На кинофестивале в Венеции на пару с вестерном братьев Коэн прошла мировая премьера англоязычного дебюта в том же жанре французского режиссера Жака Одиара («Пророк») с Хоакином Фениксом, Джоном К.Райлли, Джейком Джилленхоллом и Ризом Ахмедом в главных ролях. О чудном фильме рассказывает Станислав Зельвенский.

Середина XIX века, недавно освоенное переселенцами Западное побережье Америки. Братья Систерс, Илай (Джон К.Райлли) и Чарли (Хоакин Феникс), — наемные убийцы, работающие на грозного авторитетного бизнесмена, которого все знают как Коммодоре (Рутгер Хауэр). Новое задание — убить некоего Ворма (Риз Ахмед); разыскать его братьям должен помочь загодя нанятый детектив (Джейк Джилленхолл). Ворм окажется химиком, придумавший формулу, которая позволяет почти мгновенно находить золото на дне реки.

Жак Одиар выбрал для англоязычного дебюта популярный и получивший множество премий роман канадца Патрика деВитта, знаменитого своими виртуозно сконструированными диалогами — ровно как и у самого француза. В подобных случаях всегда есть риск, что автор адаптации, тем более фрустрированный языковым барьером, станет подсознательно соревноваться с собственным материалом, но тут, кажется, обошлось: это не только остроумный, но цельный, легкий фильм и, несмотря на новую среду, узнаваемо одиаровский.

Дикий Запад традиционно населен антигероями, и «Братья» не исключение, но концентрация симпатичных, хоть и запутавшихся персонажей здесь пропорциональна количеству людей и животных, которых им приходится убивать. В этом фильме нет злодеев, кроме разве что Коммодоре, но это, скорее всего, самая короткая роль в карьере Рутгера Хауэра, который, вообще-то, не чужд камео. Возможно, мы бы и об этом герое изменили мнение, если бы узнали его получше.

Райлли выступает в своем более или менее обычном духе: немного смешной детина угрожающей внешности, но нежный внутри. У Феникса, понятно, нет постоянного амплуа, поэтому его Чарли, младший из Систерсов, — пьяница, грубиян и асоциальный тип. Они бесконечно грызутся друг с другом, задираясь и придираясь к словам, но внутренняя связь братьев — не просто социальный пакт. Когда они начинают обсуждать возможность расставания, сама эта идея кажется абсурдной. Их дуэту противопоставлена другая пара: персонажи Джилленхолла и Ахмеда, оба просвещенные и доброжелательные люди, как позже выясняется, с утопическими идеями, находят общий язык на почве взаимной симпатии и общих интересов.

Как почти всякий вестерн, этот рассказывает о тяжелой поступи цивилизации, с новейшими благами которой (унитаз со сливным бачком! зубная щетка!) с воодушевлением знакомится Илай и у которой есть не только благостная сторона.

Но в первую очередь, конечно, «Братья Систерс» — про динамику отношений между близкими мужчинами, и в соответствии с этим фильм становится то смешным, то жестоким, то неожиданно теплым. Одиар седлает и своего самого любимого конька, описывая конфликт сыновей с отцами, магистральную тему своего творчества. Герой Джилленхолла сообщает, что ненавидит отца, папаша Систерс и вовсе прописался в кошмарах братьев — к концу откроются жуткие подробности. С этим уже ничего не поделать. Однако даже с таким грузом можно двигаться вперед, находя утешение и смысл жизни в самых странных, опасных и идиотских обстоятельствах.

Как прошла премьера «Братьев Систерс» на Венецианском кинофествиале, смотрите в репортаже «Кино ТВ»

«Братья Систерс» выйдут в российский прокат 11 октября.

Фильм
Братья Систерс
Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!