национализировало коммунальные и инфраструктурные объекты, которые принадлежали Украине. Среди них — детский лагерь «Артек», «Черноморнефтегаз» и «Укртрансгаз», винодельческий комбинат «Массандра» и завод шампанских вин «Новый свет», а также имущество Украинских железных дорог». Прочитать полностью

02

История на 50 миллионов: Как игроки в КВН захватили рынок сериалов

Цитата: «Коляна придумал один из трех основателей Good Story Media — Антон Зайцев. Для него, Антона Щукина и Артёма Логинова телешоу «КВН» сыграло роль карьерного трамплина. Вникнув в суть механизмов, заставляющих русского человека смеяться, друзья создали кинокомпанию, на чьём счету сериалы «Воронины», «Реальные пацаны» и «Физрук», которого посмотрел каждый третий молодой россиянин. За их мозги боролись телеканалы СТС и ТНТ, и в итоге последний купил их бизнес». Прочитать полностью

03

Дефицит препаратов, ценовые войны, слияния и поглощения: что происходит с рынком лекарств в России

Цитата: «Производить в России жизненно необходимые лекарства невыгодно — это подтверждает практика Института полиомиелита и вирусных энцефалитов. Там делают полиомиелитную вакцину, отпускная цена на которую уже несколько лет зафиксирована в размере 7 рублей за дозу». Прочитать полностью

Ошибка в тексте
Отправить