Что такое smartphone face?
С 30 января 2025 года в российском прокате идет исторический боевик «Злой город» режиссера Константина Буслова. Сюжет разворачивается в 1238 году. Войско Золотой Орды два месяца атакует небольшой русский город Козельск, жители которого готовы защищаться до последнего. История увлекательная, но внимание бдительных зрителей отвлекли небольшие нестыковки, которые можно списать на невнимательность костюмеров и визажистов. Глядя на героиню Леонелы Мантуровой, пользователи соцсетей отмечают, что ее одежда слишком современная, а идеальная форма бровей намекает на вмешательство бьюти-мастериц. На это в своем телеграм-канале обратила внимание режиссерка Валерия Гай Германика.
«Меня очень триггерит, когда я подобное вижу в фильмах про войны. Девушка в окопе выглядит лучше, чем я в будни», — жалуются в комментариях. Иногда речь идет о халатности гримеров: например, если заметно, что «грязь» на коже персонажа лежит не естественными брызгами, а явно продуманными аккуратными мазками. Но порой дело в самой внешности актера или актрисы, которых практически невозможно вписать в другую эпоху.
У этого феномена есть название — smartphone face. Изначально термин еще в 2012 году употребил пластический хирург Мервин Паттерсон, чтобы описать последствия непрерывного взаимодействия с гаджетами. «Если вы часами сидите, слегка наклонив голову вперед и глядя на экран своего айфона или ноутбука, вы можете укоротить мышцы шеи и усилить гравитационное воздействие на область щек — это приведет к обвисанию подбородка», — объяснял онУтверждение Паттерсона не стоит воспринимать как единственно верный мостик между причиной и следствием. Изменения в области подбородка и шеи могут возникнуть из‑за возраста или резких скачков веса..
Но уже в 2023 году в британском журнале Dazed этот термин стали использовать в другом ключе. К smartphone face отнесли лица, посмотрев на которые можно с уверенностью сказать: этот человек хорошо знает, что такое смартфон, а значит, вряд ли родился раньше 40-х годов прошлого века. Следует ли из этого, что у вашей бабушки «смартфон-фейс» (ведь она пользуется WhatsApp — кто еще разошлет всем родственникам открытки с ангелочками)? Совсем нет, для попадания в эту категорию нужно соответствовать некоторым критериям.
Какие особенности внешности можно отнести к smartphone face?
В список можно добавить все достижения современной медицины и косметологии, недоступные в том историческом периоде, о котором снят фильм:
виниры;
ботокс;
филлеры в губах;
ринопластику;
контурную пластику лица (например, «углы Джоли»);
перманентный макияж;
сложное окрашивание волос и современные мужские стрижки;
эпилированное или очень накачанное тело (правда, это уже что‑то вроде smartphone body);
маникюр с гель-лаком.
Это явление убивает кино?
Некоторые зрители и кинокритики считают, что да: если героиня выглядит как инстаграм-модель*, это может мешать погружению в сюжет, события которого разворачиваются в прошлом.
Редактор раздела «Кино», кинокритик, автор телеграм-канала «Парни из Читальни»
«Любое историческое кино, даже самое аутентичное, — это все равно наша фантазия о прошлом. Поэтому любая попытка поиграть в историзм, как правило, обречена на провал. Современные люди не выглядят так, как выглядели их предки. Но другое дело, когда ты снимаешь кино про чумазое Средневековье, а у тебя все герои смотрятся так, будто только что вышли с обложек глянцевых изданий. Это несколько разрушает иллюзию достоверности».
«Дейзи Джонс и The Six»
«Моя личная теория о том, почему в Голливуде уже не смогут снять правдоподобный исторический фильм, — косметическая стоматология, — написала в твиттере журналистка Мишель Сика в 2023 году. — Этих искусственных зубов просто не существовало в 1970-х». В качестве иллюстрации своей точки зрения она прикрепила фотографию актрисы Райли Кио в роли главной героини сериала «Дейзи Джонс и The Six», основанного на одноименной книге Тейлор Дженкинс Рейд.
Идеальные улыбки в этом псевдобиографическом проекте не только у Дейзи Джонс, но и у всех участников вымышленной музыкальной группы. Насколько это реалистично для 1970-х?
Камиле Морроне, которая сыграла в мини-сериале Камиллу Данн, жену одного из музыкантов, тоже не слишком поверили — не только из‑за безупречной улыбки, но и в целом из‑за модельной внешности, которую привыкли ассоциировать с современными стандартами красоты.

«Бриджертоны»
Успешный проект Netflix критиковали за многое: и за излишнюю политкорректность (подразумевая темнокожих персонажей), и в целом за многочисленные искажения исторических фактов. Третий сезон сериала вызвал новую волну нелестных обсуждений, которые сконцентрировались вокруг героини Франчески Бриджертон, роль которой после рекаста исполнилаСоздателям сериала пришлось пойти на рекаст, потому что Руби Стокс оказалась занята в другом нетфликсовском проекте. Ханна Додд.
По мнению зрителей, сильно бросается в глаза то, что внешность актрисы соответствует современным стандартам красоты, которые очевидно изменились с начала XIX века. В ее адрес посыпались такие комментарии: «Она выглядит так, будто знает, кто такая Кайли Дженнер», «Предыдущая актриса обладает вневременной красотой, а у этой „айфон-фейс“».
Досталось и другим персонажам: «Вы замечали, что в первом и втором сезоне макияж выглядел простым и натуральным, а в третьем появились наращенные ресницы и гелевый маникюр?» — присматривались пользователи соцсетей к одной из главных героинь Пенелопе Фезерингтон (Никола Коклан). А ее мать, леди Порцию Фезерингтон (Полли Уокер), и вовсе сравнили с Кардашьян из‑за современных фасонов платьев.
У Ханны Додд в роли Франчески есть защитники: «О чем вы говорите, какой iPhone face? Она выглядит будто прямиком из 1800-х», — заступаются за нее в тиктоке. А некоторые пользователи платформы предлагают вовсе не фокусироваться на документальной точности: «Вы же понимаете, что „Бриджертоны“ — современное представление об эпохе регентства? — напоминают в роликах. — Об этом свидетельствует и подбор актеров, и музыкальное сопровождение, и материалы костюмов — все это не соответствует историческим реалиям. И макияж там тоже современный. Все возмущались, что королеву Шарлотту играет темнокожая актриса, потому что это недостоверно, но оно таковым и не задумывалось».
К признакам «смартфон-фейса» относят ботокс. Актрис, которые, предположительно, прибегали к инъекциям препарата, тоже часто критикуют. К их числу относят Николь Кидман, Энн Хэтэуэй, Дженнифер Энистон. Совсем недавно критике подверглась Ариана Гранде, сыгравшая Глинду в мюзикле «Злая: Сказка о ведьме Запада». «Она не должна быть номинирована на „Оскар“: ее лицо едва двигается», — писали в твиттере, иллюстрируя это мнение гифкой с кадром из фильма. При этом сама актриса и певица рассказывала в интервью, что отказалась от филлеров для губ и ботокса еще в 2018 году.
Каких актрис и актеров хотят видеть в фильмах о других эпохах?
Оливия Лейн (@olivialayne6), которая сама называет себя «любительницей поп-культуры и непрофессиональным фэшн-критиком», записала видео, где субъективно перечислила удачные и, наоборот, не очень подходящие для сеттингов прошлых эпох типажи.
К первой категории относятся:
- Кира Найтли — «Можно поверить, что она попала в 1800-е».

- Сирша Ронан — «У нее есть черты, которые выглядят достоверно в других исторических периодах».

- Аня Тейлор-Джой (с удачно подобранным костюмом и макияжем) — «Легко представить умирающей от чумы».

- Миа Гот — «У нее старомодное лицо, и к тому же каждый раз вспоминается твит, что у нее „голос ребенка, который грабит богатых людей на улицах Лондона в 1894 году“».

- Флоренс Пью — «Спорный пример, но, если ей грамотно подобрать костюм, можно поверить, что ее муж погиб на войне».

Ко второй категории относятся:
- Блейк Лайвли — «В ней сложно увидеть кого‑то, кроме Серены ван дер Вудсен (героини „Сплетницы“. — Прим. ред.)».

- Бен Аффлек — «Невозможно представить ни в одном периоде, кроме современности».

- Реже-Жан Пейдж — «Смотришь на это лицо и понимаешь, что оно точно видело айфон».

Тимоте Шаламе, по мнению Оливии, сочетает во внешности оба типажа: «Напоминает болезненного ребенка викторианской эпохи», но в то же время неизбежно ассоциируется с чем‑то современным.
В комментариях вспоминают другие примеры внешности, универсальной сразу для нескольких эпох: «Белла Рэмси идеальна для исторических фильмов, она выглядит так, будто ее вытащили из картины эпохи Возрождения», «У Фиби Дайневор
лицо, очень характерное для начала XIX века», «Эль Фэннинг
вписывается в старые голливудские образы», «Элизабет Мосс
напоминает о 1800-х».
Пользователи тиктока хвалят и целые фильмы, например, «Энн» («потому что все персонажи выглядели принадлежавшими к той эпохе») и «Гордость и предубеждение» с Кирой Найтли в главной роли.

Некоторые вовсе спорят с попытками разделить актеров на тех, кто «видел айфон», и остальных. «Человеческие лица не менялись на протяжении всей истории. Люди всегда выглядят как люди. О чем вы вообще?» — удивляются в твиттере.
* Instagram принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность в стране запрещена.