перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новый дефицит

«Баланс экспорта и импорта России сравним с Саудовской Аравией»

Перемены

Выпускник института «Стрелка», итальянец Даниеле Беллери, два месяца писал труд «На пути к автономии России», создал сайт «Наши продукты» и фактически предсказал продуктовые санкции. По просьбе «Города» Беллери суммировал свои наблюдения об экономике государства под санкциями в 10 пунктах.

Развивайте «Газпром-гламур»

В сфере розничных продаж независимость страны от импорта — это вопрос не только производственных мощностей, но и репутации товаров. Зачем покупать 10 пар русских Gloria Jeans, когда вы знаете, что джинсы H&M круче? С другой стороны, вы испытываете чувство гордости за собственные сельскохозяйственные продукты, зная, что их с радостью уплетают заграницей. Вместе с подъемом внутреннего производства России необходимо провести большую работу над собственным брендингом. Пока страна ассоциируется со «Сбербанком», «Газпромом» и «Лукойлом», тремя самыми значимыми российскими брендами, москвичи будут по-прежнему обожать Францию и Италию с их Louis Vuitton, L’Oreal, Prada и Gucci.

Даниеле Беллери — сооснователь лондонского дизайн-бюро Granger Press и редактор издания Objects Reviewed, которое доступно только на смартфонах и планшетах.

Даниеле Беллери — сооснователь лондонского дизайн-бюро Granger Press и редактор издания Objects Reviewed, которое доступно только на смартфонах и планшетах.

Фотография: Институт «Стрелка»

Валите из Саудовской России

Разве это не бред: самая большая страна на планете, притом далекая от перенаселения, имеет негативный торговый баланс по сельскохозяйственной продукции. В 2010 году 16% российского импорта составляла еда ($36,5 млрд), в то время как на внешние рынки вы поставили всего 2% от общего экспорта ($9,4 млрд). Удивительно, что единственное другое государство, где можно обнаружить такую же диспропорцию — это Саудовская Аравия. Несмотря на то, что некоторое время назад Россия была мощнейшим поставщиком сельхозпродукции, сейчас ее баланс экспорта и импорта сравним со страной, которая в 8 раз меньше ее и к тому же почти полностью состоит из пустыни. В этом плане запрет на импорт может сгладить расхождение.  

Реклама все равно сильнее пропаганды

Любое движение к товарной независимости лежит далеко за пределами конфликта западников (или европоцентристов) и славянофилов (или евразийцев). Последние все чаще рассматривают розничные товары как троянских коней либерального образа жизни. Но, подумайте, является ли еда той сферой, где запрет станет самым эффективным и не только навредит «вражеской» экономике, но и снизит культурное влияние заграницы? Как вы защититесь от потока соблазнительной рекламы западных товаров? Ведь, признайтесь, хорошо сделанная реклама вызывает куда более острое желание что-нибудь купить, чем деревенская бабушка, напечатанная на коробке молока.  

Встретимся у онлайн-кассы

Интернет — это выдающийся инструмент международной интеграции и иностранного влияния. В политике мы уже видели, как русское правительство вернуло себе символический суверенитет от Америки, используя Эдварда Сноудена в качестве заложника. Для этого им даже не понадобилось никого похищать или прибегать к каким-то другим противозаконным процедурам. Что если подобный сценарий можно экстраполировать на мир онлайн-торговли? Вы же в курсе, что онлайн-шоппинг в России переживает бурный расцвет с приростом в 26% в 2013 году и все большим интересом государства в интернете. Пока трудно сказать, когда это случится и в каком объеме, но можно с уверенностью говорить, что в ближайшие годы большую часть еды вы будете покупать онлайн.


Впрочем, ваши данные уже куплены

Каждый раз, когда вы что-то покупаете в интернете, вы оставляете продавцу не только свои деньги, но и информацию о себе и своих предпочтения. Все это хранится, анализируется и используется в коммерческих целях. Что будет, если контроль над этими данными станет ключевым инструментом внутренней политики? А учитывая попытки государства все глубже распространить свой контроль над интернетом вместе с разговорами о поддержке местных производителей и запрете на импорт, электронная коммерция уже сейчас рискует потерять независимость. Размышляя над этим, два месяца назад я создал nashiprodukty.com — сайт несуществующего онлайн-гастронома, который в игровой форме поощряет покупателей отечественных товаров и клеймит тех, кто предпочитает французскую минералку, итальянскую пасту или американский сыр.  

Собирайте патриотическую корзинку

Я, конечно, был впечатлен тем, что запрет на продовольственный импорт был введен спустя всего 40 дней после того, как запустился сайт nashiprodukty.com. Особенно учитывая, что в своем исследовании я подразумевал Москву какого-нибудь 2024 года. На поверхности мой проект — это игра. Вы выбираете пять продуктов: фрукты, овощи, мясо, сладости, напитки, понарошку расплачиваетесь, а дальше изучаете свой покупательский профиль, который характеризует вас либо как патриота России и сторонника местных продуктов, либо саботажника или предателя. На более глубоком уровне это история о конфликте свободного рынка и идеологии.    

«Азбука» чужому научит

В России, как ни в одном другом месте в Европе, различим четкий тренд: чем более дорогой магазин вы посещаете, тем меньше там будет русских продуктов. Мои первые визиты в «Азбуку вкуса» вводили меня в ступор: я видел бискотти, прошутто, песто и моцареллу — привычные для моих родных итальянских супермаркетов. Сейчас, наверное, за пару ночей торговцы успели сменить европейскую запрещенку на деликатесы из Бразилии или Турции. Однако я не уверен, что покупатели готовы отдавать такую же высокую цену за товары, которые они видят впервые в жизни.  


Заведите 35 тысяч одних курьеров

Если Россия хочет повысить объемы внутреннего производства, ей срочно необходимо улучшить свои системы дистрибуции. Исследование Мирового банка продемонстрировало, что среди стран БРИКС Россия занимает худший показатель по логистике — и это большая помеха для провозглашенного вашими правителями курса на экономическую дифференциацию. Один из факторов, который объясняет успех российского онлайн-ритейлера Ozon, – собственная служба доставки. Их конкуренты, руководствуясь бизнес-логикой, а отнюдь не из патриотических побуждений, идут даже еще дальше: в прошлом феврале гендиректор «Юлмарта» Дмитрий Костыгин сказал, что они вообще стараются не торговать импортными продуктами.   

Хватит евроремонта 

Этим утром «Утконос», мой любимый русский онлайн-супермаркет, все еще не закрыл свои секции итальянских и французских товаров. Удивительно также, что на первой странице сайта у них висит объявление о спецпредложениях на продукты для азиатской кухни. Оно распространяется в частности на рис басмати, грузинскую соду и какую-то сюрреалистическую индонезийскую керамику. Еще более поразительно, что описание этих горшочков начинаются с того, что они очень популярны в США и Европе. Я думаю, российскому ритейлу будет трудно избавиться от такого наивного подхода, даже если в стране запретят все западные продукты.

Топите печаль в вине

Стремиться к автономии можно в самых разных сферах. Политическая независимость — самое простое. Даже с едой, мне кажется, вы рано или поздно разберетесь. Но как вы будете справляться со всеми прочими обворожительными продуктами Запада? Что на счет музыки, кино, дизайна и архитектуры? Отказаться от всего этого — чересчур отчаянная миссия. А сам я уже понял, что мне делать, если тоска по итальянской колбаске настигнет меня в Москве. Я закажу на террасе «Стрелки» шприц: треть просекко, треть вермута, треть содовой и ломтик апельсина. Пока алкогольные напитки не запрещены, я буду пить за ваше здоровье.

Ошибка в тексте
Отправить