Эффект папочки: «Флэш» — семейная комедия вместо мультивселенной безумия

18 июня 2023 в 15:10
Фото: Warner Bros. Pictures
В международный прокат вышел «Флэш» Энди Мускьетти про самого быстрого супергероя, после сольника которого киновселенную DC ждет мягкая перезагрузка. Евгений Ткачев рассказывает о фильме, который, увы, не обогнал свое время.
Самая быстрая рецензия на «Флэш»

«Флэш» — веселое, но в целом безыдейное и конвейерное кино, злоупотребляющее цитатами из фантастики 1980–1990-х годов и, как принято в супергероике, фан-сервисом: количество звездных камео тут даже больше, чем в «Человеке-пауке: Нет пути домой». Эзра Миллер хорош в двойной роли Флэша, но главное украшение фильма все равно Бэтмен Майкла Китона, от вида которого сжимается сердце поклонников бертоновской дилогии. Однако не такого камбэка китоновского Темного рыцаря мы ждали! Он заслужил другой картины. Как и все мы.

А теперь рецензия для тех, у кого есть время

Два супергероя, выросших без отцов, противостоят преступности, сойдясь на почве семейной травмы. Речь, конечно, о Бэтмене и Флэше, в миру миллиардере Брюсе Уэйне (Бен Аффлек) и начинающем криминалисте Барри Аллене (Эзра Миллер) — у последнего отец, впрочем, есть, но сидит в тюрьме. Точнее говоря, Бэтмен ловит преступников, а Флэш за ним подчищает, когда за обоими не подчищает Чудо-женщина (Галь Гадот). А поскольку Барри много времени уделяет спасению мира, Готэма и родного Централ-Сити, у него проблемы как на работе, так и в личной жизни — с помощью лассо правды Вондервумен мы, например, узнаем душераздирающую подробность: Флэш все еще девственник. Не спасает ситуацию даже встреча с однокашницей-крашем Айрис Уэст (Кирси Клемонс), ставшей репортеркой. Однако именно она случайно подает Барри идею отправиться в прошлое, чтобы спасти мать (Марибель Верду) и обвиненного в ее убийстве отца (Рон Ливингстон). Надо ли говорить, что игры со временем и пресловутый «эффект бабочки» не приведут ни к чему хорошему? Флэш не только изменит будущее, но и повстречает альтернативную версию себя — самодовольного подростка, еще не обладающего сверхсилами. И броманс между ними — одна из самых удачных вещей в картине.

С концептуальной точки зрения это кульминация-финал DCEU (DC Extended Universe — расширенной вселенной DC) — да, в этом году выйдет еще эпилог «Аквамен-2», но там не планируется больших кроссоверов. «Флэш» призван перезагрузить стартовавшую десять лет назад «Человеком из стали» франшизу и дать жить DCU (DC Universe — вселенной DC), которую разрабатывают режиссер Джеймс Ганн и продюсер Питер Сафран. Так, первымВ этом году про «Синего Жука» выйдет сольный фильм, который анонсировался как часть DCEU, но Джеймс Ганн все равно предлагает считать эту картину частью DCU. Да, DC даже свой перезапуск, очищающий палитру, начинают с привычного концептуального кавардака. супергероем обновленного киносериала станет Синий Жук, а первым фильмом — «Супермен: Наследие», которого не стоит ждать раньше 2025 года. В общем, ставки как никогда высоки: Джеймс Ганн начинает супергеройскую франшизу с чистого листа в эпоху, когда супергерои, кажется, всем надоели.

Однако, несмотря на то что «Флэш» смотрит в будущее, сама картина выглядит валентинкой из прошлого. На что это похоже? Разумеется, на «Назад в будущее», по поводу которого много шутят в самом «Флэше». Одна из главных трагедий измененной Барри реальности заключается в том, что в «Назад в будущее» сыграл все-таки не Майкл Дж.Фокс, а Эрик Штольц. Другая — генерал Зод (Майкл Шеннон), криптонианский злодей, который снова нападает на Землю, но в этот раз его некому остановить, потому что в созданном Флэшем мире, судя по всему, нет Супермена.

Зато есть Бэтмен, потому что какая киновселенная DC без Бэтмена! В фильме его играет Майкл Китон, памятный по дилогии Тима Бертона. Сейчас понятно, что возвращение китоновского Темного рыцаря задним числом было анонсировано (хоть и шутливо) в «Бердмэне». Этот постаревший, но невероятно харизматичный супергерой — веская причина в пользу существования «Флэша». Когда Китон говорит «Я — Бэтмен», сердце любого миллениала, выросшего на бертоновских фильмах, должно сжаться от ностальгии. Но проблема в том, что актер уже произносил эту фразу в трейлере, а в фильме она не является довеском к какой‑то увлекательной истории. К сожалению, сценарий «Флэша», основанный на комиксе «Флэшпойнт», не поражает воображение. К слову, это уже его четвертая экранизация. До этого ее можно было увидеть в:

мультфильме «Лига справедливости: Парадокс источника конфликта» — самой близкой к тексту и потому совершенно безбашенной экранизации, в которой сталкиваются и рушатся миры, а супергерои умирают пачками, ведь их все равно потом воскресят;

мультфильме «Темная Лига справедливости: Война Апокалипса», но там был показан только сам флэшпойт, перезагрузка вселенной, к которой Барри Аллену пришлось прибегнуть в финале, когда земные супергерои проиграли злодею Дарксайду с планеты Апокалипс;

третьем сезоне сериала «Флэш», который так же далек от оригинального комикса, как и киноверсия.

Авторы фильма — режиссер Энди Мускьетти (новое «Оно»), сценаристы Кристина Ходсон («Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн», «Бэтгерл») и Джоби Харольд («Наркоз») — пошли по самому очевидному пути. Во-первых, вместо того чтобы придумать новую захватывающую историю (или хотя бы экранизировать сам комикс), они построили фильм на приветах девяностнической фантастики: помимо «Назад в будущее», это и «Привидение» (Барри проходит сквозь стены, как герой Патрика Суэйзи), и «Патруль времени» (где было сразу два Жан-Клода Ван Дамма), и что только не. Во-вторых, они превратили «Флэша» в комедию. Смешным уже выглядит выбор на роль мамы Барри испанской актрисы Марибель Верду, которая в «И твою маму тоже» крутила роман сразу с двумя подростками. Даже удивительно, что при такой матери у Барри не сформировался Эдипов комплекс, как у Марти МакФлая (а может, и сформировался).

Однако закавыка в том, что как комедия «Флэш» работает через раз (самый смешной эпизод со спасением младенцев из рушащегося здания показан в начале фильма), между Бэтменом и двумя Флэшами нет такой химии, как между Брюсом Уэйном и Терри МакгиннисомВоспитанник Брюса Уэйна, ставший Бэтменом будущего (слева). в мультсериале «Бэтмен будущего», а хронические приветы фантастике 1980–1990-х годов уже давно набили оскомину. В том числе в предыдущей картине Мускьетти — двухчастной экранизации стивен-кинговского «Оно», в которой действие происходило в восьмидесятые. Может, хватит бесконечно реанимировать ушедшую эпоху? Кстати, даже странно, что при всей любви режиссера к клоунам-убийцам во «Флэше» не нашлось места главному клоуну DC — Джокеру. Наверное, его появление было бы слишком очевидным даже для него.

В итоге главный сюрприз фильма (который, впрочем, был нещадно заспойлерен в трейлере и постере) связан с тем, что в измененной реальности нет Супермена, зато есть Супергерл — Кара Зор-Эл (Саша Калле), отвечающая во «Флэше» за женский эмпаурмент. Однако ни она, ни многочисленные камео супергероев (вишенка на торте, конечно, Супермен в исполнении Николаса Кейджа из отмененной картины Тима Бертона) оказываются не способны спасти картину от разочаровывающего, тривиального финала, представляющего собой традиционное супергеройское CGI-мочилово.

Вместо того чтобы стать этапной картиной, находящейся на пересечении расширенной и просто вселенной DC, вместо того чтобы погрузить DC в мультивселенную безумия и пойти вразнос, «Флэш» оказался еще одной семейной комедией наподобие второго «Шазама». Это не то чтобы плохо, но фильм точно не тянет на звание «блокбастера года», каким преподносила «Флэша» студия Warner Bros. Возможно, его авторам стоило бы вернуться в прошлое, чтобы снять более революционный кинокомикс. Однако, как убеждает нас «Флэш», даже такой шаг чреват страшными последствиями.

6
/10
Оценка
Евгения Ткачева
Расскажите друзьям