перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Русские медиа изнутри

«Пусть хипстеры стыдятся»: Даниил Трабун о том, как изменится журнал «Афиша»

Перемены
Фотография: Ксения Колесникова

С 1 августа у журнала «Афиша» будет новый главный редактор: на смену Александру Горбачеву придет Даниил Трабун из Look At Me. «Город» обсудил с ним, как в последнее время изменилась Москва — и как это скажется на «Афише»

  • Журнал «Афиша» по нынешним меркам выходит с незапамятных времен, как газета «Искра» практически. У многих есть любимый период, когда журнал с ним резонировал, а все остальные — нелюбимые. Тебе «Афиша» когда нравилась?
  • Та «Афиша», которая сильнее всего меняла мое сознание, — это журнал с котиком на обложке, который вышел в конце 2007 года, номер про новогодние каникулы. В нем было передано ощущение и того, что
    происходит с редакцией, и того, что нам всем хочется делать после 31 декабря — то есть ничего. Там были инструкции совершенно идиотские: танцы, фокусы, снежинки. Плюс этот номер был соединен с диджиталом. Мне казалось, что видео с Сапрыкиным, который играет песню Рианны «Umbrella», было приложением к номеру, без которого нельзя было понять, что происходит на бумаге. А без номера, собственно, неясно, почему главред, одетый в костюм медведя, играет на аккордеоне. Афиша всегда была таким ощущением. Да, эпохальный номер про новые медиа был классный, но любить будут «Афишу» за обложку с Мелом Гибсоном, на которой написано «Алкоголь», или огненного Цоя, подписанного строчкой «Мы хотим перемен». Вот это нужно держать в голове при работе над следующими номерами. И, как маленькому ребенку, пропихивать информацию вместе с котенком в гобеленах. Ну, собственно, так сегодня все и работает.

  • И все-таки природа «Афиши» какая, это развлекательный городской журнал или он может быть социальный и про политику?

  • Я тут недавно вспоминал программу «Куклы» на НТВ и понял, что я рос с телевизором, который был свободным и веселым. И политика была свободной и веселой — то есть это вещи, которые друг другу абсолютно не должны противоречить. И если чуть-чуть глобально на все это посмотреть, становится понятно: социалка может быть развлечением, политика — сто лет как поп-культура. Вирусные ролики на каком-нибудь Upworthy, где люди приходят на собственные похороны, чтобы убедиться в том, что водить нужно пристегнувшись, набирают сотни миллионов просмотров. Так что да, конечно, «Афиша» развлекательный городской журнал, но ощущение реальности из него исчезать не может и не должно. Просто можно все так устроить, всех так перехитрить и сделать в конце концов честно, ярко и остро, но при этом интересно и легко.

Маска Астробоя на Трабуне вовсе не означает, что «Афиша» будет теперь писать исключительно об андроидах

Маска Астробоя на Трабуне вовсе не означает, что «Афиша» будет теперь писать исключительно об андроидах

Фотография: Ксения Колесникова

  • Есть такая претензия к поколению «Афиши» и Look At Me: хипстеры, русофобы, ничем серьезным не интересуются, только смотрят сериалы и ходят в бургерные и сосисочные. Такие и профукали страну.

  • Это такая инфантильная черта, мне кажется: всегда лучше на кого-то ответственность переложить, пусть хипстеры стыдятся. Если в таких терминах говорить, то страну профукали вообще все, а параллельно мы наоткрывали сосисочных и подключили в парках вайфай. Теперь давайте с сосисками, уличным интернетом и библиотеками-коворкингами все-таки оглянемся, оценим и разберемся, что там вообще такое произошло. Недавно вышедший документальный фильм «Срок» нам всем в помощь. Ну и конечно, неверно говорить, что это поколение не интересуется политикой: вот Ежику или Илье Клишину сколько лет?

  • Несколько лет назад мы считали, что принимаем участие в политике, хотя на поверку оказалось, что мы как раз развлекались, а настоящая политика еще впереди и мы к ней не имеем никакого отношения.

  • Я всегда завидовал американской системе образования, потому что там в школах учат дебатам. Дети тренируются обсуждать что-то, отстаивать свою позицию. В России дебатам никто не научился, текст Конституции никто не помнит, а некоторые даже не читали. Политику вдруг заметили в сериале «Карточный домик», жаль, он вышел после событий на Болотной.

  • Тогда было модно говорить об изменениях. Как «Афиша» меняет город, как The Village меняет среду, так и митинги на Болотной изменят большую политику. Казалось, город сначала изменится декоративно, а потом и по-настоящему. Было время, когда установка любой новой лавочки вызывала невероятный восторг. Каждый шарик мороженого, в который подмешали ложку бузины, — вообще разрыв шаблона. Мы все были в плену милой иллюзии, которую сами же и создавали.

  • Да, а на самом деле, кроме всех прекрасных качеств, велодорожка — это политический капитал, который кто-то зарабатывает. Но мы до сих пор этими шариками мороженого наши расстройства заедаем. Маятник как-то качнулся назад, второй шанс, в общем, всегда есть, просто потраченного времени жалко.

  • Казалось, что если можно сделать красивый и удобный город, значит, можно и другие системы заставить эффективно работать. Поэтому довольно страшно сейчас очнуться и почитать, например, переписку Антона Буслова с Ольгой Голодец. Или увидеть, например, как быстро уезжает из страны Дуров, который казался неприкосновенным.

  • Но, в отличие от Дурова, все население России не будет искать страны для эмиграции на своей личной странице в фейсбуке. Если уж я был рупором, который рассказывал, что наши города меняются к лучшему, что наша поп-культура не менее интересна, чем мировая, что наши дизайнеры и технологические компании невероятно крутые и что не надо никуда переезжать, а сам в итоге эмигрировал, я, получается, миссию провалил. Читатели останутся и будут расхлебывать все, что здесь происходит.

  • Главная проблема, конечно, в том, что сейчас происходит с новостными изданиями. Невозможно прорываться через поток даже не пропаганды, а цитирования бредовых депутатских запретов то одного, то другого — повестка дня совершенно фиктивная получается.

  • Надо из этой информационной помойки вылезать и формировать свою повестку. Выбирать между новой патриотической книгой Мединского, его критикой современного искусства и новыми законами, ограничивающими интернет.

Фотография с обложки номера «Афиши», посвященного 15-летию издания

Фотография с обложки номера «Афиши», посвященного 15-летию издания

  • Давай вместо прустовской анкеты я тебя попрошу обсудить номер, который «Афиша» на пятнадцатилетие выпустила. Есть много священных героев — Муджус, Noize MC, Оксана Акиньшина, Капков, Собчак, Шнур, Олег Кулик, — которые тебе достаются по наследству, и непонятно, кого из них ты возьмешь в будущее.

  • Муджуса — обязательно. Для многих это символ хипстеров, человек, который не умеет петь, рифмует кровь с любовью. Для меня Муджус — современный художник, который использует совершенно разные инструменты для того, чтобы свои идеи людям передавать. Он еще не раз всех удивит, уверен. Noize MC, так же как и Ляпис Трубецкой, это музыканты с социальной позицией. И того и другого я бы в пантеоне «Афиши» оставил. Шнуров ни в какую «Афишу» больше сам не хочет, у него главное медиа теперь YouTube. Кулик и другие прекрасные современные художники важны: они рождают новые смыслы независимо от того, что происходит в стране. Ну а Капков, Собчак и другие политические трикстеры — тоже обязательные герои. Вообще, мне кажется, ну никак не получается расстрельный список. Старые герои отваливаться должны естественным образом, заменяясь новыми. А новые появляются уже сейчас, в этом сомнений нет.

  • Денис Симачев? Мне кажется, тебе наглая риторика начала и вся эта симачевщина и хохлома не очень близка.

  • Симачева я бы оставил, потому что мне хочется сделать номер про осознание русскости и соединить в нем Симачева, Рубчинского, Эрнста и Путина. Вероятно, этот журнал вызовет возмущение — ну и отлично. Сейчас нам насаждают идею про великий русский народ — вот были Олимпийские игры, на которых Эрнст показал, что такое Россия для него. Было бы здорово узнать мнение остальных культурных героев.

  • А Эрнста ты бы в своем журнале оставил? Тебе понравились церемонии на Олимпийских играх?

  • Мне не понравилось, что в фейсбуке люди легко простили Первому каналу все новости с Катей Андреевой только потому, что приметили Марка Шагала в шоу на открытии Олимпиады. Лично на Эрнста я при этом совсем не зол. Именно благодаря ему на Первом канале есть такие сериалы, как «Оттепель», которые мы все хоть разок да посмотрели. Там когда-нибудь запустится сериал «Москва — город Грозный», пролежав на полке фантастическое количество времени. Эрнст сам по себе — очень интересный. Про него надо снимать фильмы и писать книги.

  • Тебе, конечно, тяжело. Продолжать «Афишу» Сапрыкина–Красильщика–Горбачева было бы неамбициозно. А взять все переломать и развернуть в совершенно другую сторону ты сможешь?

  • «Афиша» довольно долго существовала вне правил, на некой такой внутренней интуиции, нелюбви-любви. Силы все сломать, конечно, есть, вот Look At Me же ломали. Но лучше сначала понять, как «Афиша» работает, какими крючками она связана. «Афиша» — семья, секта, любовь большая, и то, какими силами это все держится, секрет.

Первый номер «Афиши» под руководством Даниила Трабуна выйдет 29 августа. 

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить