перейти на мобильную версию сайта
да
нет

50 главных людей в современном искусстве Места с 20-го по 11-е

«Афиша» попросила художников, кураторов, галеристов, коллекционеров и критиков составить списки главных, по их мнению, людей в современном искусстве. Теперь мы публикуем результаты опроса. Сегодня — места с 20-го по 11-е. С деталями проекта можно ознакомиться здесь.

архив

20. Билл Виола, художник

 

Единственный современный художник, чьи попытки работать с религиозной темой совершенно не раздражают общественность. Особенно ему нравится совмещать сюжеты из Писания с киногеничным пафосом водной стихии. Прошел путь от сделанных на коленке видео с помехами до супертехнологичных мультиэкранных мегапроекций.

 

Диана Мачулина

художник

«Для видеохудожника Билла Виолы не существует конфликта между консервативным и прогрессивным восприятием мира. Он делает работы на религиозные темы, используя сверхсовременные технологии. Виола пользуется специально разработанной для него камерой, снимающей 300 кадров в секунду, и замедляет видео до нормы в 24 кадра — таким образом, в движениях героев появляется торжественность и значительность и сохраняется точность живописи Ренессанса. Его работы не раз выставлялись в алтарях соборов: «Приветствие», где святая Мария рассказывает святой Анне о своем будущем сыне; «Безбрежный океан» — о том, как мы прощаемся с умершими, и о том, как они уходят, испуганные или счастливые, это смерть, показанная метафорически, как прохождение героя через водопад. Можно счесть Виолу конформистом, так как он являет нам качество, требующее бюджета, и обращается к религии — которая, как известно, опиум для народа. Но он же налаживает контакт между сторонниками искусства как «красивого» и теми, кто хочет видеть в искусстве актуальные проблемы и способы их решения. В ситуации российской, где есть противостояние между церковью и цивилизацией, он может быть примером взаимодействия».

Билл Виола. The Greeting, 1995

19. Ларри Гагосян, галерист

 

Американский армянин, чье имя в галерейном бизнесе стало нарицательным. Все торговцы искусством стремятся стать гагосянами. У его галереи тринадцать филиалов в крупных столицах мира, он единственный продает Джакометти, он же — один из главных продавцов Уорхола.

 

Иосиф Бакштейн

куратор, директор Института проблем современного искусства

«Ларри Гагосян в свое время открыл много художников, которые стали звездами. Среди них такие знаменитости, как Дэмиен Херст и Джефф Кунс. Культовой фигурой Гагосян стал еще и потому, что обладает редким даром мгновенно оценивать потенциал художника — притом что на самом деле даже практически неограниченные возможности его галереи не в состоянии сделать имя тому, кто не обладает достаточным талантом. Символично и то, что учителем Гагосяна был великий галерист Лео Кастелли, который работал с большинством художников, создавших репутацию послевоенному американскому искусству».

Смотрите также: Дэмиен Херст, Джефф Кунс, Такаси Мураками, Чарлз Саатчи, Джей Джоплин

18. Иосиф Бакштейн, куратор, директор Института проблем современного искусства

 

Комиссар Московской биеннале, старожил местной арт-сцены, наблюдающий ее еще с тех времен, когда институциями и не пахло, а все искусство делалось в лесу или на квартире. Сегодня почти отошел от кураторских дел и занимается администрированием и преподаванием.

 

Ролик, в котором Иосиф Бакштейн танцует с цыганами на приеме у Зураба Церетели стал видеоартом художника Дмитрия Булныгина и центральным объектом выставки «Домашнее видео»

 

Олег Кулик

художник, куратор

«Лучше всего о Бакштейне сказал Виктор Мизиано: это идеальный кризисный менеджер. У него есть одно потрясающее свойство: когда нужно решить ситуацию в нерешаемых условиях, он решает. Понимаете, комиссар биеннале — это истопник. Он находит деньги, подтирает сопли за всеми, интригует, продает душу дьяволу. Ад! Это никто вынести не может! И только один Иосиф Маркович со своей нечувствительностью к плохим запахам и завышенным претензиям может все это тащить. То же касается и Института проблем современного искусства. Прекрасная идея! Все эти курсы при РГГУ и МГУ — это бабушки, для которых Рерих все еще открытие, тогда как весь мир живет в ситуации, где «Синие носы» уже устарели. Единственное адекватное образование по современному искусству сейчас получают именно на чердачке, где находится ИПСИ. Я помню Бакштейна еще в те далекие 80-е, когда он был собеседником Ильи Кабакова. Я расшифровывал некоторые кассеты, и это были невероятные интересные монологи Ильи Иосифовича, раз в полчаса прерываемые очень глубоким и точным замечанием типа «да-да, это интересно». Человеком, который соглашался, был Бакштейн. И я, когда слушал, почему-то представлял себе его лицо, немного детское: как он смотрит прямо в космос и видит мир, который рисует перед ним Кабаков и который тогда формировался, а сейчас разваливается у нас на глазах».

Смотрите также: Виктор Мизиано, Илья Кабаков

17. Брюс Науман, художник

 

Многозначительные неоновые надписи на стенах — сегодня уже художественное клише, но ввел их в оборот именно американский концептуалист Науман. C 60-х снимал элементарные видео со своим участием и делал «коридоры» — сужающиеся клаустрофобические пространства, подсвеченные цветным неоном.

 

Владимир Фридкес

фотограф, участник группы АЕС+Ф

«Науман натурально испытывает человека: попадаешь в его инсталляцию, и тебе неудобно. На 53-й Венецианской биеннале у него был павильон со множеством видеоэкранов, на которых без перерывов шли фильмы. Помню, вышел я оттуда немного припухший. Он действует очень сильно, будоражит нервы. Ты физически чувствуешь, как давят на селезенку, но объяснить, чем именно, не можешь. Это как тени наших плясок у костров — воздействие на ­подсознательном уровне происходит. И у Наумана все именно так. Его фильмы не так интересны, как, допустим, фильмы Билла Виолы, где есть сюжет и которые надо обязательно смотреть с начала до конца. У Наумана же какие-то повторяющиеся действия: например, он там может просто сидеть и говорить что-то. Взять того же Пола МакКарти: достаточно увидеть одно видео, чтобы получить по мозгам на много лет вперед. Науман тоже очень мощен, но по-другому. У него другая форма, другая энергия. Он по образованию то ли математик, то ли физик. В какой-то момент решил, что раз он художник, то все, что он делает, есть искусство, и взялся всякое свое действие комментировать, и таким образом стали возникать фильмы. Да, выглядит это камерно, но ощущение масштаба фигуры возникает сразу».

Брюс Науман. Walking in an Exaggerated Manner around the Perimeter of a Square, 1967 - 1968

 

Смотрите также: Билл Виола

16. Аниш Капур, художник

 

Скульптор-монументалист индийского происхождения. Работает в основном с воском красного цвета, придумывает механические варианты его формовки. Его последняя инсталляция заполнила парижский Гран-Пале целиком.

 

Андрей Бартенев

художник

«Об Анише Капуре на BBC сняли фильм, в котором он рассказывает, откуда появились все эти безумные бетонно-какашечные скульптуры, стреляющие гнилой вишней пушки, пигментные скульптуры. Оказывается, он просто трансформирует все, что ему дорого и близко в культуре Индии, в абстрактные огромные индустриальные формы. Мы познакомились в 1999 году в Лондоне, в гостях у художника Эндрю Логана. Помню, что жена Капура оказалась, кажется, украинкой и приготовила борщ. Было весело, все ели этот борщ, и на этом мое знакомство с ним закончилось. Но когда открылась Tate Modern, то первым произведением, которое меня поразило, была инсталляция «Марсий» — труба с тремя окнами из коричневой резины. Я немедленно стал поклонником и пропагандистом творчества Аниша Капура. Я говорил: «Смотрите, как изобразительное искусство может подтягивать и выталкивать человеческое сознание в будущее». А когда в середине 2000-х годов окончательно сформировался единый принцип производства всего того, что можно купить, Аниш Капур стал одним из тех блестящих умов, которые совершили революцию. Он — как Роберт Уилсон, Джефф Кунс, Дэмиен Херст — величайший продюсер от искусства, художник-фабрикант. Эти художники перевернули само восприятие современного искусства. Они построили огромные бюро с огромным количеством ассистентов и производственных служб. Это настоящие заводы, сравнимые разве что со студией Walt Disney. У нас в России таких художников мало. Буквально только один — Зураб Церетели. Только он имеет все необходимые моральные и политические контакты, которые обеспечивают ему полномасштабную практику».

Аниш Капур. Shooting into the Corner, 2009

 

Смотрите также: Джефф Кунс, Дэмиен Херст

15. Дэмиен Херст, художник

 

Самая сомнительная суперзвезда современного искусства. Принадлежит к плеяде английских художников Young British Artists и замечателен тем, что ни критики, ни публика не могут понять, шарлатан он все-таки или нет. Череп, покрытый бриллиантами, — самая обсуждаемая работа последней пятилетки.

 

Дмитрий Ханкин

совладелец галереи «Триумф»

«Дэмиен — царь горы в мире, где нет критериев горы. За что я люблю и уважаю Херста: а) за его абсолютно кристально ясный ум; б) за его глубинное понимание того, что есть сегодняшнее искусство в самых разных его аспектах — в рыночном, в социальном, в философском, в сакральном. Это человек, который видит на многие годы вперед. А еще это человек недюжей отваги, что я вообще ценю в людях. Он может позволить себе все что угодно: любую технику, любые медиа, любые эксперименты. И всякий раз это будет неожиданно, смело и отважно. Ни одна большая и серьезная выставка не обходится без вещей Херста. Но если говорить о том, что именно надо смотреть у Херста, я отвечу так: надо смотреть ретроспективу. Как это, к примеру, делает в ноябре Галерея Тейт. Дэмиена нельзя поглощать кусками. Я не то чтобы его идеализирую, но он, конечно, немного алхимик. Кто-то будет говорить: да ну, да это просто все — засунул акулу в формалин, да и х… бы с ней, пусть она там. Но никто ведь не засунул? Херст был первый. Нравится мне, конечно, и то, что он легенда при жизни. Правда, будучи взрослым человеком, прошедшим в своей жизни и воду, и огонь, и медные трубы, он уже немного устал от этого. Живет как живет: проводит по полгода в Мексике. Но ему можно. Он Херст. Он — самый главный. Этого не скажешь ни о Джеффе Кунсе, ни о Такаси Мураками. Они в процессе, а он — над. Помню, встречал его в аэропорту, и выяснилось, что у нас одинаковые куртки и одинаковые очки. Мы долго очень внимательно смотрели друг на друга — очкастые ребята, они ведь все друг на друга похожи. И даже тот факт, что я его знаю и могу в любую минуту ему позвонить, наполняет меня радостными ощущениям. Это как написать СМС Микеланджело».

Смотрите также: Джефф Кунс, Такаси Мураками, Ларри Гагосян, Чарлз Саатчи, Джей Джоплин, Виктор Пинчук

14. Герхард Рихтер, художник

 

Как Пикассо в 1-й половине ХХ века, Рихтер сейчас — одновременно и главный фигуративист, и главный абстракционист современности. Его самая знаменитая фотореалистическая серия посвящена немецким террористам из группы RAF. А самая известная его абстракция — пиксельный витраж в Кельнском соборе.

 

Милена Орлова

критик

«Рихтер — живописец-концептуалист, доказавший, что великую картину можно написать и с экрана телевизора, и с мутной газетной фотографии. Именно так была сделана самая знаменитая его серия «18 октября 1977 года», на которой изображены мертвые террористы из «Фракции Красной армии». Но заслуга Рихтера перед историей в другом — он для нынешних живописцев, как Витрувий для архитекторов, составил свод образцов, популярных живописных ордеров: «минимализм», «абстрактный экспрессионизм», «реализм», которыми одинаково можно пользоваться в зависимости от задачи. Видимо, его еще в юности так доконали единственно верным соцреализмом, которому его учили в ГДР, откуда он сбежал в ФРГ (в Дюссельдорфскую академию, где преподавал Бойс), что он всю жизнь отстаивает право художника не работать в одном, даже своем «индивидуальном» стиле, а делать что заблагорассудится, и очень в этом преуспел».

 

Дмитрий Гутов

художник

«Роберт Сторр, декан Йельской школы искусств, подарил мне свою последнюю книгу об одной картине Рихтера — «Сентябре», которая посвящена нью-йоркским небоскребам, в которые самолеты врезались. Смазанное изображение небоскребов. Это довольно большой труд, посвященный одной картине, что показывает, с одной стороны, уровень работы художника, который позволяет интеллектуалу написать такую книгу, и, с другой стороны, уровень работы искусствоведа, который способен таким образом проанализировать всего одну работу небольшого размера».

13. Марат Гельман, галерист, директор музея PERMM

 

Самый известный российский галерист, политтехнолог и окультуриватель провинции. Из ловкого молодого человека, затусовавшегося на заре капитализма с художниками и сделавшего из искусства своймаленький, но громкий бизнес, превратился в члена Общественной палаты, покорителя Перми, политика и арт-функционера.

 

Аристарх Чернышев

художник

«Марат — фигура противоречивая. Он сам по себе уже возбуждает рознь. Им всегда кто-то будет недоволен: либо какие-то сумасшедшие православные, либо какие-то маргинальные художники, которых никто никуда не берет. Но в Марате есть какая-то динамика. Бывает ведь как? Человек сел в институцию какую-то и до пенсии там сидит. Марат не такой. Понятно, что все всегда гребут под себя. Но умные галеристы и кураторы одновременно с этим делают что-то и для окружающих. Думаю, в этой связи Марату многие должны спасибо сказать. Ему абсолютно точно стоит ждать благодарности и от Олега Кулика, и от Валерия Кошлякова, и от группы AЕС+Ф. Что касается его активности в Перми, то PERMM — это огромное пространство, бывший Речной вокзал. Но пока что это не музей типа Гамбургер-Банхофф в Берлине, который также переделан из бывшего вокзала, а залы со следами иной функциональности, иной эстетики. Я считаю, Марат и его команда только осваивают это пространство, переориентируют его на культурные рельсы. Понятно, что те, кто создает там так называемую новую культурную ситуацию, работают там, очень всем довольны и счастливы, что идет новая волна, воздух. Но есть и те, кто недоволен. Как правило, это представители творческих союзов, у которых был шанс за 70 лет сделать что-то хорошее, но ничего лучше, кроме как до посинения лупить бронзовых истуканов, они не придумали. А теперь их время кончилось, и они сидят в своих мастерских, расстраиваются и винят во всем Марата».

Смотрите также: Александр Бродский, Олег Кулик

12. Франсуа Пино, коллекционер

 

Владеет множеством компаний, дружит с президентом Шираком, собрал одну из крупнейших коллекций современного искусства в мире. Свои сокровища на регулярной основе выставляет в принадлежащих ему палаццо Грасси и здании Морской таможни в Венеции.

 

Владимир Овчаренко

владелец галереи «Риджина»

«Франсуа Пино, вообще-то, изначально бизнесмен; основное его дело — это корпорация Artemis, владеющая Gucci, Converse, Samsonite и чем только нет. Но последние несколько десятков лет он еще и один из крупней­ших мировых коллекционеров современного искусства — и в этом качестве, безусловно, определяет происходящее на рынке. Ему также принадлежит аукционный дом Christie’s, что, разумеется, помогает в его собирательстве. Пино открыл в Венеции два музея — Punta della Dogana и Palazzo Grassi, там постоянно происходят выставки с работами из его коллекции. Собственно, в этом главное отличие и преимущество Пино — таких коллекционеров, как он, еще несколько десятков, но он не просто где-то хранит свои вещи и ждет, пока они подрастут в цене, он ведет активную выставочную деятельность. Кстати, в этом году на выставке «The World Belongs to You» был впервые представлен русский художник, Сергей Братков — его серию «Детки» Пино приобрел у нас в «Риджине», когда в «Гараже» показывали часть его коллекции. И надо сказать, что в общении Пино оказался человеком чрезвычайно приятным и галантным. Во время ужина в честь открытия выставки в Венеции он, например, персонально встречал у входа каждого гостя, жал руку и общался».

Смотрите также: Джефф Кунс

11. Джефф Кунс, художник

 

С его именем связано понятие апроприации — перемещения на территорию искусства объектов, искусством не являющихся. Особенно Кунс любит перемещать китчевые статуэтки, надувные игрушки и увеличенные в тысячу раз нелепые сувениры — вроде сердца с бантиком. Сделал арт-проект из своего брака с порнозвездой Чиччолиной.

 

Ошибка в тексте
Отправить