перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Все развлечения «Вконтакте» Павел Пепперштейн оценивает трансцендентального котика и другие мемы

Одна из черт «Вконтакте» — изобилие карти­нок о безысходности и абсурдности русского бытия. «Афиша» показала несколько таких картинок художнику Павлу Пепперштейну.

архив

«Тема безысходности, пустоты, бездны экзистенции вообще свойственна подросткам. В предподростковый период, в детстве, человек чувствует себя счастливым, потому что его организм занимается сам собой — ростом, формированием и т.д. При переходе от детства к подростковому периоду происходит своего рода изгнание из рая — человека выгоняют из рая его существования и погружают в омерзительный ад существования общественного. Так что подростки совершенно правы. Идеальное состояние подростка — это веселая безысходность или же счастливое отчаяние. Безысходность и отчаяние не должны быть мрачными, иначе получится масло масляное. Если же говорить о России, то у нас подростки довольно-таки еще оптимистичные. Главное — никак не заботиться о подростках. Здоровый путь — это как в народе говорят: пусть растет, как трава небесная».

 

1. «Безысходность»

«Как ни странно, у меня это изображение не вызывает печальной реакции. В манере рисунка присутствует некоторая техническая беспечность, детская легкость и согласие с характером компьютерной эстетики. Ребенок на рельсах явно робот и не вызывает ни капли сострадания. У поезда лицо приятное, аккуратное, со светящимися ноздрями. Если он раздавит этого искусственного малыша, то это вызовет не больше эмоций, чем если бы уборщица выкинула в помойку тухлое яйцо. Явно назревают мероприятия гигиенического и санитарного свойства. Картинка вызывает приятные ассоциации со старым железнодорожным плакатом «Что тебе дороже — жизнь или сэкономленные секунды?». В целом ряде советских детективов герои видели этот плакат в решающие мгновения и отвечали на поставленный вопрос: «Сэкономленные секунды».

 

2. «Трансцендентальный кот»

«Морской котик, а возможно, и другое существо, находится, по-видимому, в подвале. Написанный текст ценен, скорее всего, своим логическим противоречием. Слова «однажды ты уже приходил сюда, но не вернулся» свидетельствуют о том, что приходивший все-таки вернулся. В целом загадочно и лирично».

 

3. «Экзистенциализм»

«Данное произведение вызывает у меня чувство восхищения. Не знаю почему, но слово «экзистенциализм» вызывало во мне такую же скуку, как и телепередача, из которой взят кадр. Если вдуматься, телик и есть экзистенциализм в чистом виде. Как, впрочем, и компьютер. И то и другое — метафоры безысходности».

 

4. «I hate my life»

«Приятное изображение, которое, по всей видимости, должно убедить нас в том, что в наше время отчаяние и разочарование точно так же нуждаются в рекламе, как и все остальное. Но убеждать нас в этом не нужно — мы и так это знаем».

 

5. «Проблемы»

«Картинка, явно сделанная недавно на компьютере, удивительным образом перекликается с серией рисунков Ильи Кабакова 1985 года. Серия называлась «Подарки друзьям». Все рисунки были выполнены вручную, но эстетика столь же безжизненная и нарядная: Кабаков изображал в манере стандартной детской иллюстрации веселые карусели, медвежат на самокатах и прочее, но сквозь все это проступали слова — «пошел на х…». В целом мы имеем дело с таким массовым явлением, как киберконцептуализм. Будучи намного более массовым, он слабее в своих выразительных средствах, чем просто концептуализм. Слабее настолько, насколько «проблемы» слабее, чем «пошел на х…». В 1985 году знали, как ответить на «проблемы».

 

6. «Жизнь — это боль»

«Этот плакат кажется мне оптимистичным. Ведь мы привыкли не доверять прямолинейным высказываниям, отпечатанным твердыми и ясными буквами. А значит, жизнь — это не боль».

 

7. «Франц Кафка»

«Слова Кафки «любовь — это нож, которым я копаюсь в себе» очень подходят к состоянию сознания, свойственному тому возрасту, когда человек еще не знает, что другой человек всегда доставляет более острое страдание, чем ты можешь доставить себе сам». 

Ошибка в тексте
Отправить