Все развлечения «Вконтакте» Типология мемов от улыбчивого кавказца до Саши Грей
«Афиша» проанализировала тысячи смешных и не очень картинок, размещенных в «ВКонтакте», и составила по возможности их полную классификацию по нескольким структурным типам.
Двусоставные мемы
На данный момент самый распространенный тип. На базовом уровне представляет собой двухчастное высказывание (завязка + панчлайн), вступающее в сложные смысловые отношения с сопутствующим визуальным материалом. Чаще всего текст обрамляет картинку (существует масса шаблонов: обиженный школьник, обкуренный парень, звездное небо и проч.), однако демотиваторы по своей структуре тоже представляют собой двусоставные мемы.
Данный демотиватор представляет классическую структуру двусоставного мема: картинка задает сюжет; первая строчка — завязка, вторая — панчлайн.
Улыбчивый кавказец — один из шаблонных героев двусоставных мемов; чаще всего картинки с ним так или иначе обсмеивают обычаи жителей юга России — зачастую не вполне политкорректно.
Картинки со звездным небом — последний тренд в двусоставных мемах; панчлайн в них зачастую представляет собой одно сказуемое, и это не столько шутка, сколько жизненное наблюдение
Персонажные мемы
Мемы, завязанные на характере специфического персонажа, который изображен на картинке: по сути, визуальная составляющая здесь выполняет функцию вербальной — то есть являет собой завязку либо панчлайн. Возможных персонажей немало: хмурый кот, выражающий закономерное отвращение ко всему живому; чернокожий ребенок, напоминающий зрителю о преимуществах золотого миллиарда; сгнивший заживо винни-пух Вонни и друзья и прочие.
В данном случае персонажем является бедный африканский ребенок, невольно напоминающий собеседнице (и зрителю) о том, что есть люди с более серьезными проблемами, чем у него/нее.
Вонни и его друзья говорят без гласных и в основном про беспросветность всего сущего.
Пример персонажного мема, не требующего даже подписи, — по ряду причин сверхпопулярная в России экс-порноактриса Саша Грей в образе Алисы Селезневой; комментарии, думается, излишни. Грей вообще одна из частых героинь самых разнообразных мемов.
Гифы
Анимированная картинка, короткая невербальная зарисовка, фиксирующая, как правило, некую эмоциональную реакцию (от ужаса до восторга; крайне популярны гифы, буквально демонстрирующие так называемый фейспалм) — и потому чаще всего использующаяся в комментариях. Кроме прочего, источники гифов неплохо описывают культурный кругозор изготавливающих их пользователей: много Голливуда, много спорта, много порнографии и зарисовок из жизни домашних животных.
Великое множество гифов визуализируют выражение «фейспалм» — то есть когда человек закрывает рукой лицо, реагируя на нелепость, высказанную собеседником. В данном случае фейспалм делает капитан Пикард из «Звездного пути».
Богатство и — главное — эмоциональная неоднозначность гифок позволяет использовать их по практически любому случаю: картинку с недалеким чернокожим мальчиком можно повесить и чтобы уйти от ответа, и чтобы заставить оппонента забыть вопрос.
Отдельно стоит отметить амбивалентность изображений: порой их можно использовать в прямом смысле, выражая, например, удивление, а порой — иронически, высмеивая такую реакцию. Главное, что во всех случаях мужчина в лодке все так же выразительно выпучивает глаза.
Синтаксические мемы
Отталкиваются от определенной, заранее заданной структуры текста с рядом переменных или — реже — без оных (например: «Я Х, я ничего не хочу решать, я хочу Y» либо «Х, что ты делаешь, аха-ха, прекрати»). Также переменной в данном случае является и картинка, которая, соответственно, непосредственно иллюстрирует комическую синтагму — в ряде случаев визуальная составляющая в таких мемах даже не является обязательной, шутка может быть и чисто смысловой.
Изначально этот мем звучал как «я девочка, я не хочу ничего решать, я хочу платье», однако затем его распространили на самые разные субъекты — вплоть до музыкального стиля дабстеп и М.М.Бахтина.
Мем «не хочу/не буду» иллюстрирует переменчивую натуру даже самых суровых людей.
В зависимости от материала структура «Х, что ты делаешь, аха-ха, прекрати» может видоизменяться, но суть, в общем, одна и та же.
Ситуативные комиксы
То же самое, что синтаксические мемы, только в данном случае структура задается не текстом, а заранее определенной последовательностью картинок, от которой, соответственно, и отталкивается вербальная часть мема. Нередко (как и во всех остальных типах) подобные мемы являются заимствованными — как, например, в случае комикса «Stare Dad»; есть, впрочем, и удачные локальные находки — скажем, знаменитая четырехчастная сценка с В.В.Жириновским.
Мимические способности Владимира Жириновского сделали его почти таким же популярным героем мемов, как Саша Грей.
Изначально англоязычный комикс «Stare Dad» посвящен сложным взаимоотношениям отцов и детей, которые особенно волнуют аудиторию «ВКонтакте».
Заведомая абсурдность заданной картинкой, перефразирующей сериал «CSI: Майами», ситуации позволяет наполнять ее сколь угодно свободным сюжетом.
Компаративные мемы
Основаны на сопоставлении нескольких изображений, объектов, точек зрения на ситуацию и так далее. Комический эффект возникает из всегдашнего несовпадения идеального с реальным либо конфликта вечного с преходящим; так или иначе, общая драматургия завязана именно на взаимодействии элементов сопоставления между собой. Компаративные мемы, как правило, иллюстрируют множественность универсума и/или его принципиальное несовершенство.
Некоторые подвиды компаративных мемов позволяют хорошо понять систему ценностей пользователей «ВКонтакте». Как уже понятно, Саша Грей в ней занимает важное место.
Абсурдистская разновидность компаративного мема: в паблике «Русские писатели и негры» такие картинки подписывают просто — «Федор Михайлович Достоевский и негр». Комический эффект достигается за счет непостижимой парадоксальности такого сопоставления.
Мемы типа «ожидание/реальность» в некотором смысле отсылают к Платону: как известно, идея стола и сам стол — зачастую две большие разницы.
Текстовые мемы
В некотором роде мошенничество: «ВКонтакте» настолько заточен на визуальное восприятие примерно чего угодно (и особенно юмора), что простые анекдоты здесь тоже зачастую упаковываются в псевдокартинки; в некотором смысле это визуальное воплощение шуток в духе сайта bash.org.ru. Отдельный подвид текстовых мемов — комические псевдоподлинные СМС-диалоги, чаще всего в виде скриншота с экрана айфона, как правило, переведенные с английского.
Переводные айфон-шутки легко распознать по указанию на американского оператора AT & T, которое обычно ленятся исправлять.
Как и во всех остальных мемах, в текстовых часто встречаются гендерный шовинизм и фаллоцентризм.
Анекдотические диалоги в текстовых мемах зачастую оформлены как переписка в «ВКонтакте».
Метамемы
Мемы, напрямую реферирующие к другим мемам. Зачастую их понимание требует даже слишком высокой квалификации смотрящего — юмор «ВКонтакте» и сам по себе зачастую непонятен стороннему человеку, что уж говорить про шутки над этим юмором. Впрочем, встречаются и вправду удачные экземпляры, издевающиеся непосредственно над другими структурными типами, такого рода метамемам полностью посвящены паблики «Нечеткие приколы» и sdf.
Некоторые из метамемов настолько погружены в реалии «ВКонтакте», что стороннему человеку непонятны в принципе.
Данный метамем обыгрывает похожесть обкуренного молодого человека — одного из шаблонных героев двухчастных мемов — на режиссера Тарантино.
Типичный метамем из паблика «Нечеткие приколы», где все мемы, собственно, нечеткие.
Психологические комиксы
Они же рейдж-комиксы. Представляют собой короткие вербально-визуальные очерки, описывающие различные типы человеческих реакций на сложные жизненные ситуации с помощью схематических, нарочито дурно нарисованных графических портретов. Типов реакций насчитывается в районе трех десятков; самый известный — морщинистое лицо с улыбкой во все зубы, иконический символ тролля; впрочем, хватает и более позитивных, и более яростных.
Реакцией «ffffuuuu» в психологических комиксах обозначается самая крайняя степень недовольства окружающим миром.
В данном комиксе представлены сразу три психологических типа в динамике.
Некоторые психологические комиксы даже не требуют слов.
Экзистенциальные мемы
Если в зарубежных тумблер-блогах картинки парадоксального русского быта обычно подразумевают комический эффект, то на родине все сложнее: существует целый подтип мемов, подразумевающих эффект, прямо обратный комическому, и подчеркивающих извечную безысходность жизни в России (а то и просто жизни). Выполнены они зачастую в черно-белой гамме; нередко переводят в трагический регистр юмористические мемы.
В паблике «Трансцендентальный кот» о безысходности всего сущего читателю напоминает призрачная кошачья морда, вписанная в монохромный беспросветный пейзаж.
Один из занятных подвидов экзистенциальных мемов — мемы про популярный в России жанр построк, известный своей тягой к апокалиптическому пафосу.
Разумеется, двухчастный мем тоже может быть экзистенциальным.
Ностальгические мемы
Здесь важна прежде всего тематика. Собственное прошлое является для пользователей «ВКонтакте» одним из главных способов самоидентификации; мемы, реферирующие к нему, четко отсекают своих от чужих — отсюда зачастую жесткий месседж. Из такого рода мемов хорошо понятны возрастные характеристики активной аудитории «ВК»: нередко человеку, который не узнает важные приметы времени, завтра не вставать в школу, а провожать туда собственных детей.
Подвид ностальгических комиксов «Не п…ди, что не» призывает зрителя отринуть стыд и принять свое прошлое во всей его полноте.
В комиксах «Если ты не знаешь, кто это», апеллирующих к важным героям общей культурной памяти, могут появиться и Егор Летов, и Розовая пантера, и Пьерлуиджи Коллина.
Некоторые ностальгические комиксы никак не обращаются к референту, а просто констатируют факт ностальгии. Одна из самых аспространенных их тем — старые видеоигры.
Все картинки и гифки взяты в социальной сети «ВКонтакте».