перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Русские медиа изнутри

Бывшие главреды о закрытии «Большого города»: «Пациенту там будет лучше»

Перемены

Один из самых популярных московских журналов, «Большой город», прекращает существование. «Город» спросил у пятерых бывших главных редакторов «БГ» о том, как так вышло и что будет с городской прессой дальше.

Сергей Мостовщиков Сергей Мостовщиков 2002–2003

«Мне, конечно, жаль: это неправильно и несправедливо. Я всегда думал, что Москве не хватает издания, которое было бы сделано для этого большого города. Я взрослый мальчик и вырос на бумажных игрушках, поэтому не могу ни умственно, ни опытно отказаться от газет, которые выходят на бумаге. Поэтому каждое такое событие для меня потеря.

Я не читал «Большой город» довольно давно, но, если я его не читал, это не значит, что он не должен был выходить. Я знаю, что были люди, которые его читали и брали в руки. Мне кажется, это в значительной степени ритуальная вещь: развернуть газету, посмотреть. Отмирание таких журналов — это отмирание чего-то живого.

Когда я был главным редактором, был момент, когда решалась судьба, куда ему развиваться. Я считал, что он ни в коем случае не должен стать проспектом для супермаркетов, который рассказывает о товарах, которые в нем продаются. Мне казалось, что это должно быть 200-страничное городское издание, в котором помимо материалов печатаются частные объявления добрых людей: «Меняю бабушку на пианино», «Потерялась собачка». Выходить он должен был раз в неделю на плохонькой бумажке — такой журнал-легенда.

Решено было иначе, и в результате все это было для какого-то нового поколения — людей, которые, скажем так, экстерриториальны, не принадлежат только Москве. Могут и туда съездить, и такую шмотку купить, и такой кофе попробовать. Этот процесс шел параллельно с потерей Москвы: я много раз уже говорил, что это уже не наш город. Раз лишились — нечего нам и городское издание иметь. У Москвы уже нет шансов на свое бумажное городское издание — нужно искать какой-то другой город и верить в него».

Олег Алямов Олег Алямов 2003–2004

«Новость меня несильно взволновала. Это естественный процесс. Мне кажется, сейчас издания будут переходить в интернет одно за другим. А «Большой город» еще и бесплатным был — выживать в такой ситуации тяжело. И когда я там был, было трудно, а сейчас, скорее всего, еще труднее. Сомневаюсь, что у бумажного издания про город вообще есть шансы в Москве — и с каждым годом их все меньше.

В самом начале, когда я там работал, с финансированием было, наверное, получше, хотя и неправильно с экономической точки зрения. У Мостовщикова журнал был особенно интересен, но такому специфическому интеллигентскому кругу.

В последнее время, когда он мне на глаза попадался, я его пролистывал — очень нерегулярно. Помню, что там в один момент какую-то девушку поставили главным редактором, и он стал совсем пресным».

Алексей Казаков Алексей Казаков 2004–2007

«Если честно, то последний раз бумажный журнал целенаправленно покупал года три назад (исключение — «Афиша–Еда»). Поэтому, как бы это ужасно ни звучало, но никаких особых эмоций в этот скорбный момент не испытываю. Неприятно, конечно, за людей — они все равно до последнего старались-держались, а теперь, возможно, теряют работу. Но при этом единственная, простите, метафора, которая приходит на ум в связи с «БГ» последнего извода, — это хоспис. Поскольку официальная формулировка: журнал не закрыт, а его выпуск приостановлен, то пациент все-таки не умер, а его отправили в кому. И, наверное, там ему будет лучше, потому что морфий, как известно, в наше время достать бывает непросто».

Филипп Дзядко Филипп Дзядко 2007–2012

«Я за последнее время, к сожалению, слишком часто с «БГ» прощался: когда был вынужден уйти сам и когда спустя год ушла редакция Леши Мунипова и Кати Кронгауз (бывший главный редактор сайта bg.ru. — Прим. ред.), и теперь мало что могу добавить. Разве что у этого героя была красивая, богатая на события и вообще довольно удивительная биография. И главное — спасибо ему за все и спасибо всем к этой биографии причастным, это были счастливые часы и годы. Хорошо, что он все же не успел превратиться в дряхлого беззубого пенсионера, такое количество удивительных людей его создавали за 10 лет, что все — иногда очень разные смыслы — не исчезнут в одночасье, а как-то будут прорастать, даже после исчезновения обложки с логотипом «Большой город» на типографском станке. Впрочем, все это чушь, на ум приходит песня, которую в подобных обстоятельствах произносит мой товарищ и когда-то арт-директор «БГ» Юра Остроменцкий: «Мы играли в самой ... группе» (в смысле — великолепной. — Прим. ред.). Участники этой группы, кажется, не сидят сложа руки. Как минимум надо выпить весело».

Алексей Мунипов Алексей Мунипов 2012–2013

«Очень жаль, что так все закончилось. Мне сейчас сложно что-то чувствовать по этому поводу. Мы все сильно переживали, когда уходили, и все эмоции остались там (в июне 2013 года после конфликта с собственником большая часть редакции «Большого города» уволилась. — Прим. ред.). К сожалению, уже тогда было понятно, что к этому все идет — что владелец просто устал от истории с «БГ» и хочет как-то от него избавиться, просто жалко вложенных денег и бренд. Про решение закрыть журнал я слышал еще в декабре. Но все равно хотелось верить, что в судьбе журнала произойдет какой-нибудь неожиданный поворот — так уже не раз бывало. 

Тут сошлось много разных историй. И то, что бумажные издания в целом себя сильно хуже чувствуют, и спад на рекламном рынке (запрет на рекламу алкоголя и так далее), и внутренние проблемы. Ну и, конечно, все эти пертурбации последнего времени окончательно распугали рекламодателей, и нужна была какая-то сверхидея, чтобы вывести журнал хотя бы в ноль. Просто сократить расходы оказалось недостаточно.

У меня по-прежнему есть некоторые сентиментальные чувства по поводу бумажных изданий в принципе и бумажных городских изданий в частности. С другой стороны, это вопрос бизнеса. Если ситуация с деньгами и рынком такая, что издавать журнал бессмысленно, значит, бессмысленно — из эмоций тут много не выжмешь. Конечно, лет пять, а тем более восемь назад все было по-другому, тогда был мощный эмоциональный фон вокруг всего, что мы делали.

Перспективы нынешнего сайта «БГ» мне оценить сложно. Как минимум у журнала и сайта есть архив за 10 с лишним лет, очень не хотелось бы, чтобы он пропал. Есть еще мобильный путеводитель «Атлас «БГ» — это вообще отличная штука, с ним уж точно не должно ничего произойти».

Ксения Чудинова, главный редактор «Большого города» в 2013–2014 годах, была недоступна для комментария.

Ошибка в тексте
Отправить