Что это было? Как фильм про Марио из детской сказки превратился в треш-хоррор

19 октября 2022 в 22:55
Фильм «Супербратья Марио» 1993 года традиционно попадает во все топы худших экранизаций видеоигр. Это сумбурная, полная грубых шуток сказка для взрослых, действие которой разворачивается в ночном Нью-Йорке. Как можно было допустить одновременно все возможные ошибки кинопроизводства и почему за провал в первую очередь надо винить саму Nintendo?

О чем фильм

Метеорит, много миллионов лет назад упавший на нашу планету, разделил ее на две параллельных реальности. В одной динозавры научились превращаться в людей и построили в Нью-Йорке полицейское государство, которым управляет Король Купа (Деннис Хоппер). В другой братья-слесари по фамилии МариоИменно так: Марио Марио и Луиджи Марио. В фильме есть отдельная сцена, поясняющая эту нелепость, заложенную в названии оригинальной игры. Марио — звучное и красивое имя, выдумывать для него фамилию Сигэру Миямото посчитал неверным маркетинговым приемом, а вот брат герою был необходим. Так у игры осталось имя Марио, которое превратилось в фамилию Супербратьев. борются с засорившимися трубами: старший, циник по имени Марио (Боб Хоскинс), полагается только на собственное упорство и труд, а младший, мечтательный Луиджи (Джон Легуизамо), надеется на чудо. Когда пришельцы-динозавры похищают возлюбленную Луиджи по имени Дейзи, братья бросаются на выручку и попадают в параллельный мир.

Так ли он плох?

Сегодня «Супербратья Марио» воспринимаются как смелое киновысказывание. Хмурый мужик вместо карамельного «диснеевского» Марио кажется едкой и злободневной пародией на корпоративную культуру Nintendo, а шутки про страпон во вроде как детском фильме превращают неловкую режиссуру в бескомпромиссный гротеск.

Но 30 лет назад и зрители, и критики, и Nintendo, и даже сами члены съемочной группы, от актеров до двух режиссеровКартину поставили супруги Роки Мортон и Аннабел Дженкел., в унисон решили, что получилось говно, самое место которому на дне засорившейся трубы.

На боссов Nintendo провал произвел настолько сильное впечатление, что вплоть до недавнего времени они отказывались на пушечный выстрел подходить к голливудским студиям, продолжавшим закидывать их предложениями новых экранизаций.

Что пошло не так?

Все.

На съемочной площадке царил хаос. Режиссер вылил на статиста кружку кофе, посчитав, что так он будет лучше соответствовать необходимому образу. Электрика чуть не убило током — чудом его успели оттолкнуть от оголенного провода. Боб Хоскинс и Джон Легуизамо в перерывах между дублями беспробудно пили, снимая стресс, — и, видимо, как раз от пьянства звезда «Долгой Страстной пятницы» и «Кто подставил кролика Роджера?» сломал палец и остаток съемок провел в гипсе. Венцом этой череды неудач стал легендарный разнос от Денниса Хоппера, в ходе которого тот три часа орал на режиссеров, упрекая их в некомпетентности.

Как раз на режиссеров и легла вина за провал картины — после ее выхода их карьера закончилась. Но они были заложниками доставшегося им материала. Только официально сценарий переписывался десять раз, а по факту диалоги и мизансцены менялись на ходу. У руководителей съемочного процесса не было четкого видения того, каким должен стать фильм. Одни хотели делать классическую сказку, близкую к образам из игр, другие сгущали краски и добавляли сюрреалистических ужасов в стиле Дэвида Линча. Тут мы впервые подходим к корню проблемы.

Именно Nintendo настояла на взрослом фильме о Марио

В начале 90-х Nintendo доминировала на рынке видеоигр. Консоли NES, пользовавшиеся бешеной популярностью в Америке, позволяли диктовать свои условия студийным боссам, которые мечтали заполучить права на экранизацию знаменитой видеоигры. Голливудские продюсеры завалили письмами Сигэру Миямото, предлагая выгоднейшие контракты и лучших режиссеров, но тот не торопился их подписывать. Nintendo хотела сама контролировать съемки, а не полагаться на чужое видение. Именно в этот момент было принято роковое решение.

Кто‑то в отделе маркетинга Nintendo посчитал, что детская аудитория у Марио и так уже есть.

Фильм, основной целью которого являлось привлечение новых покупателей к консолям Nintendo, должен был помрачнеть только ради того, чтобы обработать взрослых клиентов. Как только это решение приняли на самом верху Nintendo, «Супербратья Марио» были обречены. От этапа написания сценария до самого последнего кадра на монтажном столе авторы не могли определиться со стилистикой картины. Угрюмый тон делал Марио неузнаваемым, а попытки приблизить его к образам из игр противоречили требованиям заказчика (Nintendo). В итоге картину разорвало на куски от острейшей шизофрении.

Видеоигровой предок заразил фильм людонарративным диссонансомЛюдонарративный диссонансПротиворечие между формой и содержанием игры. Классический пример — веселый и жизнерадостный Нейтан Дрейк из Uncharted, убивающий сотни людей., вечным недугом всех игр, лекарства от которого нет до сих пор. В отличие от давно привыкших к таким болячкам платформеров про Марио неинтерактивная версия его приключений заразу не пережила. Получится ли побороть ее у нового фильма, узнаем в следующем году.