15 причин, почему Петербург лучше Москвы Свое место в центре
В Петербурге гораздо легче исполнить мечту открыть собственное кафе, бар или магазин — причем не где-нибудь, а в красивом доме на парадной улице. «Афиша» поговорила с людьми, которые, не будучи профессионалами, на собственные деньги сделали места, ставшие новыми городскими достопримечательностями.
Винный бар Wood
что это Крохотный ресторан молодого человека, увлеченного едой и вином.
бюджет запуска 1500000 р.
предыстория До того как открыть Wood, его основатель, уроженец Череповца, успел отучиться на маркетолога и прошел путь от гардеробщика в ресторане до менеджера ирландского бара во Владивостоке (где по такому случаю прожил год).
Юрий Кулаев, владелец: «Владивосток мне не понравился — дурацкий город, отсталый. Сначала кажется, все круто — сопки, море, острова, а потом выясняется, что дорого, гопников много и так далее. Там во всем городе ни одного книжного магазина, даром что он очень студенческий. Помню, вышел новый Пелевин, я спрашиваю у людей: где можно тут книжку купить? Они отвечают — а зачем?
Идея что-то свое открыть давно была, и деньги я долго копил, чем-то жертвовал, не купил комнату, решил поснимать пока. Я давно знаком с одними ребятами, которые арендой занимались, звонил им периодически и спрашивал — ну как там ситуация? До поры было сложно: либо хорошо, но дорого, либо дешево, но плохо. А в прошлом августе они сами позвонили и говорят: есть помещение, приезжай, смотри, но если понравится — бери сразу. Я приехал. Тут была мрачная чебуречная — даром что называлось это «Райское место» (поэтому на стенах были ангелочки и всякое дерьмо). Я решил, что надо брать. Вообще, есть два типа собственников: либо они живут за счет помещения, либо у них свой бизнес, и им более-менее по фигу. У нас второй тип. С одной стороны, это плюс — можно договор сразу на 5 лет заключить. С другой, он за этим всем не очень следит — поэтому тут всплыли от прошлых арендаторов долги по воде и по свету на полмиллиона.
«Я спроса на бургеры и фалафель не понимаю — это же банально невкусно!»
Изначальная идея была в том, чтобы сделать винный бар. Я вообще люблю вино, но в ресторанах оно обычно стоит очень дорого — а я же знаю это все изнутри и понимаю, что можно найти более приемлемые варианты, особенно если продавать с вменяемой наценкой. Но тут помещение изначально такое, что половину пространства кухня занимает. Надо было готовить. Сначала закуски под вино — брускетты, сыры, закуски. Потом втянулись, стали больше и больше делать — и теперь у нас полноценная кухня. Вообще, есть в Москве такой бар Brix — вот это примерно то, что я хочу, только там цены чуть повыше. А еще мне очень Ragout нравится — мы лампу искали, как там, и нашли. Да и опыт путешествий тоже важен — например, в Токио куча маленьких баров такого рода: хозяин за стойкой, семь мест, и такое ощущение, что в гости к человеку пришел. Мы вообще не хотим модной истории. Я вот всего этого спроса на бургеры и фалафель, например, не понимаю — это же банально невкусно! Хочется просто сделать место хорошее.
У нас место для нормальных чуваков, без понтов. Дизайнеры, фотографы, да и просто люди, которые не «Балтику» хотят пить у подъезда, а вкусное пиво и вино. Мы специально не вешаем вывеску, чтобы заходили только свои, те, кто знает. Буквально неделю назад была история: пятница, час ночи, заходят люди и спрашивают — а у вас квартира, бар или что? Незнакомым людям наливают? Для нас это был комплимент — и мы, конечно, налили.
Не знаю, могу ли я разбогатеть. У нас вот печка сгорела в пятницу — нужно ехать новую покупать. Вот год поработаем — будет понятно, есть смысл куда-то двигаться или нет. Мне предлагают инвесторы делать что-то еще, но я пока не готов отвечать за чужие деньги. Сюда иногда заходят москвичи и говорят: как классно, давай у нас такое же откроем! Я отвечаю — ребята, на это миллионы нужны, да и зачем? Ну, мол, не хватает маленьких уютных мест. А я и не знаю — может ли вообще в Москве быть такое? Не хочу я пока в Москву».
Марата, 34, 8 953 172 75 54, vk.com/woodbar, м. «Владимирская», пн-пт 10.00 и до последнего посетителя, сб-вс 12.00 и до последнего посетителя
Бистро «Общество чистых тарелок»
что это На витрине написано «Вино, бургеры, веселье», и это недалеко от истины.
бюджет запуска 6000000 р.
предыстория Музыкант Кирилл Иванов и маркетолог Александр Берковский попрактиковались с друзьями и домочадцами на баре «Мишка» и открыли кафе.
Кирилл Иванов, Александр Берковский и су-шеф Влад Оберман «Частные инициативы — это хорошо, но вокруг них в медиа создается как-то слишком много надуманного благодушия. Вот был Restaurant Day в Петербурге, когда все желающие могли показать, какой они хотят открыть ресторан. С одной стороны — да, это круто, что у людей есть свои идеи и желание что-то делать. С другой стороны, фактически это были 30 табуреточек, на которых были разложены оладушки и помидорчики.
Когда ты открываешь свое место, есть соблазн заявить — мы сейчас сделаем то, что никто до нас раньше не делал. Бруклинский интерьер, фермеры, миксологи, мегавытяжка. Но когда ты начинаешь дело с идеей «я сейчас все сделаю лучше всех», чаще всего ты оказываешься полным дураком и делаешь все хуже всех. Нужно, наверное, трезво смотреть на вещи и делать все просто, практично, соразмерно своим реальным силам. Потому что когда ты пытаешься всех поразить, есть шанс пройти на следующий уровень: «они не понимают!». Вот ты старался, вез этот эксклюзивный лимонад, который только в одном районе Берлина делают, и наценка у тебя маленькая, а не берут. Как?! Ну все понятно, в России нет культуры потребления.
«Не надо надо думать, что какие-нибудь мармеладки из Австралии радикально изменят город»
И в этом некоторая лживость — потому что многие бизнесы такого рода себе часто какие-то миссии приписывают. «Мы тут не просто кафе, мы меняем культурный ландшафт!» Ну надо же как-то здраво смотреть на вещи и честно сказать — вот у нас кафе, мы тут время интересно проводим и деньги зарабатываем. Не надо думать, что какие-нибудь там мармеладки из Австралии радикально изменят город.
А еще понятно, что все места новой волны, которые открывают молодые люди для своих друзей, — вместе сила. И уже большие ресторанные сети на это смотрят и копируют то, что делают мелкие бары и кафе, — и начинают выдумывать какие-то шоты, звать диджеев, собирать хипстерскую тусовку. И это уже не только бары и рестораны, но и магазины, парикмахерские, даже хипстерские сантехники в последнее время появились. Все вместе — замкнутая самодостаточная система, которая при этом влияет на глобальные вещи.
Мы не хотим ничего открывать в Москве и не хотим связываться с инвесторами. Если кто-то к нам придет и скажет — вот вам 2 миллиона долларов, вы сделайте как в «Обществе чистых тарелок», только почище, получше и с плазмами — мы откажемся. Все разговоры про то, что Петербург — новый Берлин, идут оттого, что это молодой город, к тому же с коротким горизонтом. Здесь почти никто не делает карьеру и вообще далеко не заглядывает — нет денег. Зато здесь можно долго что-то делать — например, роман писать. Здесь очень благодатная почва для таких мест, как наше, — всем нужно куда-то ходить, общаться, тусоваться. При этом неправильно себе представлять нашу аудиторию только как творческую молодежь. И в «Общество», и в Chop-Chop, и в Новую Голландию ходит куча ребят, которые работают в логистике, на таможне, в банках. А некоторые из них потом хотят уйти из условного банка и тоже открыть что-то свое».
Гороховая, 13, (812) 934 97 64, cleanplates.ru, м. «Адмиралтейская», пн-чт, вс 12.00–2.00, пт-сб 12.00–6.00
Ресторан «Фартук»
что это Пионер заведений нового формата на традиционно дорогой и взрослой улице Рубинштейна: некурящий и недорогой ресторан с современным меню и харизматичными официантами.
бюджет запуска 2200000 р.
предыстория Программист из Литвы зарабатывал флеш-анимацией (в том числе сделал сайт Илье Варламову), переехал в Петербург с целью открыть что-то свое, встретил одноклассника и вместе с ним и еще местным 22-летним барменом открыл ресторан на месте, где разорялись люди побогаче и поопытнее.
Денис Немытов и Йос Фрумкин «Страшно было только однажды: когда мы пришли заключать договор аренды. Кожаные диваны, вода без газа, серьезные мужчины, берут только налик, деньги пересчитывают, как на стамбульском рынке. Сцена из фильма Гая Ричи. А потом ты уже так загружен, цель впереди стоит как шоры — что ничего уже не видишь. 17 дней мы строили «Фартук» — тянуть было нельзя, приходилось скорее зарабатывать на первую аренду. Дверь сделать не успели — первые дни заколачивали вход дощечками. Но мы точно знали, чего хотим: недорогое место, куда будут ходить в первую очередь на атмосферу. Это то, за счет чего в свое время сработал феномен «Жан-Жака» или кафе Zoom. Конечно, должно быть вкусно, доступно и, главное, просто. Потому что наша публика не такая искушенная, что ее нужно удивлять изощренной гастрономией. Кухню мы два года доводили до ума, учились, многое поменяли. А команда у нас сразу сложилась классная — причем все сами приходили и оставались надолго».
Рубинштейна, 15/17, (812) 764 52 56, vk.com/cafefartuk, м. Достоевская, пн-вс 10.00 и до последнего посетителя
Кофейня Mitte
что это Отличная маленькая кофейня, больше похожая на Хельсинки, чем на Берлин.
бюджет запуска 700000 р.
предыстория Друзья детства сначала открыли интернет-магазин тепловой техники — теплые полы, инфракрасные обогреватели — и заработали на маленькое кафе. Название придумала девушка одного из них, в резерве был и другой вариант — «Ровесник».
Владимир Москвин и Сергей Воробев, совладельцы: «Тут все началось с самого помещения — мы часто гуляли по улице Рубинштейна и думали, как обидно, что в таком выдающемся месте с большими деревянными окнами располагается ничем не примечательная шаверма. Мы рассуждали не как обычно — чего не хватает городу, а думали в масштабе одной улицы. Здесь уже есть отличный бар, есть прекрасный ресторан — и не хватало маленькой кофейни, не сетевой, но и не дорогой.
Жить в пределах одного квартала — это вообще удобно. У нас готовит Маша Журавлева, которая в «Фартуке» стоит за баром и встречает гостей. Мы к ним бегаем, когда чего-то не хватает — одалживаем то молоток, то дрель.
«На работе в собственном месте выходных нет»
Это мечта — стать таким своим местом, куда соседи не задумываясь ходят каждый день — как в магазин за хлебом и молоком. К нам, например, часто приходит один мужчина за черносмородиновым сидром — со своей бутылкой и берет домой. Еще ходят за трубочками со сгущенкой, которыми мы гордимся. Из готовых сгущенок, кстати, самая вкусная — белорусская, мы много перепробовали.
Многие считают, что с друзьями ничего открывать нельзя — рано или поздно вы поссоритесь. Но у нас самого начала сложились нормальные партнерские отношения, мы все прояснили давно. Если вы не уверены в себе — попробуйте сделать вместе пару небольших проектов, и будет ясно, сможете ли вы дальше вместе работать.
Если вы хотите открыть кафе — есть старое проверенное правило: не открывайте на последние. Может выгореть, а может и нет. Еще надо понимать, что на работе в собственном месте выходных нет. Через полгода ты в первый раз думаешь, что не хочешь никуда идти. Но потом это все проходит. Все проблемы решаемы, единственное, с чем мы пока сражаемся, — учимся правильно зелень хранить. В таком маленьком месте, как наше, это оказалось неожиданно тяжело.
Рубинштейна, 27, (812) 416 14 16, vk.com/mittespb, м. «Владимирская», «Достоевская», пн-чт, вс 10.00–23.00, пт-сб 10.00 и до последнего посетителя
Бистро «Декабрист»
что это Очень вкусное и недорогое место в шаге от Исаакиевской площади.
бюджет запуска 3000000 р.
предыстория Директор футбольного клуба «Томь» с женой-финансистом и другом познакомились с бренд-шефом «Фартука» (попутно служащим юристом по договорному праву) и вместе сделали бистро.
Сергей Соколов, шеф-повар, и Наталья Фоменко, управляющая «Это какой-то странный российский феномен — ресторанные группы, которые десятками открывают одинаковые места. Нельзя сказать, что это плохо и непрофессионально. Ты приходишь, заказываешь креветки с рукколой, и тебе правда приносят креветки с рукколой, просишь бургер — приносят бургер. Просто теряется приключение, пропадает ощущение того, что к этому всему причастен повар и вообще какие-то люди живые. Все-таки в любимом городе хочется видеть больше аутентичных мест. Раньше хорошие рестораны буквально переносили из Европы — качественно копировали какую-нибудь остерию, и это было неплохо. Теперь пришла пора придумывать свое. Корюшка, лисички, бургер из пряника — да мало ли чего можно придумать.
«Корюшка, лисички, бургер из пряника — да мало ли чего можно придумать»
Ну да, интерьер «Декабриста» — это такой бруклинский стайл: доски, сухоцветы в бутылочках. Сейчас это самое оптимальное — стоит недорого и всем понятно, что имеется в виду. Притом если 2 года назад это было понятно молодой публике, то сейчас подтянулась и взрослая, которой по статусу положено в других местах сидеть. В первый раз спрашивают «Цезарь», а со второго уже привыкают к салату с сельдью и яйцом пашот. Так что, наверное, Россия меняется».
Якубовича, 2, (812) 912 18 91, м. Адмиралтейская, пн-вс 12.00–0.00
Винтажный магазин Off
что это Семейный магазин винтажной одежды с длинной историей.
бюджет запуска $2000
предыстория Десять лет назад петербургская семья во главе с коллекционером винтажа Аллой Ешиной арендовала подвал рядом с клубом «Грибоедов». Стали продавать вещи, найденные на развалах, делали вечеринки. Превратились в городскую достопримечательность. Недавно переехали в пространство «Ткачи».
Алексей Ешин и его жена Екатерина Нехорошева, владельцы «Мы не ссыкуны. Есть много людей, которые ноют, что им страшно, у них нет времени и денег, но на самом деле главное — не ссать. Бывало, мы открывали утром магазин: денег ни копейки, пришел кто-то, приобрел рубашку — отлично, можно купить сигарет и поесть на вечер. Еще пришли покупатели — поехали домой на такси, ничего не купили — значит, на трамвае. Первое время мы жили так — одним днем. Но ничего, нормально жили.
Прелесть нашего магазина в том, что к нам ходят самые разные люди — может прийти сантехник из соседнего подъезда и купить себе резиновые сапоги для рыбалки, а может прийти Артемий Троицкий и купить цилиндр. За десять лет мы выросли — теперь мне интереснее какой-нибудь фрак, чем куртка для рейва. И наши покупатели выросли. С другой стороны, сейчас все послушно следуют за «трендами». Два года назад у нас скупили все плиссированные юбки, в этом году все хотят миди, до этого был горох. К счастью, мода закольцованная, у нас есть вещи на все тренды, и мы просто посмеиваемся над этими набегами».
наб. Обводного канала, 60, «Ткачи», 1 этаж, (812) 929 92 03, offoffoff.ru, м. Обводный канал, пн-вт, вс 12.00–21.00, ср-сб 12.00–22.00
Бистро «Траппист»
что это Бельгийское кафе с выдающимся выбором пива.
бюджет запуска 12000000 р.
предыстория Болельщики «Зенита» на выездах полюбили европейские пабы, стали разбираться в пиве, открыли магазин «Пивная карта», дозрели до бистро.
Алексей Буров и Павел Кокков, совладельцы «В 2007 году мы придумали дисконтную систему: договорились с пабами и выпустили скидочные карты. Это стоило 50000 рублей, а месяца за два мы заработали 100000. Вскоре мы открыли магазин «Пивная карта». Деньги нашли у знакомого — чуть больше миллиона рублей. Нам страшно повезло, что он нам, второкурсникам, поверил. Но в августе магазину будет пять лет — он все еще растет в прибыли. Мы во всем разбирались сами, ездили на заводы, в пивоварни, пабы. В какой-то момент сварили свое пиво, которое получило приз зрительских симпатий на английском фестивале элей. И вот решили запустить кафе. У нас есть специальная камера, где поддерживается температура 10–12 градусов на разных полках, потому что у каждого пива температура хранения своя. Наши бармены, наливая пиво, каждый раз совершают восемь обязательных процедур — наполняют бокалы и срезают пенные шапки так, чтобы пиво сохраняло свой вкус. К нам стали часто обращаться рестораторы, чтобы мы составили им пивную карту, а это значит, что люди наконец поверили, что пиво не маргинальный напиток. И если мы с Пашей еще можем показаться кому-то маргиналами, то наши славные бутылки — точно нет».
Радищева, 36, (812) 275 99 35, cafetrappist.ru, м. Чернышевская, вт-вс 12.00–0.00‒, пт-сб 12.00–2.00
Магазин Lebigmag
что это Интернет-киоск и читальный зал с западной периодикой.
бюджет запуска 200000 р.
предыстория Год назад журналист, фотограф и коллекционер решил сделать из своей страсти небольшой бизнес. Нашел партнера в Европе и стал возить в Россию полиграфические изыски и редкости.
Константин Котов, владелец «Я очень люблю журналы — хорошо сделанные, здорово отпечатанные. В России таких почти нет. Я захотел заполнить этот вакуум. А может, просто заразился стартаперством, которое процветает вокруг. Ну и началось — все эти ООО и прочее… Страшно вспомнить, как я собирал эти дурацкие бумажки. Поначалу было смешно — мне было жалко расставаться со своими журналами. Приходили люди, просили какой-то номер, а я думал: «Черт, это ж последний экземпляр». В общем, спекулянт из меня тот еще. Никакого бизнес-плана у меня нет — все на глазок. Друзья мне задешево сделали интернет-киоск, а в лофте Rizzordi Art Foundation я на льготных условиях арендую место под читальный зал. Сейчас Lebigmag — это единственный полноценный источник качественной западной периодики в России. Книжники, когда узнают какая у меня наценка, смеются — у них такой нет. В результате я ничего почти не зарабатываю и уже начинаю приближаться к бедности. Но сейчас важно собрать аудиторию. Пару недель назад я поставил стеллаж в магазине «Порядок слов», сейчас вот сколачиваю еще один: мы договорились с «Гаражом» в Новой Голландии. И скоро повезу третий в Москву — в «Гараж» в парке Горького».
Курляндская, 49, Rizzordi Art Foundation, 2 этаж, 8 911 922 19 80, lebigmag.ru, м. Балтийская, Нарвская, время работы уточняйте по телефону
Кафетерйи BGL Café & Market
что это Бейгельная безо всякого маркета, но все равно модная.
бюджет запуска 450000 р.
предыстория Студенты Высшей школы менеджмента мечтали открыть свое место — и им чудесным образом удалось это сделать сразу после получения диплома.
Лиза Симонова и Морис Шакая, совладельцы «Откуда у студентов деньги? Как-то подрабатывали, скопили. За пару лет, кажется, почти любой работающий человек может 200–300 тысяч отложить.
С помещением повезло: закрылся маленький продуктовый, не выдержав конкуренции с «Дикси» и «Перекрестками». Так что отчасти нам на руку тенденция, что гиганты вытесняют места с пивом и плавленым сыром.
Морис несколько лет учился в Испании, где был очарован идеей местных продуктов, сам выращивал на балконе помидоры. Хотелось и здесь чего-то подобного: чтобы свежие овощи, рынок. Вышло, конечно, иначе. Вырастить ничего нельзя, покупать в «Лавке» слишком дорого. Даже с мукой для бейглов проблемы: она отличается от американской, в ней другое содержание клейковины.
Да, мы сделали массу ошибок. Но сделали бы еще больше, если бы у нас было больше денег. Первые месяцы работали сами, научились печь. Потом пришлось научиться доверять другим. Научиться увольнять тех, кто не хочет работать. Научиться мириться с тем, что по необъяснимой причине в какие-то недели в городе никто никуда не ходит. И научиться не обижаться на критику: если говорят что-то плохое, то просто это исправлять».
наб. реки Фонтанки, 96, 8 952 206 33 56, vk.com/bglcafe, м. Сенная, пн-вс 12.00–23.00
Магазин 8-store
что это Магазин одежды от молодых российских и украинских дизайнеров.
бюджет запуска 100000 р.
предыстория Сначала подруги Вероника Топычканова и Елена Кручинина устраивали воскресные маркеты в баре Atelier, куда раз в две недели звали молодых экстравагантных дизайнеров. Два года назад, когда открывалось пространство «Тайга», девушки решили создать там полноценный магазин.
Вероника Топычканова, владелица «На наших маркетах нужно было заполнять вещами огромное пространство, так что отбор участников был не слишком строгий. А хотелось сделать магазин, чтобы собрать только самое лучшее, что есть в локальном дизайне. И когда наши друзья открывали «Тайгу», мы сразу сделали 8-store. С разными дизайнерами мы работаем на разных условиях. Чем сложнее вещь, тем меньше наценка, к примеру, воротник в форме волка WOOLand, то есть вещь смелая, идет у нас буквально с символической наценкой — такие штуки скорее создают образ магазина, чем приносят какую-то коммерческую выгоду.
Первый год было очень тяжело, но сейчас уже работаем с прибылью, которая позволяет нам как минимум снимать квартиры, содержать себя и пару раз в год куда-нибудь выбираться. По специальности я художник по костюмам кино. Благодаря 8-store я теперь часто соглашаюсь на какие-то интересные некоммерческие кинопроекты, потому что магазин позволяет мне не стоять на бирже труда и не думать с ужасом: «Вот пойду на сериал про зэков — хоть срублю сотню-другую».
Дворцовая наб., 20, «Тайга», 2 этаж, 8 921 344 23 52, 8 981 741 18 80, 8-store.ru, м. Невский проспект, пн-вс 13.00–21.00
Мансарда Lemonade
что это Антикафе на крыше с видом на самый центр города: платить нужно за время пребывания.
бюджет запуска 350000 р.
предыстория Три девушки со связями в мире театра и хеппенингов придумали на крыше творческого центра кафе. Готовят только бранчи по выходным, а в остальное время чай, печенье и лимонад прилагаются к стоимости пребывания.
Татьяна Минор, Дарья Щербинина, Мария Копытова: «Мы думали, что к нам будут ходить такие же люди, как мы, — которым интересны разные необычные места. Здесь кто-то хочет книжку почитать, кто-то — день рождения отпраздновать. В прошлом году симфонический оркестр выступал — было здорово. А так вообще по выходным играют всякие французские вальсы, танго. Все очень мило, по-девочковому. Сюда приходят сами обитатели этого здания (здесь театральные и балетные студии) — но в основном не видами полюбоваться, а поспать. А для туристов эта крыша — безопасный и легальный способ испытать на себе одно из главных питерских развлечений.
Соседи нас любят, но не все — есть у нас один Сергей Васильевич, лет шестидесяти, который обожает металл и не любит смотреть, как отдыхают другие. Мы его и кормить пытались, и кофе по утрам носили — но он сказал, что не на того напали, его не купишь, он нас нас в КГБ подаст. И когда у нас однажды выступал симфонический оркестр — он выставил в окно колонку и громко врубил Cannibal Corpse.
Вообще, в этом доме все началось со студии Bye Bye Ballet — это одна из лучших в городе школ современного танца. Отец девушки, которая тут творческий центр организовала, занимается этим зданием. Оно во время войны было разрушено, а потом восстановлено. Кажется, здесь должна была быть гостиница — но пока тут обитают актеры, танцовщики, художники.
Даже притом что у нас нет кухни, мы все равно зарабатываем. Но деньги для нас не главное — это все-таки имиджевый проект, мы в первую очередь хотим показать городу, что мы умеем».
Белинского, 9, (812) 946 82 75, vk.com/lemonaderoof, м. «Гостиный Двор», «Маяковская», пн-вс 12.00–22.30