Худшее в музыке за 2021 год: Coldplay, тикток-поп, ABBA, цензура и прочие разочарования

Каждый год мы выбираем не только лучшее, но и худшее, что случилось в музыке за 12 месяцев. Не прерываем традицию и рассказываем про восемь вещей, которые нас особенно разочаровали.

«Music of the Spheres» Coldplay

Группа Coldplay до определенного момента была тем единственным стадионным коллективом, который был не про коллективный пафос, а про интимные откровения. Авторы «Don’t Panic» и «Fix You» говорили с каждым в отдельности на языке мелодичного софт-рока — и в этом была их сила. Все сломалось еще два альбома назад, когда они окончательно предпочли глобальную дискотеку разговору по душам, но «Music of the Spheres» совсем беспомощен: кроме оммажа восьмидесятым «Higher Power» и напоминающей о былом волшебстве «Coloratura» здесь царит лишенный цепких мелодий стерильный поп в ярких и бессмысленных декорациях. Поэтому давайте послушаем «Music of the Spheres» здорового человека.

«Music of the Spheres» здорового человека

Возвращение ABBA

Что виделось встречей со старыми друзьями оказалось протокольной беседой. В тур группа (сама) не поехала, новый альбом «Voyage» не выглядит (звучит) даже послесловием к их биографии — настолько он печально непритязателен. Ну и в целом возвращение ABBA — символ того, что воссоединения, возвращения, трибьюты и реюнионы утомили. Ностальгический аттракцион перестал радовать.

Трибьют t.A.T.u

Еще один символ вырождения современной коллективной ностальгии. Трибьюты большим звездам прошлого стали разрастаться до безумных размеров (помимо монструозного «200 по встречной» можно вспомнить прошлогодний альбом каверов на «ДДТ» с 40 (!) песнями). И большая часть песен на них — филлер, беспомощные, унылые пародии на хиты. И трибьют t.A.T.u — наверное, самая показательная история. На 26 треков два отличных (от Molchat Doma и группы Reflex), а остальное — повод написать в новостях «Даня Милохин (ЛСП, Монеточка, you name it) перепел t.A.T.u». Многое делается для кликбейта, но песни-то зачем?

Мамбл-рок

Вроде бы группа «Пошлая Молли» отгремела 2–3 года назад, Кирилл Бледный уже делает поп-музыку в компании Элджея и Кати Кищук, но его эпигоны продолжают плодиться, а ее наследием интересуются люди в диапазоне от Mary Gu до Pharaoh. Метод — простейший рок и тематика про хороших девочек (мальчиков), ставших плохими, — действенный, но результаты его применения к концу 2021 года окончательно утомили. Русской рок-музыке действительно нужна была встряска, Бледный ее обеспечил, теперь нужно что‑то еще.

Новые запреты концертов и эмиграция музыкантов

Наверное, один из показательных итогов года — отъезд Моргенштерна и Фейса за границу: долгое время история обоих показывала, что в России можно построить красивую и успешную карьеру, не соприкасаясь с государством, можно писать песни и кайфовать с доходов от них. В 2021 году кайф кончился. Паралелльно с этим отменяют концерты другим исполнителям, группа «ЛСП» удаляет один из главных хитов, не дожидаясь официального запрета, а группа «Каста» открыто признается в самоцензуре. Отличие от 2018 года в том, что концерт «Я буду петь свою музыку» проводить, кажется, некому. Границы допустимого в российской музыке за 2021 год (да и не только в музыке) сильно уменьшились. И, скорее всего, продолжат уменьшаться и в 2022-м.

Тикток-поп

Как мы и предупреждали, тикток-поп — «сиюминутный отпечаток времени, который быстро заметут свежие снегопады цайтгайста». Поп-музыка от звезд популярнейшей блог-платформы не вышла за пределы комьюнити, этих самых звезд почитающего (впрочем, снобские комментарии Ларисы Долиной насчет вокальных способностей Вали Karna.val — тоже так себе история). Исключение — Милохин. Его, пусть и не самый эффектный, кавер на «Тату» и дуэт с Лагутенко страшно крутой, что бы ни говорил артист Niletto, — это одни из самых заметных вещей конца 2021 года. За Милохиным мы будем пристально следить и в 2022-м.

«Certified Lover Boy» Дрейка

Один из богатейших рэперов планеты, автор великих альбомов «Take Care» и «Nothing Was the Same», человек, серьезно очеловечивший хип-хоп, не выдержал конкуренции с Канье (чья «Donda» — великолепная реабилитация за несколько лет творческого безумия) и выпустил диск, в котором он вместе с коллегами дежурно отрабатывает кеш. Тоска, печаль, уныние. «Certified Lover Boy» не сокрушительно плох, но сокрушительно скучен, а это в случае Дрейка куда больший грех.

Еще одно лето без концертов и борьба с QR-кодами

Очередная волна ковида лишила нас летних фестивалей, которые подчас отменялись за день-два до начала, единственный светлый момент во всем этом — огромная кампания в поддержку фестиваля «Дикая мята». Самый неприятный момент — это совершенно алогичная борьба с QR-кодами и прочими ковидными ограничениями, которой увлеклись не только слушатели, но и некоторые музыканты. Ограничения всем надоели, но без них, увы, никак. Надеемся, что в 2022 году мы с ними распрощаемся!

Расскажите друзьям