Осторожно: ниже упомянуты некоторые детали сюжета. Сериал строится на ощущении неожиданности, и чем меньше подробностей вы знаете, тем больший эффект он на вас произведет. Если не хотите испортить впечатление, возвращайтесь к этому тексту после просмотра.
Что за сериал?
«Переходный возраст» («Adolescence») — криминальная четырехсерийная драма о подростке, которого обвиняют в убийстве одноклассницы. Отличительная черта — все четыре эпизода сняты одним кадром без видимых монтажных склеек. Шоураннерами проекта выступили актер Стивен Грэм («Большой куш», «Точка кипения»), впервые попробовавший себя в роли сценариста, и Джек Торн («Бесстыдники», «Молокососы», «Это — Англия»), а режиссером стал Фил Барантини — он уже снимал фильм одним дублем («Точка кипения»).
Сюжет разворачивается в небольшом британском городке тихим безмятежным утром. Двое полицейских Люк Бэскомб (Эшли Уолтерс) и Миша Франк (Фей Марсей) вместе с оперативной группой вламываются в дом семьи Миллер: полиция подозревает 13-летнего Джейми (Оуэн Купер) в убийстве одноклассницы Кэти, которую накануне семь раз ударили ножом. Семья в ужасе, мальчик тем более (от страха он даже мочит штаны), попытки его отца Эдди (Стивен Грэм) остановить полицейских не увенчиваются успехом. По приезде в участок напуганный Джейми выбирает отца своим законным представителем. Тот твердо уверен в невиновности сына — до тех пор, пока не видит запись с места преступления. На протяжении четырех серий полицейские, детский психолог (Эрин Доэрти) и семья Джейми пытаются разобраться: как так вышло, что подросток из самой обычной семьи смог совершить убийство? Что или кто виноват в этом: буллинг, агрессивный праворадикальный мизогинный контент, семья или он сам?
Как «Переходный возраст» разлетелся по интернету
Шоу моментально вырвалось в топ Netflix и набрало 98% «свежести» на Rotten Tomatoes. Зрители впечатлились съемкой одним кадром, которая требует долгих месяцев репетиций и четкого соблюдения таймингов. Теперь все ждут от Netflix фильм о фильме, который бы раскрыл детали производства (пока что вышел 12-минутный разбор метода съемочной группы). Кроме технической стороны интернет восхитила игра актеров. Для 15-летнего Оуэна Купера это дебютная роль, поэтому его игра впечатлила зрителей еще больше. Хвалят и работу Стивена Грэма, раскрывшего драму отца, который хотел как лучше, но не заметил жуткие метаморфозы собственного сына.
Аббревиатурой MRA обозначают женоненавистнические сообщества, выступающие за мужские права. — Прим. ред.
По ходу следствия зритель погружается в жестокую атмосферу британской средней школы, где царят насилие, буллинг и интернет-травля — настолько изощренная, что никто из взрослых не смог ее распознать. Шоураннеры исследуют, как неуверенные и непопулярные подростки, несмотря на любовь и принятие родителей, все равно становятся жертвами маносферы — интернет-сегмента, в котором агрессивно продвигаются токсичная маскулинность, права мужчин, женоненавистничество и ресентимент. На фоне идеологического разрыва среди молодых людей в США и Европе популярность такого контента только растет, что сильно беспокоит женщин. Потому шоу нашло у них такой большой отклик.
Что говорят о «Переходном возрасте» сами авторы шоу
На сценарий «Переходного возраста» Стивена Грэма натолкнула серия ужасающих преступлений в Британии за последние пять лет. В 2021 году 12-летняя Ава Уайт была смертельно ранена ножом 14-летним мальчиком в родном для Грэма Ливерпуле. В 2023 году 15-летняя Элиана Андам подверглась нападению с кухонным ножом со стороны 17-летнего Хассана Сентаму возле торгового центра в Лондоне. «Это действительно задело меня за живое, — сказал Грэм. — Я просто подумал: „Что происходит? Как мы дошли до этого? Что происходит с нашим обществом?“»
«За последние десять лет число подростков в Великобритании, убитых лезвием или острым предметом, возросло на 240%. На культурном уровне речь идет о кибербуллинге, пагубном влиянии социальных сетей и непостижимом давлении, с которым сталкиваются мальчики в Британии сегодня. Мужская ярость, токсичная маскулинность, онлайн-мизогиния. Это не просто правдоподобная фантазия. Это неизбежный факт», — пишет колумнист The Guardian Майкл Хоган.
В эфире Virgin Radio Грэм появился с исполнителем роли детектива Эшли Уолтерсом. Он рассказал, что своей работой он хотел отрефлексировать, что значит быть достаточно хорошим родителем, справедливо ли устроена британская система образования, насколько она эффективна, как интернет влияет на подростков и что с этим можно сделать. «Мы хотели, чтобы после просмотра каждый родитель вломился в комнату своего ребенка, обнял и спросил, все ли у него в порядке», — добавляют Грэм и Уолтерс.