Приложения
Как Департамент информационных технологий опутывает приложениями Москву
По просьбе «Города» Иван Голунов поговорил с главой Департамента информационных технологий Артемом Ермолаевым о Москве как наборе приложений, городских сервисах и чиновниках в соцсетях.
- Мало кто понимает, чем занимается Департамент информационных технологий Москвы. Давайте я выскажу свое мнение, а вы меня поправите. С одной стороны, вы контент-бюро, которое придумывает и создает информационные продукты: таблички с QR-кодами, мобильные приложения. С другой стороны — вы выступаете как системный интегратор, который закупает московским чиновникам компьютеры и оплачивает им интернет.
- Да, наверное, можно так сказать. У нас две основные задачи. Удовлетворять потребности исполнительной власти в области информационных технологий, при этом создавать внутренние компьютерные системы и выступать единым закупщиком компьютеров и другого оборудования для нужд городских властей. А вторая задача — делать информационные продукты для жителей, делая для них город комфортнее, удобнее и уютнее.
- Давайте поговорим о ваших продуктах. Недавно вы выпустили мобильное приложение «Активный гражданин». Задача понятна — узнать мнение горожан. Но там так странно сформулированы вопросы, что ответ на них зачастую однозначен. Например: «Поддерживаете ли вы снос киосков с нелегальной торговлей, которые нарушают архитектурный облик города и создают помехи пешеходам?». Я не могу себе представить ни одного человека, который не поддержал бы снос подобных киосков.
- Нужно понимать, что раньше все решения чиновников принимались без какого-либо участия граждан. Наша команда хочет эту практику поменять. Все члены правительства Москвы, безусловно, профессиональные управленцы, но при решении некоторых вопросов мы можем и должны максимально учитывать мнение жителей. С формулировками вопросов пока действительно есть проблемы, но вы поймите: до этого чиновники и горожане практически не общались. Cейчас обе стороны учатся это делать: одни учатся спрашивать, а другие — учатся отвечать. «Активный гражданин» — это абсолютный стартап. Нигде в мире нет такой системы, где власть и население на регулярной основе вели бы прямой диалог. Возвращаясь к вашему вопросу — да, кто-то действительно может ответить, что он против сноса нелегального киоска, например его владелец
Портал городских услуг pgu.mos.ru весной 2014 года запустил рекламную кампанию, в которой о его полезных возможностях рассказывали телеведущая Анфиса Чехова (на фотографии), Ирина Слуцкая и Оксана Федорова
- На вопрос «Хотите ли вы озеленить свой двор?», вероятно, отвечают «нет» строительные компании, занимающиеся точечной застройкой?
- Часто против озеленения двора бывают сами жители. Мне это тоже казалось странным, пока я сам не столкнулся с жалобами жителей. С одной из управ мы решили провести очный мини-референдум в одном из дворов, где планировалась установка песочницы и качелей для детей. Так, более 50% жителей сказали: «Нам не нужна детская площадка, у нас в доме мало детей, нам лучше бы парковку для автомобилей». Поэтому ответы совершенно не очевидны. Многие будут против озеленения дворов не только из-за нехватки парковок, у кого-то еще есть аллергия на цветение растений. Люди разные бывают. Идея как раз состоит в том, чтобы вскрыть проблемы в тех вопросах, которые нам кажутся очевидными. В приложении люди будут указывать свой адрес проживания, что позволит нам делать районные и даже дворовые опросы. Кроме района, в котором человек живет, он сможет отметить еще несколько районов — в котором он работает или, например, тот, где живут его родители. Это позволит детализировать вопросы, и чиновники смогут узнать, что в конкретном дворе лучше не высаживать березы, потому что среди жителей дома много людей с аллергией на цветение березы.
- Почему «Активный гражданин» сделан только для пользователей мобильных устройств? Я загрузил это приложение, готовясь к интервью с вами, а у моей мамы нет даже планшета, то есть она не сможет рассказать вам, есть ли у нее аллергия на цветение березы.
- Действительно, сначала мы запустили проект на более продвинутую и компактную мобильную аудиторию, чтобы обкатать свои внутренние процедуры: как выносить вопрос, как учитывать результаты и раздавать поручения по итогам. При этом там и уровень доверия выше, и накрутки практически исключены, потому что человек проходит через определенные фильтры, чтобы получить доступ к магазину приложений. Через месяц после старта добавили голосование через сайт — также с идентификацией через номер мобильного телефона. Доступ в интернет есть у 70% москвичей, так что основное обвинение насчет «имущественного ценза», считайте, сняли. Сейчас продумываем механизмы для офлайн-голосований.
По словам Артема Ермолаева, особняк золотопромышленника Стахеева на Новой Басманной, 14, — один из домов с QR-кодами, благодаря которым на сайт «Узнай Москву» заходят чаще всего. Что характерно, сам Департамент информационных технологий располагается по адресу Новая Басманная, 10
- Информационные стойки для бабушек, которые будут стоять в поликлиниках?
- В том числе. Мы смотрим, где есть большая проходимость и возможность установить информационную стойку с консультантом, который будет учить пожилых людей пользоваться системой.
- Дорого ли обходится этот проект городскому бюджету?
- Для активных участников проекта «Активный гражданин» предусмотрена система поощрений. Отвечая на вопросы, пользователь зарабатывает баллы, которые потом сможет обменять на билеты в театр или музей, бесплатные часы на парковке и другие услуги, которые оказывают городские учреждения. Это основные расходы на проект. Но мы будем компенсировать эти расходы за счет перезачетов между разными структурами города.
- На идею создания приложения «Активный гражданин» вас натолкнула реакция на письма Сергея Собянина, которые он рассылал на электронную почту москвичей?
- Да, мы были удивлены активностью горожан. Первое письмо мэра, в котором предлагалось отметить темы, которые неплохо было бы обсуждать с москвичами напрямую, мы разослали на 1,8 млн электронных адресов и в течение 2-3 дней получили около 400 тысяч ответов. Потом был еще опрос про переименование ВДНХ и реконструкцию Триумфальной площади и такой же шквал ответов. Мы поняли, что жители готовы делиться своим мнением с чиновниками. Но электронная почта — это не очень удобно. Была целая эпопея, чтобы письма не попадали в спам, чтобы они не раздражали человека.
- Кто активнее всего отвечал?
- Почти все социальные группы. Конечно, люди пожилого возраста были в меньшинстве, наиболее активно отвечало поколение 20–30 лет, которое верит, что может изменить город.
- Адреса электронной почты брали из системы «Наш город»?
- Было два источника: «Московский портал госуслуг», в котором зарегистрировано 3,5 млн пользователей, и сайт «Наш город».
- Когда я получил письмо от Сергея Собянина, долго думал, откуда он узнал мой e-mail. Я никогда не регистрировался на городских ресурсах, но вспомнил, как полгода назад меня отказывались записывать к врачу в поликлинику, пока я не скажу свой e-mail. Я сказал один из адресов, и именно на него мне пришло письмо от Собянина, хотя я не давал разрешения на получение таких писем.
- Доступ к базе адресов имеет только мэр. Мы не видим ничего криминального в том, что мэр Москвы обращается таким способом к жителям города, которому он служит. Более того, после писем Собянина мы увидели рост числа регистраций на портале госуслуг, потому что жители хотят участвовать в тех или иных опросах. Они хотят этого диалога на волнующие их темы.
- Портал «Наш город» — это тоже проект вашего департамента. Перед интервью я решил проверить, как он работает, и отправил на сайт жалобу на отсутствие урн в моем дворе. Но она почему-то была отклонена модератором. Я написал еще раз, добавил к тексту, как учат на форумах, волшебную фразу «Это позор нашего района!!!». Модератор опубликовал, а через несколько дней появились урны, но они оказались дырявые. Что мне теперь делать?
- Мы внедрили механизм подтверждения решения проблемы от автора претензии. Если вам установили урны, но они оказались дырявыми — вы просто не подтверждайте решения проблемы. Если вы отвечаете, что «проблема не решена», то сообщение уходит в контрольный орган, и он начинает разбираться с управой. Когда мы начинали этот проект, была задача выстроить систему контроля власти снизу. Не могу сказать, что все получается, потому что еще много проблем. В управах постоянно придумывают новые способы, как обмануть систему, но на каждый яд есть противоядие.
- Была история с увольнением главы управы «Орехово-Борисово Северное», который очищал снег с дорог при помощи фотопоша. Это была показательная акция или таких историй много?
- Здесь есть и положительный момент! Представляете, сотрудники управ стали изучать современные технологии и освоили фотошоп. Это же прогресс! (смеется. — Прим. ред.) Но грустно, что они это делают, вместо того чтобы эффективно работать. Случай с увольнением главы управы не единственный, ведь на местах постоянно придумывают, как обмануть эту систему. За время работы портала за обман пользователей и хроническое неисполнение обещаний устранить проблему работы лишились более двух десятков высокопоставленных чиновников.
- Департамент информационных технологий принимал участие в проекте с платными парковками?
- Мы занимались разработкой мобильного приложения для оплаты парковки. Никто до нас в России не делал системы оплаты парковки через мобильное приложение или СМС-сообщением, поэтому мы собрали все синяки. Многие узнали, что, пользуясь корпоративными мобильными телефонами, они не имеют доступа к большому количеству услуг. Мы вскрыли много проблем в работе мобильных операторов, показав им, как нужно изменить механизмы работы.
- Я помню, что всех также волновал вопрос непрозрачности системы оплаты. Откройте главную тайну прошлого года — почему короткий номер 7757, на который отправляют СМС для оплаты парковки, был зарегистрирован на частную компанию?
- Он не был зарегистрирован на частную компанию. Вы знаете, больше всего меня поражает в этих историях, что неграмотность порождает слухи. Короткие номера — это ограниченный ресурс. У многих красивых номеров есть владельцы, которые могут отдать их в аренду. Все, что было сделано с короткими номерами 7377, 7577 и другими, находится в норме права. Мы делали публичные оферты, по которым арендовали эти номера, мы заключали все необходимые контракты. Главное — механизм оплаты за парковку полностью прозрачен, мы объясняли, как деньги поступают в бюджет города. Если какой-то компании принадлежит короткий номер, который был официальным образом арендован правительством Москвы, то это не означает, что эта компания получает деньги за оплату парковки. Меня тогда поразило, что эта тема так активно обсуждалась.
- Тогда всех смущало, что эта компания получила эти номера незадолго до того, как городу понадобились эти же номера. Компания принадлежала офшору, а до офшора…
- Самое важное — как поступают деньги за платеж. Они поступают сразу в бюджет, минуя всех посредников. Более того, этим компаниям мы ничего не платим за эти номера. Как можно своровать деньги, если они сразу поступают в бюджет?
Так выглядят опросы в приложении «Активный гражданин». За участие в каждом опросе начисляются баллы, которые потом можно тратить. Тарифы примерно такие: 667 баллов «Активного гражданина» = 100 рублей на парковку, 1500 баллов = 11 поездок в метро, при этом 3333 балла = 15 минут катания на пони, 1000 баллов = 1 посещение пляжа в Тушино или поход в Музей Москвы
- Просто схема необычная, и кажется, что тут что-то неладное. Компания регистрирует номера и бесплатно отдает их вам. Владельцы — кипрский офшор, а до этого три гражданина России, один из которых, Денис Титаренко, сейчас возглавляет структуру правительства Москвы — ГУП «Единый социальный регистр».
- А я когда-то работал в американской компании Cisco. Что, теперь меня надо вывести во двор и расстрелять, потому что я все секреты продаю американской корпорации или правительство Москвы работает на американскую корпорацию?
- Изначально у вашего департамента была задача заниматься информатизацией для всех департаментов правительства Москвы. Но сейчас, например, Департамент транспорта занимается этими вопросами самостоятельно. Что произошло?
- Действительно, с определенного момента Департамент транспорта занимается этими проектами самостоятельно. Мы сделали для них приложение «Паркинг Москвы» и систему оплаты и учета платной парковки. У Департамента транспорта также есть крупный проект по созданию «Интеллектуальной транспортной системы», в который входит оснащение автобусов системой навигации ГЛОНАСС, установка информационных табло на остановках и многое другое. Было решено, что этот проект передается в Департамент транспорта, потому что они с ним очень плотно увязаны. Это их проект, и необходимость что-то согласовывать с нами только затягивала работу.
- Кстати, а какова судьба электронных табло на остановках, которые уже полгода сообщают: «Идет подключение к модему». Почему так получилось? Мне рассказывали, что изначально эти столбики закупал почему-то департамент ЖКХ без согласования с вами и Департаментом транспорта, поэтому они не могут подключиться к существующим информационным системам, и вроде бы сейчас концепция — убрать эти табло и повесить новые.
- Это не наш проект. Я точно так же, как и вы, вижу, что они не работают, но ничего сказать не могу.
- Хорошо. Давайте о другом вашем продукте — «Электронном атласе». Я правильно понимаю, что вы с нуля повторили карты «Яндекса» и «Гугла» и даже сделали собственную съемку всех уличных панорам?
- Если вы посмотрите на определенный район города на картах «Яндекса» и на картах Google, то вы увидите, что часто у них различаются адреса домов, а иногда и формы домов разные. Например, пишет житель жалобу, что на улице Строителей, дом 5, есть проблема. Чиновник, который рассматривает жалобу, открывает «Яндекс.Карты» и видит, что вообще нет такого дома, хотя он есть в нашей внутренней системе. Если с «Яндексом» еще можно договориться, то российский офис Google не может принять решение о таких изменениях. Нам была нужна единая карта, которую могут использовать все городские службы и которую мог бы видеть горожанин, чтобы говорить с этими службами на одном языке. Например, Департамент рекламы видит, что в документах указана рекламная конструкция высотой два метра. Сотрудник заходит в «Электронный атлас», находит вывеску на панораме — они у нас с лазерным сканированием объекта, что позволяет внедрить дополнительные функции, — меряет «линейкой» и выясняет, что ее высота — 8 метров. Ему не нужно проверять это на месте, он делает скриншот и оформляет документы о нарушении и штрафе. Кроме того, у нас в карте нет рекламы и других надстроек. Из преимуществ — мы дважды в год переснимаем весь город для сервиса панорам и позволяем пользователю переключаться между более старыми панорамами, чтобы посмотреть, как меняется город. Мы также снимаем закрытые для автомобилей территории, дворы. Например, вся внутренняя территория ВДНХ есть только на «Электронном атласе».
- Я посмотрел ваши соцсети и увидел, что вы часто чекинитесь в коттеджном поселке «Потапово» в Новой Москве. Вы там, наверное, живете?
- Я приезжал туда пару раз. Там друг живет.
- Судя по картам «Яндексе» и Google и вашему «Электронному атласу», через этот коттеджный поселок проходит дорога, которая связывает Южное Бутово с Калужским шоссе, но по факту перед въездом в поселок стоит шлагбаум с охранником, который никого не пускает. Получается, что в вашем «Атласе» такие же ошибки?
- Мы сейчас пытаемся на «Атласе» построить механизм жалоб на неточности, когда вы кликаете и сами исправляете неточность. В картах «Яндекса» и Google такое невозможно.
- У вас есть проект на модную тему big datа — портал «Открытые данные», но там пока какие-то странные данные вроде списка площадок для игры в городки, но нет какой-нибудь интересной статистики, например, по уровню преступности или заболеваемости по районам?
- Полиция — это федеральная структура, и городу не подчиняется. Статистика по преступности принадлежит МВД РФ. Как только они дадут команду на ее размещение, мы это сделаем. В противном случае это нарушение закона о служебной тайне. Механизм же раскрытия таких данных и даже средства для их визуализации у нас уже есть в одной из внутренних систем. А вообще, у нас много данных, кому-то они интересны, кому-то нет, по крайней мере сторонние разработчики сделали на их базе уже несколько десятков мобильных и веб-приложений. Например, мы публикуем перечень площадок с детскими аттракционами, которые прошли сертификацию в госорганах. Это важная информация — никто ведь не хочет угробить своего ребенка. Часто бывает — предприниматель поставил карусель, но не известно, безопасна ли она. Вы, зайдя на сайт, быстро можете узнать, где безопасно, а где нет. Мы будем идти дальше и раскрывать интересные данные, но вы поймите, что где-то есть ограничения, а где-то нет. Например, многие спутниковые карты, опубликованные в том числе в Google и «Яндекс», формально нарушают гостайну. Мы не можем нарушать закон, а можем только пытаться их менять. Для того чтобы реализовать многие вещи, которые вам кажутся простыми, нужно добиться отмены множества запретов, которые копились десятилетиями.
Приложение «Моспаркинг» — без дураков, полезнейшая вещь, нужная как для поиска парковки, так и для быстрой оплаты ее (хотя бесплатные парковки приложение тоже знает и советует)
- Несколько лет назад в Москве стали популярны QR-коды. Началось это с вашего департамента, который разместил QR-коды на многих исторических зданиях. Почему была выбрана именно эта технология? Ведь в мире она не сильно популярна. Есть ли какая-то статистика по пользованию QR-кодами?
- Прямых переходов с 500 табличек, которые установлены сейчас по городу на архитектурных памятниках, с начала года порядка 50 тыс. Больше всего с особняка фабриканта Морозова на Смоленском бульваре, с памятников на Новой площади и дома Стахеева, также известного как Центральный дом детей железнодорожников. Важно понимать, что табличка — это не просто офлайновая гиперссылка, это способ напомнить прохожим: обрати внимание, посмотри по сторонам — за каждым зданием есть какая-то история. Часто сам вижу, как люди замедляют шаг перед кодами, обращая внимание на здание, мимо которого раньше пробегали, не глядя. Это своеобразная культурная разметка и элемент инфраструктуры, на базе которой можно строить прогулки, тематические маршруты. Онлайновая часть проекта — это портал и приложение «Узнай Москву» с подробной базой знаний по историческим объектам, которая обновляется как специалистами, так и по принципу «Википедии» — любым зарегистрированным участником.
- Да, я читал, что даже на остановках общественного транспорта будут размещать QR-код «Тревожной кнопки» для вызова полиции.
- Я про эту идею не слышал. Задача нашего проекта «Узнай Москву», в рамках которого QR-коды размещают на исторических зданиях, — чтобы молодежь немного узнала историю и свой город.
- Почему московские чиновники практически не имеют аккаунтов в социальных сетях? Твиттер есть только у главы Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексея Комиссарова и спикера Мосгордумы Владимира Платонова, в котором публикуются пресс-релизы. C фейсбуком попроще, там активен Сергей Капков, но даже на вашей странице последнее сообщение было летом 2013 года.
- Большинство чиновников — ретрограды, и им нужно переломить себя, чтобы что-то писать в соцсети. К тому же есть определенные нормы общения — как только ты появился в соцсети, тебе нужно постоянно отвечать. Ты должен вести диалог с каждым человеком, а вести дискуссию с миллионом человек крайне сложно. На это физически не хватит времени, либо нужно сидеть на заседании правительства Москвы и постоянно что-то ретвитить. Это неправильно.
- Часто поведение чиновников в соцсетях выглядит комично. В прошлом году перед выборами мэра у Собянина появилась страничка в фейсбуке со слоганом «Сергей Собянин — человек, который изменил все», там появилось несколько предвыборных роликов и обещание ликвидировать очереди в детские сады к 2014 году. Через две недели после выборов все увидели уведомление фейсбука «Сергей Собянин — человек, который изменил все» изменил фотографию своего профиля», и с тех пор страница не обновлялась.
- Официальных личных аккаунтов у мэра нет, это его решение. Но это не значит, что он далек от блогосферы, естественно, он регулярно получает сводки того, какие городские темы обсуждаются, и учитывает это, в том числе вынося определенные вопросы на голосование в «Активном гражданине».
- Получается, что чиновники ведут профайлы в соцсетях только по личной инициативе. Но ведь это хороший способ наладить диалог с жителями?
- Для того чтобы понимать настроения в соцсетях, не обязательно в них находиться. Сейчас много систем мониторинга блогов. Все руководители департаментов также каждое утро получают сводку, что обсуждается в интернете по его сфере. Но чиновник не писатель, чиновник — читатель. Почему? В том числе потому, что мы ограничены законом «О госслужбе», который не позволяет нам рассказывать определенную информацию и давать оценки.
- Многие столичные чиновники в твиттере подписаны на Алексея Навального. У него недавно была претензия к вам по Инвестиционному порталу Москвы, создание которого обошлось бюджету в 225 млн рублей. Это же очень много?
- Авторы этого сообщения все перепутали. Они сложили все суммы, которые когда-либо выделялись на этот сайт, но не учли, что трижды полностью менялась концепция этого сайта.
- Почему так получилось? Было плохо сформулировано техническое задание?
- Работу над этим сайтом начинала еще команда предыдущего мэра. За несколько лет мы фактически сделали 4 разных «Инвестиционных портала», а не только тот, на который вы сейчас можете зайти. Проект постоянно дорабатывался и совершенствовался. Все видят готовый сайт, но никто не знает, как происходит процесс согласования с десятками органов правительства Москвы и доработки сайта по их просьбам. То, как сайт выглядит сейчас, и то, каким он планировался изначально, — это абсолютный разворот на 180 градусов.
- Но по факту есть один сайт за фантастические 8 миллионов долларов. Ведь никто же не знает о его многочисленных черновиках и доработках.
- Попытаюсь объяснить еще раз. Предыдущие варианты сайта выкладывались в интернет по этому же адресу. Просто задачи менялись — сначала сделали презентационный сайт про инвестиционный климат Москвы, а потом решили поменять концепцию и сделали сайт с конкретными предложениями для инвесторов. Это разные сайты, которые были просто размещены по одному адресу. Смешивать все, что находилось по одному адресу, в кучу — неправильно.
- Какое из мобильных приложений от правительства Москвы самое популярное?
- По количеству установок лидирует приложение «Транспорт Москвы» — у него почти 300 тыс. пользователей, а по интенсивности использования — приложение «Госуслуги Москвы» — через него можно записываться к врачу, сдавать показания водосчетчиков и т.д. — и, конечно, «Парковки Москвы». «Активный гражданин» неплохо стартовал, оказавшись за несколько дней в топе Google Play и AppStore. Если говорить о мобильных сервисах — это, безусловно, уведомления для родителей о приходе и уходе их детей из школы — ежедневно этот сервис отправляет сотни тысяч СМС. СМС-оповещение о штрафах ГИБДД довольно популярно, сообщение приходит непосредственно в день нарушения, и штраф можно сразу же оплатить со счета мобильного оператора.
- Многие мобильные приложения, например «Узнай Москву», разрабатывает небольшая пермская компания «Прогноз», в которой некогда работал нынешний министр экономики Москвы Максим Решетников. При этом «Прогноз» прежде не занимался мобильными приложениями.
- Мы работаем с компаниями, которые побеждают на тендерах. Немногие готовы работать с нами. В отличие от других Москва никогда не платит предоплаты, у нас жесткие ограничения по рентабельности проекта. При этом мы, как любой заказчик, — самодуры, постоянно какие-то опции в проектах добавляем или удаляем, очень долго согласовываем. Например, в приложении по парковкам на стадии разработки четыре раза добавлялся новый функционал. Московские IT-компаний могут найти более выгодные заказы, а у пермской компании возможностей меньше. Помимо этого, «Прогноз» имеет большой опыт работы в госсекторе и знает все сложности.
- Сергей Собянин
- Правительство Москвы
- Яндекс
- МВД
- Мосгордума
- Алексей Навальный
- ГИБДД
- Алексей Комиссаров
- Сергей Капков
- Максим Решетников
- Cisco
- Оксана Федорова
- городские сервисы
- приложения
- парковка
- Активный гражданин
- Артем Ермолаев
- Департамент информационных технологий
- Анфиса Чехова
- Владимир Платонов
- Ирина Слуцкая