Советская архитектура Самые большие, красивые и забытые павильоны ВВЦ
В ожидании обещанных серьезных перемен на ВВЦ «Афиша» изучила историю нескольких павильонов — от самых главных и больших до тех, о которых мало кто знает и помнит.
Что происходит с ВВЦ
Выставку и парк, занимающие 230 гектар, уже давно хотели перестраивать и переделывать. Первые павильоны здесь появились в 1939 году, когда было решено открыть Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. После войны ее серьезно изменили в первый раз — и добавили к сельскому хозяйству промышленность, получились уже «достижения народного хозяйства». В 1992 году ВДНХ попытались превратить в универсальный выставочный центр, какой должен быть в любом большом городе и дали новое название — Всероссийский выставочный центр. Но конкурировать с более компактными и современными площадками, например «Экспоцентром», который начали строить в 1970-х, он не смог и постепенно ветшал, превращаясь в большую хаотичную ярмарку и место для прогулок — по-прежнему популярное, привлекающее по 15 млн человек в год. Теперь в будущее ВВЦ, которым владеет государство, решили инвестировать московские бизнесмены Год Нисанов и Зарах Илиев — планы реконструкции пока не обнародованы, но уже этой весной выставку собираются лишить статуса охранной зоны, чтобы на территории можно было вести строительство.
Главный павильон и павильон «Космос»
Главный павильон
Дата постройки: 1954 год
Архитекторы: Ю.В.Щуко, Е.В.Столяров
«Главный» — он и есть главный: павильон высотой 90 метров со шпилем возвышается над всей выставкой. Строил его архитектор Юрий Щуко, причем дважды — в первый раз для Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1939 года, вместе с отцом, Владимиром Щуко, а второй — уже в одиночку, в 1954 (вместе с главным входом в парк Горького). В Главном павильоне было девять тематических залов: революции, успехов промышленности и сельского хозяйства, залы, посвященные партии, Конституции, а также зал, отражавший борьбу Советского Союза за мир во всем мире. В нем был один из самых больших горельефов своего времени: «Счастливый советский народ в его могучем движении вперед к коммунизму» — площадь гипсового горельефа, покрытого бронзой, составляла 80 м2. Сегодня этой гигантской скульптурной композиции не видно и, возможно, ее сняли. Снаружи здания по фронтону первого яруса были размещены 16 гербов союзных республик, а в центре над карнизом первого яруса — герб СССР. Медальонов именно 16: в одном из них, сейчас пустом, размещался герб Карело-Финской ССР, вошедшей в 1956 году в состав РСФСР. Сегодня помимо торговых ларьков в Главном павильоне находятся музей программы «Поле чудес» и постоянная экспозиция «Тайны подводного мира», на которой можно увидеть анаконду, питона и пираний.
Павильон «Космос»
Дата постройки: 1939 год, реконструирован в 1954 году
Архитекторы: И.Г.Таранов, В.С.Андреев, Н.А.Быкова
Один из крупнейших павильонов ВВЦ с 1939 года несколько раз менял названия и внешний облик. В 1938 году началось строительство павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР» в виде гигантского эллинга — сооружения, предназначенного для ремонта дирижаблей, — высотой с восьмиэтажный дом. Сельскохозяйственная техника, экспонировавшаяся в
В 1954 году павильон был реконструирован: появилась огромная арка с двумя постаментами-башнями со скульптурами трактористки и механизатора и стеклянным куполом, который стал еще одной доминантой ВДНХ. В 1956 году павильон переименовывается в «Машиностроение», а с 1967 года превращается в главный космический выставочный центр страны, в котором экспонировались макеты кораблей «Союз», «Аполлон», «Восток», выступали Гагарин и Королев.
Сейчас в павильоне продают семена и саженцы.
Павильон «Юные натуралисты»
Дата постройки: 1953 год
Архитекторы: аспиранты Московского архитектурного института
На ВСХВ-ВДНХ пионеры занимались в многочисленных кружках и трудились на отведенном для них участке земли. В павильоне было семь залов, в том числе залы юных техников, животноводов и растениеводов. На его стендах рассказывалось, как ученики школы Подольского района вырастили 600 цыплят и сдали их колхозу, как юннаты мышкинской школы боролись с сельскохозяйственными вредителями, а пионеры из Гродно изготовили валики к сигаретным машинам. На участке, примыкающем к павильону, московские юннаты высаживали различные сельскохозяйственные культуры, ухаживали за животными, жившими в вольерах.
В 1955 павильон посетил английский бизнесмен Том Уилсон, который уговорил юннатов дать ему увезти в собой горсть семян гигантской тыквы — об этом событии пионеры потом слагали стихи, которые читали на торжественном заседании в Кремле. Что при этом подумал англичанин, увидев в одном из залов панно со сценой суда над председателем сельсовета Трофимом — отцом известного Павлика Морозова, неизвестно, но бюсты детей-партизан — Вали Котика, Зины Портновой, Марата Казея, Лени Голикова — наверняка вызвали в нем восхищение. Сейчас в павильоне продаются семена, а с 2010 года открыта выставка экзотических птиц «Оранжерея дивных птичек».
Павильоны «Украинская ССР» и «Московская область»
«Украинская ССР»
Дата постройки: 1954 год
Архитектор: А.А.Таций
Павильон Украинской ССР был не только самым большим из всех республиканских павильонов, но и самым роскошным: керамические колосья на карнизе, огромный майоликовый венок из злаков, овощей и фруктов вокруг входной арки. В нише арки сохранился витраж «Переяславская рада» — в 1954 году в СССР проходили торжества в честь
Павильон «Московская, Тульская и Рязанская области»
Дата постройки: 1939 год, реконструирован в 1954 году
Архитектор: Д.Н.Чечулин
С 1939 по 1941 год павильон представлял экономику Московской, Тульской и Рязанской областей. После нового открытия выставки в 1954 году перестроенный павильон представлял уже пять регионов — Московскую, Тульскую, Калужскую, Рязанскую и Брянскую области, но спустя несколько лет Московская вытеснила все остальные. Тогда была установлена новаторская электрифицированная карта Московской области. С переходом выставки на отраслевой, а не территориальный принцип экспонирования павильон стал называться «Земледелие», а с 1964 года — «Зерно». Среди павильонов ВВЦ этот представляет особую ценность еще и потому, что был построен по проекту архитектора Дмитрия Чечулина — автора самых разнообразных по стилю московских зданий, от станций метро «Охотный ряд» и «Динамо», высотки на Котельнической и концертного зала Чайковского на Триумфальной до Белого дома, Библиотеки иностранной литературы и гостиницы «Россия», на месте которой теперь собираются построить парк. Сходство павильона со сталинскими высотками очевидно. Сейчас в павильоне продают ювелирные украшения и изделия из золота.
Павильоны «Вычислительная техника» и «Здоровье»
«Вычислительная техника» (бывший павильон «Азербайджанская ССР»)
Дата постройки: 1938 год, реконструирован в 1954 году
Архитекторы: М.А.Усейнов, С.А.Дадашев; скульптор: Ф.Г.Абдурахманов
Павильон «Вычислительная техника» первоначально посвящался Азербайджанской ССР и был одним из самых выразительных среди горстки московских зданий в восточном стиле. Помимо классических стендов, демонстрировавших достижения азербайджанских колхозов, в павильоне был установлен вращающийся стенд с экспонатами из нефтегазовой промышленности и электродинамическая озвученная карта республики. Отдельная выставка рассказывала о легендарной Басти Багировой, собравшей в 1937 году 648 килограммов хлопка за день. В 1959 году к павильону была пристроена оранжерея, где высаживались маслины, гранат, хурма и другие культуры, выращиваемые в Азербайджане. В 1963 году в связи с переходом на отраслевое деление павильонов вместо «Азербайджанской ССР» появилась «Вычислительная техника», а в 1969 году классицистический портик перепрофилированного павильона был скрыт за алюминиевым фасадом — и в рамках «борьбы с излишествами в архитектуре», и потому, что сменился профиль темы экспозиции. Павильон стал отвечать за инновации, как их понимали в
«Здоровье» (бывший павильон «Армянская ССР»)
Дата постройки: 1939 год, реконструирован в 1955 году
Архитекторы: К.С.Алабян, С.А.Сафарян
Павильон Армянской ССР вместе со снесенным павильоном Грузинской ССР и перестроенным Азербайджанской ССР образовывали закавказский сектор выставки. Кирпичные стены сооружения облицованы традиционным для армянской архитектуры туфом. В павильоне было пять залов, в одном из которых стоял аквариум, символизирующий озеро Севан, — с фонтаном и живой форелью. Как и в других республиканских павильонах, большая часть экспозиции была посвящена достижениям местных тружеников. В 1954 году за зданием построили небольшой магазин Армянской ССР, который и сейчас работает как обычный гастроном. Канадский турист Салсберг оставил восторженную запись в книге отзывов: «Посещение павильона Армянской ССР явилось для меня большим откровением, ибо я убедился, как счастливо живет и процветает народ, который ранее преследовали и вырезали». В 1962 году сооружение было реконструировано, а в 1967 году преобразовано в павильон «Здравоохранение СССР», в котором в
Павильон «Узбекская ССР»
Дата постройки: 1954 год
Архитектор: С.Н.Полупанов
Один из красивейших и лучше всего сохранившихся республиканских павильонов на выставке был спроектирован архитектором Стефаном Полупановым, который жил и работал в Узбекистане — Андижане, Самарканде и Ташкенте. Благодаря ему здание выделяется на общем фоне ажурной беседкой-ротондой, внутри которой раньше был круглый бассейн с фонтаном. Перед входом когда-то стояли скульптуры девушки-хлопкороба и чабана-каракулевода, на двух фасадных стенах павильона были установлены огромные панно с изображениями каскада чирчикских гидроэлектростанций и Большого Ферганского канала. Под панно в широкие бассейны лились потоки воды, создававшие иллюзию реальности картин на стенах. В одном из залов демонстрировались результаты соревнования между узбекской колхозницей Зухрой Камиловой, надоившей в 1959 году 112 тонн молока, и дояркой из Сталинградской области Верой Рыбачек. В 1964 году павильон Узбекской ССР был перепрофилирован в павильон «Культура».
Павильоны «Лесное хозяйство» и «Цветоводство и озеленение»
«Лесное хозяйство и лесная промышленность»
Дата постройки: 1954 год
Архитекторы: В.В.Толкушкин
Торжественный павильон, демонстрировавший достижения лесного хозяйства, дошел до наших дней в довольно хорошем состоянии, несмотря на то что был сделан из дерева и затем оштукатурен. Дубовые двери украшены резными барельефами листьев. В первом зале сохранилось живописное панно «Лес» художника В.Е.Памфилова, под которым посетитель видел карту лесов СССР — тогда треть всех лесов мира. Экспозиция четырех залов формировалась традиционным для всей выставки образом: обязательно сравнивались успехи советской промышленности с достижениями 1913 года, выставлялись образцы продукции. Этот павильон отличался от других обилием красочных диорам и художественных панно: «Лесостепь», «Леса Севера», «Защитные лесные насаждения вдоль дорог». На участке декоративного озеленения у сооружения росли 184 вида деревьев и кустарников, применяемых в лесных культурах, полезащитном лесоразведении и для озеленения. Сейчас здание занимают офисы.
Павильон «Цветоводство и озеленение»
Дата постройки: 1968 год
Архитекторы: И.М.Виноградский, А.М.Рыдаев, Г.В.Астафьев, В.А.Никитин, Н.В.Богданова, Л.И.Мариновский
«Цветоводство и озеленение» — один из лучших поздних павильонов выставки, да и в целом модернистских зданий Москвы: невысокое здание со светлым фасадом из песчаника, которое отлично вписывается в местный ландшафт. Несмотря на еще не признанную архитектурную значимость, павильон имеет одну из самых счастливых историй на выставке — он никогда не менял своего содержания и до сих пор вокруг неработающего бассейна под прозрачной крышей продаются цветы и семена. Металлическая скульптура девушки в цветах сейчас — единственный охраняемый объект павильона. А признать его ценность в целом, видимо, следовало бы, главный архитектор павильона Игорь Виноградский — автор нескольких самых известных послевоенных модернистских московских зданий: пресс-центра РИА «Новости» на Зубовском бульваре и онкоцентра на Каширке.
Животноводческий сектор
Животноводческий сектор выставки занимает большую территорию, центром которой был сохранившийся и сейчас выводной круг — на нем публике показывали животных-экспонатов. Справа от выводного круга стоит павильон «Свиноводство» (1953 год, архитектор А.О.Колесниченко), в котором могли размещаться до 300 животных — они жили в станках из железной решетки, и рядом с каждым была табличка с указанием породы, показателей развития и продуктивности животного. На фасаде павильона сохранились два барельефа — хряка Драчуна 7679 (родился в 1947 году) и матки крупной белой породы. Драчун 7679 не только имел прекрасную родословную, но и успешно ее продолжил: от него было получено 615 поросят.
Напротив «Свиноводства» в той же стилистке и тем же Колесниченко в 1953 году был построен павильон «Овцеводство», а неподалеку — коневодческие павильоны по проекту архитектора М.М.Титова. Если «Свиноводство» и «Овцеводство» напоминают строения добротной немецкой или прибалтийской фермы, то «Коневодство» похожи на усадебные конюшни. Возле первого и второго павильонов установлены скульптуры жеребцов: Квадрата — орловской рысистой породы и Символа — буденновской породы. Сохранились также павильоны крупного рогатого скота и верблюдоводства. Особняком от животноводческого сектора стоит павильон «Мясная промышленность» (1953 год, архитекторы В.М.Лисицын, С.Г.Чернобой), в котором помимо экспозиции был открыт мясной ресторан. Павильоны «Свиноводство» и «Овцеводство» сейчас стоят закрытыми, в коневодческих павильонах работает конно-спортивная школа.
Павильоны «Газовая промышленность», «Шелководство» и «Червоводня»
Три закрытых павильона, которые находятся вдали от главной аллеи и не являются памятниками архитектуры, мало кому сейчас известны — и в связи с реконструкцией выставки у защитников архитектурного наследия появились справедливые опасения за будущее этих все-таки интересных зданий.
Здание павильона «Шелководство», построенное для первой выставки, сначала служило для экспонирования достижений шелковой промышленности, а затем, в два предвоенных года, было павильоном Молдавской ССР. В 1954 году оно было реконструировано по проекту архитекторов О.Н.Русакова и Л.И.Гулецкой и опять открыто как павильон «Шелководство». В вводном зале под барельефами Ленина и Сталина в 1950–1960-е годы висело панно, на котором трудящиеся разных национальностей в шелковых праздничных костюмах с шелковыми знаменами подходили к Красной площади. До войны особенное место в экспозиции занимал стенд о грузинской шелководке Нуцубидзе — как писали в пособии для экскурсоводов, «в прошлом крестьянка-беднячка, работала на земле помещика. Теперь она знатная колхозница, лучшая шелководка, общественница».
У павильона «Шелководство» сохранился небольшой домик — демонстрационная червоводня для выкормки гусениц тутового шелкопряда. Посетители могли посмотреть, как выкармливают гусениц разных возрастов. Здание червоводни украшают забавные тематические изразцы, выполненные художником Евгением Лансере, автора росписей в залах Казанского вокзала и гостиницы «Москва».
В 1964 году бывший павильон «Сахарная и кондитерская промышленность» был переименован в «Газовую промышленность», а через три года реконструирован по проекту архитекторов Е.Анцунта и В.Кузнецова. После реконструкции, стоившей около одного миллиона рублей, павильон «Газовая промышленность» начал напоминать капеллу Нотр-Дам-Дю-О Ле Корбюзье.
Новая советская деревня
Удивительно, но на территории выставки сохранился уникальный комплекс хозяйственных, общественных и жилых построек