Два приличных хоррора в прокате, на российские названия которых не нужно обращать внимание

30 марта 2023 в 19:32
Сегодня в прокат вышли два неожиданно смотрибельных фестивальных хоррора, на которые могут помешать обратить внимание странные локализации. Рассказываем, почему поклонникам жанра стоит сходить в кино на «Проклятие. Посвящение» и «Дитя тьмы» (свежий захваленный критиками фильм, не имеющий отношения к «Дитя тьмы» 2009 года).

«Проклятие: Посвящение» («Consecration»)

Офтальмологиня, разговаривающая с интонациями британской отличницы (американка Джена Мэлоун, кажется, брала за референс акцента Гермиону), узнает, что ее брат-монах покончил с собой в отдаленном шотландском монастыре. Дальше начинается сплошная дичь: сыщик, ведущий дело, берет девушку чуть ли не в напарницы, она по какой‑то туманной логике поселяется в монастыре и, свободно летя сквозь сон и явь, вскрывает мистический заговор одного зловещего священника (Дэнни Хьюстон — все еще идеальный злодей-интеллигент второго плана) и рядовых монашек. Последние любят подкрадываться со спины и пугать — это не просто так. Жуткая древняя традиция отсчитывать спиной к обрыву шаги по числу грехов здесь тоже фигурирует неслучайно. Однако финальный твист будет сложно предугадать даже ценителям жанра ужастика.

Англичанин Кристофер Смит, снявший «Черную смерть» с Шоном Бином, культовый «Треугольник» и недооцененный «Объезд», — режиссер неровный, но неизменно пижонистый. В новом хорроре он с первых кадров проделывает яркие визуальные трюки: то камера пролетит через квартиру и вылетит с обратной стороны зеркала (точнее не описать), то весь фон вокруг лица героини окунется в сокуровское размытие, то в ход пойдут позаимствованные у Де Пальмы особые объективы с двойным фокусом. Глядя на эти красоты, обрамляющие кровавые эпизоды с ножами и точеными крестами, легко перестать обращать внимание на абсолютную бредовость и расплывчатость сюжета. Да и на блистательную Мэлоун, опытную королеву крика нашего времени (см. «Донни Дарко», «Ожидание», «Неоновый демон» — все классические выходы), смотреть всегда удовольствие.

За пару недель до премьеры российский прокатчик сменил локализацию названия с «Проклятие монахини. Посвящение» на просто «Проклятие: Посвящение». Суть, впрочем, осталась та же — налицо классическая попытка сыграть на популярности известной франшизы. При этом данный подзаголовок с оригинальной «Консекрацией», то есть «Освящением», соотносится неточно. Ладно, неважно, ведь, если подумать, «Проклятие монахини» было бы довольно остроумным способом обмануть ожидания зрителя. Тот самый твист, если совсем не спойлерить, состоит в том, что, в отличие от киновселенной «Заклятия», тут зрителям предстоит не вздрагивать от появлений монашки-призрака из‑за угла, а, наоборот, пристально следить за ее точкой зрения. В последней трети кино превращается в печальную притчу от лица терроризирующей обывателей демонессы, которой предлагается вдоволь посочувствовать. Если вы опытный зритель хорроров, которому давно опостылели банальные скримеры, признайтесь: захотелось?

6
/10
Оценка
Никиты Лаврецкого

«Дитя тьмы» («Huesera»)

Столярка, слушающая за станком постпанк, отправляется к гигантской золотой Деве Марии, чтобы помолиться о зачатии ребенка. Дрон-камера так раболепно снимает реальную Деву Гваделупскую в Окуилане (Мексика), как будто авторы фильма предвкушают наплыв туристов к шокирующе малоизвестной статуе. Судьбоносный визит к гинекологу, последняя выкуренная украдкой в окно сигарета, и жизнь беременной героини радикально меняется. Дело не только в том, что панк-юность с бегом от полиции и квир-романом осталась исключительно во флешбэках, но и во вполне конкретной манифестации вновь приобретенных тревог. А именно — в Костяной женщине (так переводится оригинальное название «Huesera», созвучное также с «костоправкой»), которая то прыгнет с соседского балкона на асфальт, то выползет из‑под кровати, неизменно хрустя костями, вывернутыми под сверхъестественными углами. Единственное спасение — языческий ритуал от местных знахарок, во время которого придется похрустеть уже собственными членами.

Трудно поверить, но этот фильм, переживший сокращение локализации с «Дитя тьмы. Экзорцизм» (ремикс названий двух известных франшиз) до просто «Дитя тьмы» (дословно название известного фильма 2009 года, ресайклинг которого неминуемо приведет к недоразумениям) — это самый захваленный критиками хоррор года, который до конца 2023-го вряд ли кто‑то превзойдет (речь о феноменальных 99% на Rotten Tomatoes при 78 рецензиях, поставивших его на вершину жанрового топа). Тема «беременность как (боди-)хоррор», конечно, давно избита (начиная с легендарного «Ребенка Розмари» и заканчивая недооцененным «Антирождением» с Наташей Лионн). Но в пользу «Уэсеры» (да, будем называть фильм так, и что вы сделаете, прокатчики?) говорит, во-первых, национальный мексиканский колорит — речь не только о невероятной статуе из пролога, но и, например, о кульминационном ритуале с участием балета обнаженных призраков. А во-вторых, бесспорным оказывается чистое ремесло режиссерки-дебютантки (Мишель Гарса Сервера), радующее даже искушенных зрителей парочкой реально заставляющих подпрыгнуть джампскейров.

Заканчивается все, как и полагается приличному ужастику в 2023 году, деконструкцией жанровых канонов. Оказывается, что демонесса все это время пыталась спасти героиню от истинного хоррора — заточения в быту под гнетом патриархата. До провокационности ничуть не устаревшего антисемейного посыла «Ребенка Розмари» этому фильму, конечно, далеко. Но тот факт, что в жанре хоррора все еще время от времени обнаруживаются свежие яркие голоса, не может не радовать.

6
/10
Оценка
Никиты Лаврецкого
Расскажите друзьям