«Переводчик»
С 1 июня
Обладающий энергетикой героя боевика афганский переводчик (Дар Салим) на собственной спине вытаскивает голубоглазого американского сержанта (Джейк Джилленхол) из передряги — неудачной операции по ликвидации базы террористов. Благодарный сержант возвращается через полгода с распечатанной визой, вертолетами и истребителем, чтобы обеспечить тому релокацию в Штаты. Как бы между делом мужчины умудряются завалить еще десяток-другой террористов на каждого.
«Переводчик» — новый боевик Гая Ричи, где тот пропускает клише голливудских фильмов о войне в Ираке и Афганистане через новый контекст вывода американских войск: теперь главная ценность армии не демократия, а возвращение братских долгов через визы и релокации. Для режиссера первый фильм в военно-патриотическом жанре стал самым высоко оцененным критиками в карьере — к слову, для Джейка Джилленхола это уже как минимум третий выход на эту территорию (после «Братьев» и «Морпехов»). В фильме есть несколько динамичных перестрелок, снятых трясущейся камерой, взрывы и мужские слезы, да и Салим — настоящее открытие. Но ни о какой убедительности действия говорить не приходится: Испания в кадре изображает сразу и Калифорнию, и Афганистан; главного героя-афганца играет датчанин иракского происхождения. Впрочем, интересующиеся последствиями вывода американских войск зрители и так посмотрят документальный фильм о работе последней независимой редакции в дни падения Кабула, а остальным и посредственный боевик с простым месседжем «честь и долг — превыше всего» покажется исчерпывающей историей.
«Паранормальные явления. Скинамаринк»
С 1 июня
Дошкольники просыпаются ночью в обычной детской спальне, но почему‑то не могут отыскать ни родителей, ни окон, ни дверей. Они не кричат и не рыдают, а перешептываются и подолгу рассматривают потолок, пол, мебель.
«Скинамаринк» (первая часть русского названия, разумеется, выдумка прокатчиков) — самодельный канадский ужастик, который в прошлом году завирусился в среде киноманов (по количеству оценок и рецензий на Letterboxd он сравнялся с последними супергеройскими фильмами Marvel и DC), а потом в 150 раз окупился в американском прокате (сборы в 2 миллиона долларов при бюджете в 15 тысяч — даже наличие фильма в интернете тут не помешало). Все эти обстоятельства должны объяснить, каким образом в российский прокат выходит буквально самый экспериментальный и несмотрибельный фильм за всю его историю.
Дело в том, что на экране тут нет ни героев, ни скримеров (ну почти), ни сюжета, ни логики (кроме логики кошмарного сна). Одни длинные статичные кадры случайных темных углов, заполненных кассетными шумами, шорохами и случайными стуками. Режиссер начинал как ютубер, экранизирующий на заказ ночные кошмары зрителей, и в полнометражном дебюте не отошел от проверенной формулы, а просто взял самый часто присылаемый синопсис и не стал рисковать с привлечением актеров-любителей, которых и до этого избегал.
Есть мнение, что все это — большое фуфло и профанация, однако эффект картины на некоторых зрителей неоспорим. Возможно, все дело в правильной атмосфере для просмотра — дома ночью в одиночку (проверено — не всегда работает) или в полупустом зале кинотеатра в забытом богом ТЦ родного спальника. Тут как минимум расцветут аналоговые шумы и тонкая работа с саунд-дизайном.
«Стоп-слово»
С 8 июня
Стартапер (интереснейший актер американского инди Кристофер Эбботт) выясняет отношения с шантажирующей его доминатрикс (Маргарет Куолли, уже недавно игравшая секс-работницу). Все действие фильма заключено в одном номере дорогого отеля, но оторваться невозможно.
Девять лет назад Закари Уигон снял мамблкор-триллер про ужасы знакомств в интернете, теперь он возвращается со своим вторым фильмом — хичкоковской вариацией на тему БДСМ. Уигон еще тогда показал себя остроумным и умелым автором, так что можно смело ожидать, что и новая работа будет держать в напряжении.
«Париж, 13-й округ»
С 8 июня
Любовный треугольник в Париже: работница кол-центра, ее сосед — университетский преподаватель — и аспирантка из того же университета. Отношения красивых интеллигентных людей — сам по себе аттракцион, поэтому никакого особого сюжета тут нет, если только не считать за драму историю, где студенты на вечеринке путают аспирантку с похожей на нее вебкамщицей.
Кинокомикс, который мы заслужили. Жак Одиар сразу после удивительно чувствительного англоязычного вестерна («Братья Систерс») решил продолжить свое издевательское исследование американских нравов. Новый эксперимент — перенос графических рассказов Эдриана Томинэ во Францию, где все неврозы, странности и неразрешимые печали героев уступают место универсальной французской расслабленности. Любители французских мелодрам увидят в этом красивый жест, а у фанатов Томинэ (таких, как автор этих строк), напротив, вскипит кровь от такого жутко утрированного прочтения без пяти минут классика американского реализма.
«Снегирь»
С 8 июня
Рыболовецкое судно попадает в шторм. Битва между человеком и стихией оттеняется противостоянием заносчивых студентов и заскорузлых моряков на борту.
В жанре морского экшн-блокбастера дебютирует классик отечественного эксцентричного психологизма Борис Хлебников («Свободное плавание», «Аритмия») при поддержке своей постоянной соавторки-сценаристки Наталии Мещаниновой. Как знают все ценители экшн-жанра, по-настоящему впечатляющим такое зрелище может сделать только вдумчивый психологизм. Рецепт большого жанрового хита налицо.
«Поворот не туда. Дом зла»
С 15 июня
Жестокие грабители, скрывающиеся от погони, врываются на ферму, на которой, как выясняется, всем заправляют еще более жестокие сатанисты.
У режиссера Рюхэя Китамуры поистине удивительная карьера, в которой популярные японские блокбастеры («Годзилла: Последняя война», «Люпен III») чередуются с по-своему популярными американскими ужастиками категории Б («Никто не выжил», «Полуночный экспресс» — даже если не помните эти названия, есть все шансы, что вы где‑то видели эти фильмы). Новая его работа «Поворот не туда. Дом зла» (прокатчики при локализации, кажется, решили выполнить челлендж «название-дженерик, которое не запомнит вообще никто»), очевидно, относится ко второй категории. Критики и зрители от фильма не то чтобы в восторге, но списывать со счетов Китамуру не стоит: в вопросах извращенных жестокостей и визуальных понтов у него мало равных. Да и выбор двух прекрасных, но полузабытых звезд на главные роли (Эмиль Хирш, Стивен Дорфф) иначе как волшебным не назвать.
«На пороге смерти»
С 15 июня
После смерти супруги (предположительно, в результате самоубийства) дед начинает себя так странно вести, что сыну приходится забрать его к себе домой. Странности не прекращаются, а только усугубляются. Что, если это не старческий маразм, а действительно, как утверждает старик, дьявольщина?
«На пороге смерти» — испанский хит всех прошлогодних хоррор-фестивалей, более честная версия эксплуатационного хоррора на тему деменции «Отец». Энтони Хопкинс тогда выиграл «Оскар», а сейчас Сорион Эгилор выиграл приз за лучшую роль на фестивале Fantasia. Сценарий «На пороге смерти», в свою очередь, никаких премий пока не получил. Наверное, все дело в эпизодах с пожирающими младенцев мертвыми старухами: для кого‑то это вульгарность и лишь для ценителей жанра — крутая фича.
«Бог — это пуля»
С 22 июня
Бывший коп (Николай Костер-Вальдау) пытается спасти дочь из лап банды сатанистов с перевернутыми крестами на лице. Для этого ему самому приходится забиться оккультными тату и, заручившись поддержкой экс-оккультистки с таким же забитым лицом («королева крика» Майка Монро), внедриться в ряды сатанистов.
«Бог — это пуля» — «мусорный» боевик категории Б с поистине ярким сеттингом (авторы бесстыдно возрождают всю чушь эпохи сатанинской паники), большими звездами (кроме Монро и Костер-Вальдау это Дженьюари Джонс и Джейми Фокс в роли, вы правильно догадались, татуированного сатаниста с витилиго) и известным режиссером (автор «Дневника памяти» и «Альфа Дог» Ник Кассаветис не снимал кино почти 10 лет). То есть уже как бы и не категории Б, а категории «маст-вотч».
«Свинка»
С 22 июня
Девочки-подростки дразнят сверстницу за лишний вес. После того как девочек на глазах жертвы буллинга похищает маньяк, героиня отказывается помогать полиции, а вместо этого стремится узнать маньяка поближе и отблагодарить. Все это — не злая ирония судьбы, но закономерность.
Еще один испанский шокер, который успел себя зарекомендовать не только на фестах, но и в американском прокате (92% на Rotten Tomatoes). Подростки, лишний вес, РПП — заезженный мотив в современных хоррорах (только в прошлом месяце в прокате был «Family Dinner»), но «Свинка» выглядит как что‑то особенное.
«Мэгги Мур (ы)»
С 29 июня
Провинциальный американской следователь (Джон Хэмм) оказывается озадачен одновременным убийством двух женщин с одинаковыми именами. В похожем на фарс расследовании ему больше всех помогает пронырливая соседка жертвы (Тина Фей).
После завершения сериала «Безумцы» актер Джон Слэттери подался в режиссуру. Первый его фильм «Божий карман» все сравнивали с братьями Коэн, и, судя по трейлеру картины «Мэгги Мур (ы)», эти сравнения не прекратятся. Только теперь это будет не чистая лесть, а вполне конкретные параллели с Коэнами образца «Игр джентльменов». В кадре — та же пулеметная очередь из дурацких совпадений, глупых обывательских суждений и прочих невыносимых жестокостей. Но с учетом того, что дуэт братьев распался, вполне закономерно, что кто‑то должен был нагло занять их нишу в жанре черной криминальной комедии.