«Крик-6» («Scream VI»)
Спустя год после очередной бойни в Вудсборо сестры Сэм и Тара Карпентер (Мелисса Баррера и Дженна Ортега), а также их друзья — близнецы Микс-Мартины (Жасмин Савой Браун и Мейсон Гудинг) — перебрались в Нью-Йорк. Вместе с ними в Большое яблоко переехал и серийный убийца Гоустфейс. В этот раз его лицо нам покажут уже на седьмой минуте фильма, что для франшизы в новинку. Вскоре, впрочем, выяснится, что это всего лишь наивный подражатель, а истинный Гоустфейс только открыл свой сезон охоты.
Шестой «Крик» во многом повторяет второй — героиня Дженны Ортеги, как и Сидни ПрескоттГлавная героиня оригинальной тетралогии, сыгранная Нив Кэмпбелл. , переехала в большой город и ходит в колледж. Парень ее сестры выглядит подозрительно. А одному из главных персонажей достанется так же сильно, как и Дьюи, но он тоже выживет. Отметим, что действие «Криков» не раз покидало пределы Вудсборо, но главное новшество этой ленты заключается в том, что все события происходят в Нью-Йорке. В этом смысле «Крик-6» похож на восьмую часть «Пятницы-13-е» — «Джейсон штурмует Манхэттен». Как остроумно замечает героиня Жасмин Савой Браун (Минди Микс-Мартин), это уже не сиквел, а целая франшиза, поэтому в новом фильме «всего будет больше»: бюджета, персонажей, крови, расчлененки и т. д. Теперь от смерти не застрахован никто: даже Сэм и Тара. Что, конечно, здорово повышает ставки в картине, а также делает ее не только страшной, но и страшно непредсказуемой. Шестая серия получилась лучше пятой, а значит, не все потеряно. Новый «Крик» не переворачивает жанр, но у его режиссеров больше задора, чем у сценариста оригинального «Крика» Кевина Уилльямсона, у которого в этом году вышел посредственный слешер «Больной» (по сути тот же «Крик», но эпохи ковида). Так что за будущее франшизы, кажется, можно не беспокоиться.
Е.Т.
Смотреть
на iTunes, Amazon Prime Video и Vudu (недоступны в России)
«Мизантроп» («To Catch a Killer»)
В предновогоднюю ночь в Балтиморе неизвестный расстреливает около тридцати человек, а затем, чтобы замести следы, взрывает апартаменты, из которых велась стрельба. Оказавшаяся одной из первых на месте преступления патрульная Элеанор Фалько (Шейлин Вудли) проявляет себя как настоящая профессионалка: например, требует снимать на видео всех людей, выходящих из горящего здания, ведь среди них может быть подозреваемый. Этим она привлекает внимание ведущего следователя ФБР Джеффри Ламарка (Бен Менделсон), который берет девушку себе в помощницы. Вместе им предстоит отыскать серийного убийцу, который во всех бедах человечества винит прогресс и отказывается развиваться.
Милая деталь: маньяк — вегетарианец. Особенно смешно это выглядит на фоне того, что триллер Дамиана Шифрона («Дикие истории») метит в то, чтобы стать новым «Молчанием ягнят», где солировал маньяк-каннибал Лектер. Новыми «ягнятами» «Мизантроп», конечно, не станет, как и свежей реинкарнацией «Семи», на который фильм Шифрона тоже очень похож. Иными словами, это крайне мрачный, девяностнический по духу триллер, в котором герои противостоят злу, сами будучи не слишком здоровы. Ламарк — контрол-фрик, одержимый собственной репутацией, а Фалько не просто так не взяли в ФБР: в анамнезе у нее лежит психотравма и психоз, которые, возможно, сделали бы девушкой такой же серийной убийцей, если бы не таблетки.
«Это дерьмо работает!» — говорит Фалько маньяку, имея в виду таблетки, в самой, быть может, кринжовой сцене фильма. Вообще кринжовых моментов в картине хватает. Шифрон не Финчер и даже не Джонатан Демми. Иногда он проходит по краю бритвы, буквально в нескольких миллиметрах от того, чтобы скатиться в пошлость, особенно когда убийца говорит, что завидует безмятежности коров. Но все же Шифрону удается проплыть между Сциллой вульгарности и Харибдой дутой мрачности. При всех недостатках «Мизантроп» — увлекательное кино, которое держит в напряжении благодаря нескольким сюжетным твистам и хорошим актерам, которым удается сыграть драму в самых непростых условиях. Однако если вы хотите увидеть по-настоящему умное и концептуальное кино про массшутинг, то лучше посмотрите «Мишени» Питера Богдановича.
Е.Т.
Смотреть
на «Кинопоиске»
«65» («65»)
Аттракцион невиданной щедрости: фантастический фильм по оригинальному сценарию! Еще раз: это фильм по оригинальному сценарию. Иначе говоря, в его основе не лежит какая‑нибудь книжка, комикс, видеоигра или серия игрушек. Когда вы последний раз такое видели? «Аватар» не в счет! С другой стороны — этот провалившийся, к сожалению, в прокате сайфай вряд ли удивит постсоветских зрителей, выросших на анимационной дилогии «Вампиры» и «Хозяева Геоны» и читавших в детстве журнал «Динозавры» от издательства «Махаон».
Так, по сюжету, чтобы спасти свою дочь (Хлоя Колман) от смертельного заболевания, семьянин Миллс (Адам Драйвер) с планеты Сомарис отправляется в космическую разведывательную экспедицию на два года. Однако во время путешествия его корабль попадает под метеоритный дождь и терпит крушение на неизвестной планете, населенной динозаврами. Среди выживших оказывается только он и девочка по имени Коа (Ариана Гринблатт), говорящая на непонятном мужчине языке. Вскоре станет известно, что эта планета — Земля за 65 млн лет до новой эры, а динозавров с ее лица вот-вот сотрет астероид.
Это режиссерский дебют сценаристов «Тихого места» Скотта Бека и Брайана Вудса, спродюсированный Сэмом Рейми. Как и «Тихое место», «65» строится всего лишь на одной идее, но, поскольку фильм идет всего полтора часа, этого вполне достаточно. Драматургически картина устроена просто: девочка, потерявшая семью, и мужчина, утративший дочь, начинают сближаться. Что‑то подобное мы уже видели в космическом вестерне «Перспектива» с «отцом года» Педро Паскалем. Однако, поскольку в основе «65», напомним, нет никакого первоисточника, трудно предугадать, что в фильме произойдет в следующий момент. Это увлекательное зрелище, просмотр которого сравним с просмотром в детстве «Затерянных в космосе» — забытое, острое, ни с чем несравнимое ощущение.
Е.Т.
Смотреть
на Apple TV, Amazon и других стримингах, недоступных в России
«Подземелья и драконы: Честь среди воров» («Dungeons & Dragons: Honor Among Thieves»)
Голливуд добрался и до настолок. Вот только вряд ли из экранизации «Подземелий и драконов» получится новая франшиза: «Честь среди воров» провалилась в прокате и, кажется, поставила крест на сиквелах. Возможно, дело в запутанном сюжете: чтобы спасти дочку барда-вора (Крис Пайн), несколько неудачников (Мишель Родригес, Джастис Смит, София Лиллис и Реже-Жан Пейдж) устраивают такую многоходовку, что нить повествования теряешь уже на десятой минуте (кто? куда? зачем? почему?), а к финалу и вовсе забываешь, что в начале они хотели всего лишь вызволить из лап жулика (Хью Грант) дочку главного героя (Хлоя Колман из «65», см. выше). Возможно, дело в том, что кейперФильм-ограбление. не самый уместный жанр для фэнтезийного сеттинга: то, что работает в настольной игре, может не работать в кино (и наоборот).
Поэтому, несмотря на то что у картины есть располагающий вайб сериалов «Удивительные странствия Геракла» и «Зена — королева воинов», есть сумасшедшие (по меркам «Геракла» и «Зены») спецэффекты, есть смешные шутки (что неудивительно, ведь режиссерский дуэт Джона Фрэнсиса Дейли и Джонатана Голдстайна до этого поставил отличную комедию «Ночные игры»), в фильме нет главного: хорошего сценария. К сожалению, это бодрое, но проходное кино не украдет ваше сердце. Только время.
Е.Т.
Смотреть
на iTunes, Amazon Prime и Vudu (недоступны в России)
«Ренфилд» («Renfield»)
«Темная Вселенная» студии Universal, призванная воскресить классических юниверсаловских монстров (Дракулу, чудовище Франкенштейна, Человека-оборотня, создание из Черной лагуны и прочих) приказала долго жить после провала «Мумии» с Томом Крузом. Однако даже после этого кинокомпания не стала отказываться от реанимации собственного наследия, поэтому сначала в сотрудничестве с Blumhouse выпустила коммерчески успешного «Человека-невидимку», где Джонни Деппа заменил невидимый абьюзер, а теперь вот «Ренфилда» — origin story«Оригинальная история» с английского. слуги графа Дракулы.
С первых минут фильм косплеит «Дракулу» с Белой Лугоши, где вместо Лугоши — Николас Кейдж (эта роль — королевский подарок неординарному, скажем так, актеру), но вот только события знакомой истории оказываются рассказаны с точки зрения Ренфилда (Николас Холт). Оказывается, граф-вампир не погиб, а затаился. Все это время его существование поддерживал бедный Ренфилд, который в наши дни ходит на собрания анонимных жертв домашнего абьюза и крайне несчастен. Он тяготится созависимыми отношениями с Дракулой, но никак не может их разорвать. Ну что же, ему представится такой шанс, когда он перейдет дорогу новоорлеанской мафии и завоюет расположение патрульной (Аквафина).
Надо сказать, что идея связать Ренфилда и Дракулу узами домашнего абьюза оказалась насколько очевидной, настолько и смешной. Жаль только, что режиссеру Крису МакКею («Лего Фильм: Бэтмен») не хватило задора на все полтора часа, несмотря на драки в духе «Джона Уика». Ближе к финалу кино сдувается под весом собственных хохм, а этот «Ренфилд» оказывается так же далек от «Дракулы» Ф.Ф.Копполы, как макеевская «Война будущего» от верхувеновского «Звездного десанта». Но все же этот фильм гораздо веселее нового и невероятно напыщенного «Невидимки» — и только поэтому заслуживает право на существование.
Е.Т.
Смотреть
на Apple TV, Amazon и других стримингах, недоступных в России
«Супербратья Марио. Фильм» («The Super Mario Bros. Movie»)
Самый (пока) успешный мультфильм этого года, который преодолел отметку в миллиард долларов. Это вторая (после печально известного фильма) экранизация легендарной видеоигры Nintendo про итальянского водопроводчика Марио и его брата Луиджи, которые попадают в мир говорящих грибов, злобных черепах и прекрасной принцессы Пич, которую теперь не надо ни от кого спасать. Как этот мультфильм стал таким успешным, пусть разбираются даже не киноведы, а маркетологи. Мы же вынуждены констатировать, что, хоть в этой картине нет ничего выдающегося, она подкупает несколькими вещами: симпатичной анимацией, играющей в ответственный момент и памятной по второму «Шреку» песней «Holding out for a Hero», радужной «Дорогой ярости» и чумовой принцессой Пич, озвученной Аней Тейлор-Джой. Да, это в большей степени развлечение, рассчитанное на маленьких детей, но и взрослые не должны остаться внакладе.
Е.Т.
Смотреть
на Amazon Prime Video и Vudu (недоступны в России)
«Милейшие мертвецы» («The Civil Dead»)
Лентяй-душнила с уморительным самодельным маллетом, мнящий себя фотографом, шатается по Лос-Анджелесу, фотографируя грязные матрацы на улице, пока жена уехала в командировку. Неожиданно в кадр входит полузабытый друг детства в сиреневом тренче и навязывается, чтобы погулять-посплетничать. Доходит все до пива на кухне у фотографа, но каково же его удивление, когда друг детства не может поймать пивную банку, как он утверждает, из‑за rigor mortis«Трупное окоченение» с латыни..
Не будем спойлерить увлекательную жанровую картину, притворяющуюся поначалу бесцельным мамблкором, — скажем лишь, что придуманный отборщиками ММКФ перевод названия «Милейшие мертвецы» гениален. Это и правда милейшее переосмысление хорроров про мертвецов, где призраки теперь приставучие старые знакомые, а главное проклятие — профессиональная неустроенность в районе 30-летия. Впрочем, кульминация, где душнила находит радикальный способ порвать с глуповатым другом-милахой, вполне зловещая.
Такое смешное, грустное и по-человечески понятное кино просто обязано стать будущей культовой классикой без оглядки на бюджет. Режиссерский дебют Клея Татума спокойно можно сравнивать с золотым фондом американского инди вроде «Бездельника» и «Клерков», и потому особенно удивительно, как «Сандэнс» мог проигнорировать такой самоочевидный хит. Наверное, «Сандэнс» уже не тот, и неправильно считать его исчерпывающим вестником инди-кино: в большей части фильмов основного конкурса этого года снимались звезды «Марвел» и «Звездных войн» — не шутка. В то же время хорошее зрительское кино, конечно, найдет дорогу к зрителю и без всяких фестивалей. Это ровно тот случай.
Н.Л.
Смотреть
на Apple TV, Amazon и других стримингах, недоступных в России
«Экзорцист Ватикана» («The Pope’s Exorcist»)
Знаменитый экзорцист отец Аморт (Расселл Кроу в восхитительной дородной форме) вальяжно заезжает на смешном скутере во двор испанского особняка, чтобы изгнать демона из ребенка. С таким святым отцом ничего не страшно, пускай демон и пускается во вся тяжкие, пугая зрителей и мучая героев полным арсеналом голливудских хоррор-спецэффектов.
«Экзорциста Ватикана» легко списать со счетов как хоррор в худших голливудских традициях, где вместо тягучей атмосферы и оригинальных визуальных образов ужас призваны вызывать громкие звуки и расхожие клише. Но, оставив «ужас» за скобками, нельзя отрицать, что Кроу — отличный шоумен, делающий экзорцизм веселым и красочным действом: он прикалывается над демоном, орет на папу римского и даже в какой‑то момент применяет в ритуале дробовик. Ранее он похожим образом возвышал бэшный постироничный хоррор «Неистовый».
Реальный отец Аморт, на чьих байках-бестселлерах основано кино, тоже был своего рода шоуменом: Уилльям Фридкин (автор классического «Экзорциста») умудрился при жизни заснять один из амортовских экзорцизмов, и этот док с манипулятивным хоррор-саунд-дизайном был обвинен в показушности и псевдосенсационности. Авторы голливудской версии с Кроу вообще не стали стесняться и намеренно все вызывающие скепсис моменты преувеличили — заканчивается картина наглым заделом на сиквел, где Аморт выглядит без пяти минут марвеловским супергероем. Учитывая сборы фильма, сиквелу быть, а вот Дэвиду Гордону Грину с его грядущим ребутом «Экзорциста» пора бы напрячься — с Расселлом Кроу верхом на скутере тягаться будет непросто.
Н.Л.
Смотреть
на Apple TV, Amazon и других стримингах, недоступных в России
«Каменный остров» («Enys Men»)
Ботаничка прибывает на остров у английского побережья, чтобы изучать редкие цветы. То ли от одиночества, то ли от черной островной магии женщина теряет связь с реальностью: видит призраков в традиционных костюмах и лишайники, растущие на собственном теле. Как говорится, если долго смотреть на дно оловянной шахты, олово начнет смотреть на тебя.
Марк Дженкин — один из сильнейших визуальных ретростилизаторов нашего времени наравне с Гаем Маддином и Бертраном Мандико. Его прекрасная «Наживка», неореалистическая драма про корнуоллских рыбаков, эксплуатировала эстетику раннего кино, превращая ее в бешеную экспрессионистскую атаку на глаза. Увы, «Каменный остров» (оригинальное название — на мертвом корнском языке) иначе, как разочарованием, не назвать. Все-таки и здешняя эстетика итальянского джалло куда больше заезжена (англичане начали ее воровать еще в 1970-е), и никакой интересной истории с многочисленными героями и реалистичным сеттингом тут не завезли. Да, пленочное «зерно», неровные склейки, сочные цвета приносят эстетическое наслаждение, но без интриги и саспенса это может работать на дистанции короткометражки или музыкального клипа, никак не полного метра. Тем не менее продолжаем пристально следить за режиссером.
Н.Л.
Смотреть
на BFI (недоступен в России)
«Неслыханное» («The Unheard»)
Милая слабослышащая интровертка возвращается в родную американскую деревню, чтобы попробовать восстановить слух в некой экспериментальной лаборатории да заодно помочь отцу продать старый дом. Как и полагается городку в духе Твин Пикса, за внешним уютом скрывается зловещая реальность: много лет тут пропадают молодые женщины, в том числе некогда исчезла и мама героини. Вызванные экспериментальной терапией слуховые галлюцинации, кажется, могут подтолкнуть девушку к ужасной разгадке.
Бывает, что режиссерами становятся актеры, сценаристы, продюсеры, операторы. Но слышали ли вы когда‑нибудь про режиссера, ранее построившего впечатляющую карьеру в качестве менеджера по локациям? Джеффри А.Браун подбирал места действия в самых знаковых нью-йоркских фильмах века (от третьего «Человека-паука» Сэма Рейми до «Волка с Уолл-стрит» и сериала «Девочки»), но все бросил и стал снимать хорроры. Деревянные дома, озеро, лес в «Неслыханном» и правда завораживающие, как и работа с видеокассетными глитчами и звуковым оформлением: Браун довел до ума дело, начатое Майком Флэнаганом в «Тишине», еще одном хорроре, снятом с точки зрения слабослышащей девушки. Иными словами, выстраивать гнетущую атмосферу, необходимую для жанра, режиссер умеет. Увы, это еще не все, что нужно, чтобы хоррор стал увлекательным. И по части сюжета и оригинальности у фильма есть проблемы: действие безбожно затянуто (картина идет больше двух часов, а по-хорошему должна чуть больше часа), развязка с самым очевидным маньяком — банальная и кринжовая.
Н.Л.
Смотреть
на Shudder (недоступен в России)