«Все страхи Бо»
С 4 мая
Лысеющий невротик (Хоакин Феникс) три часа едет к маме сквозь сюрреалистическую, апокалиптическую и сказочную Америку наших дней, сражаясь по дороге со школьницами, ветеранами и гигантским компьютерным пенисом.
«Все страхи Бо» — сказка для самых нервненьких, амбициозный долгострой лидера постхоррормейкеров Ари Астера, смотрящийся более-менее как самая дорогая студенческая работа в мире. Ни тонкого вкуса, ни глубокой рефлексии, ни критического самовосприятия тут еще нет, зато и юношеский максимализм, дьявольская энергия и необходимость что‑то доказать всему миру еще не утрачены. Называющий Астера «одним из выдающихся голосов в современном кино» Мартин Скорсезе прав: еще не скоро мы увидим что‑то столь же дикое на больших экранах.
«Кунг-фу жеребец»
С 4 мая
Гонконгский каскадер на мели (Джеки Чан) объединяет усилия с любимой лошадкой, чтобы надрать задницы подлым коллекторам, пытающимся отобрать этого самого коня в счет долгов.
К маю 2023 года в российском прокате остались две мировые кинозвезды легендарного статуса. Брюс Уиллис, чья последняя перед выходом на пенсию работа категории «Б» «Миссия ассасина» — развлечение не для всех, ведь куда приятнее наблюдать счастливого Брюса в кругу семьи, чем не до конца осознающего происходящее (по свидетельствам очевидцев) в кинокадре. И Джеки Чан, чей добротный комедийный боевик для семейного просмотра «Кунг-фу жеребец» уже в меру успешно стартовал в Китае. Чан не снимался в главных ролях со времен «Авангарда» трехлетней давности, и его камбэк в день, когда ровесник Уиллис окончательно прощается со зрителями, кажется абсолютно своевременным. Ведь эти полтора часа в кинозале в компании кумира из детства — терапевтическая необходимость, которой никого нельзя лишать.
«Астрал. Семейный обряд»
С 4 мая
Полненькая школьница приезжает на Великий пост к тете-диетологине. Каков же ее ужас, когда выясняется, что помогать худеть родственница будет при помощи колдовской куклы, обезглавленной крысы и прочих не совсем христианских вещей.
Австрийский хит жанровых фестивалей «Family Dinner» — один из тех фильмов, на русские прокатные названия которых не стоит обращать внимание. Это не наполненная скримерами голливудская страшилка, а медленный психологический хоррор, в котором местная кинотрадиция (см. жуткие семейные портреты австрийца Ханеке) накладывается на современные бодипозитивистские размышления. Ну и бог с ним, с «Астралом», в названии — как говорится, хоть горшком назови, только в печку не ставь.
«Кто убил BlackBerry»
С 11 мая
В конце 90-х группа канадских гиков (главного из них играет Джей Барушель) собралась в тесном офисе над магазином бубликов, чтобы изобрести первый смартфон, опередивший конкурентов более-менее на десятилетие. Увы, все мечты рано или поздно оборачиваются крахом. В данном случае причина в том, что каждый из героев — узник своих особых интересов. Кто‑то — патологический перфекционист, кто‑то слишком любит еженедельные киновечера, а кто‑то — хоккей.
Культовый в узких кругах канадский режиссер Мэтт Джонсон (играет в фильме, разумеется, организатора киновечеров) тоже имеет особый интерес — создание абсолютно независимого от Голливуда киноязыка. Он начинал на ютубе, поэтому и в большом фильме про большой стартап надевает на головы героям парики в духе «Эпических рэп-баттлов истории», заставляет камеру безудержно зумировать и трястись, а диалоги звучать как абсурдные импровизации из «Что было дальше?». Как ни удивительно, но на контрасте с антично-трагическим сюжетом о взлете и падении эти приемы работают чрезвычайно освежающе.
«Убийца „Священный паук“»
С 11 мая
Свободолюбивая иранская журналистка (короткая стрижка, хеви-метал, «Мальборо» — но только за закрытыми дверями гостиничного номера, куда заселяться одной приходится с боем) готовит материал про серийного убийцу, душащего секс-работниц. Полиция ловить маньяка, пользующегося извращенной популярностью в патриархальном обществе, не очень-то спешит, зато журналистке между делом удается выйти на его след.
«Убийца „Священный паук“» — более-менее стандартный тру-крайм-триллер с поправкой на необычное место действия. Датский режиссер иранского происхождения Али Аббаси (ранее в этом году снял две серии «Одних из нас») подобрал напоминающие родину локации в Иордании, после чего заставил камеру долго летать за затылками героев и упиваться деталями жестоких убийств. Кино, премьера которого прошла в Каннах-2022 (приз лучшей актрисе), снято скорее в традиции жестокого европейского арт-кино, чем остроумных иранских драм. Зато главный его плюс — двухчасовой хронометраж, делающий рассказ куда лаконичнее, чем у многосерийных стриминговых конкурентов по жанру.
«Без фильтров»
С 11 мая
Начинающая актриса по какой‑то туманной логике отзывается на объявление сценариста, ищущего партнера для творческих импровизаций. Никто, кроме героини, не удивлен, когда оказывается, что незнакомец из интернета — маньяк, ищущий новую жертву для воплощения своих садистских фантазий. Одним словом, типичный кинематографист, активно зазывающий девушек домой.
Еще один хит мировых жанровых фестивалей, который к тому же выходит в российский и украинский прокат раньше всех других стран, в том числе родных США. Завязка и скримеры (например, с костюмом клоуна), вынесенные в трейлер, может, и не самые оригинальные, но критикам, видевшим фильм на фестивалях (в интернете его еще нет), актуальный сюжет пришелся по вкусу (87% на Rotten Tomatoes).
«Адская пасть Мохаве»
С 18 мая
Несколько интеллигентных молодых людей отправляются в пустыню, чтобы снять клип. Наступает ночь. Они без объяснения причин оказываются в таком хеви-металлическом аду, после которого опусы Паноса Косматоса и «Ведьма из Блэр» покажутся цветочками для семейного просмотра.
«Адская пасть Мохаве», микробюджетный рип-офф «Ведьмы из Блэр», каким‑то образом оказавшийся у нас в прокате, — вопреки всем прогнозам оказывается страшнейшим фильмом последних лет: навскидку старожилы не помнят ничего подобного со времен «Вопля» и «Реинкарнации». В принципе, это все, что нужно знать, но есть нюанс. «Адская пасть» — хардкорное кино исключительно для самых искушенных ценителей: половина случайных зрителей покинет зал на болтовне первого часа, остальные сдадутся на лопающем перепонки и мучающем мраком глаза мясе, начинающемся позже. Тот случай, когда показы радикального кино представляют отдельный антропологический интерес в качестве социальных экспериментов!
«Охота»
С 18 мая
После покушения на президента южнокорейские агенты безопасности объявляют охоту на северокорейских шпионов в своих рядах. Так как это еще не цифровая эпоха, а аналоговые 80-е, приходится не вычислять предателей через компьютер, а много драться, стрелять и громить легковушки внедорожником.
«Охота» — режиссерский дебют звезды «Игры в кальмара» Ли Чжон Чжэ, он же солирует на экране уже не в качестве лопуха в трениках, а как статный корейский Бонд. Премьера картины прошла в прошлом году в Каннах, и критики докладывали, что стоило бы хоть на минутку давать передохнуть зрителям от бесконечного экшена. Кажется, жаловаться на то, что корейский боевик честно заполняет все два часа хронометража шоу-стоперами, — грех, но все равно предупреждаем любителей серьезных шпионских триллеров, что тут им ловить нечего.
«Быть Сальвадором Дали»
С 25 мая
Зажравшийся коллекционер искусства посылает молодого стажера, чтобы тот побыл надсмотрщиком у художника Сальвадора Дали (Бен Кингсли). Дали-де отлынивает от работы: все время проводит, закатывая вечеринки да подкручивая усы. Юноша оказывается смышленее, чем кажется, вместо выполнения скучного задания заводит дружбу с художником-кутилой и к тому же помогает раскрыть мошенническую схему коллекционера.
Канадская режиссерка Мэри Харрон больше всего известна благодаря «Американскому психопату», но вообще она собаку съела на байопиках, причем таких, которые стремятся нарушить жанровые каноны. Ранее в ее объектив попадала феминистка Валери Соланас, пытавшаяся убить Уорхола («Я стреляла в Энди Уорхола»), пин-ап-модель Бетти Пейдж («Непристойная Бетти Пейдж») и подопечные психопата Чарльза Менсона («Так сказал Чарли»). История о стареющем Дали с оскароносным артистом Кингсли издалека выглядит не столь скандально, как предыдущие фильмы, но небольшая перчинка есть и здесь: молодого Дали во флешбэках играет опальная звезда «Флэша» Эзра Миллер.