«Все, чем ты жил, могут просто уничтожить»: инфлюэнсеры — о блокировках и будущем блогинга

16 марта 2022 в 18:30
Фото: Cavan Images/Getty Images
Из‑за санкций и блокировок соцсетей работа многих российских контентмейкеров оказалась под угрозой. «Афиша Daily» поговорила с авторами популярных аккаунтов о том, что сейчас происходит с монетизацией и рекламой на разных платформах.

Instagram

Что сейчас происходит с платформой: 11 марта Reuters сообщил, что компания Meta, владеющая соцсетью, позволит публиковать призывы к ненависти к российским военным. В ответ Генеральная прокуратура России потребовала признать компанию экстремистской организацией и запретить ее деятельность в РФ. 14 марта Роскомнадзор полностью заблокировал Instagram на территории России. При этом многие пользователи заходят на платформу через VPN-сервисы.

Максим Володин

Ведет лайфстайл-аккаунт о своей жизни в Москве, фотографии и путешествиях, @maximvo

Я потерял мой главный и единственный источник дохода. Это больно и обидно. Мы с друзьями потратили девять лет, чтобы собрать аудиторию, которой было бы интересно наблюдать, а иногда и участвовать в нашем творчестве. В моем аккаунте всегда был органический рост подписчиков, без накруток и ботов. За один день это все закончилось. Как бы я ни любил Instagram, я категорически против его новой политики. Не за то мы боролись, чтобы получить легализацию риторики ненависти, за которую раньше аккаунты блокировали без возможности вернуться.

Роскомнадзор внес Instagram в список запрещенных сайтов, а оттуда практически не возвращаются. Хочется надеяться на лучшее, потому что соцсеть давно перестала быть местом, где люди постят картинки с едой, красивыми пейзажами, котиками и селфи. Это целая экосистема, в которой каждый находил для себя то, что ему интересно, за чем важно следить, чем вдохновляться, чему учиться.

Многие бизнесы использовали Instagram как витрину и инструмент для работы.

Сейчас все рекламные проекты поставлены на паузу, большую часть отменили вовсе. Новых никто не получает, потому пока нет объективной статистики о количестве людей, которые будут пользоваться соцсетью с VPN. Несколько диджитал-агентств уже закрылись, другие анализируют, как сейчас быть и как продолжать работу. Ситуация на рынке не из легких, люди теряют работу, и решение необходимо искать в ближайшее время.

Сейчас я в процессе формирования новой стратегии. Ничего грандиозного пока стараюсь не реализовывать, потому что в такое смутное время качественно это сделать невозможно. Обдумывал на днях, чем себя занять в ближайшее время, и решил вернуться к коммерческой фотографии, ведь я в первую очередь фотограф, а уже потом лидер мнений. Сейчас это действительно то, чем мне хотелось бы заниматься и для заработка, и для ментальной стабильности.

Я рассматривал вариант ухода на другие платформы, но нет ни одной, которая была бы так же удобна, как Instagram. VK перегружен внутренними сервисами, в нем сложно ориентироваться. «Яндекс.Дзен» классный, но его нужно постигать с нуля. Telegram же не заменит Instagram потому, что никто не захочет иметь в мессенджере 400 подписок на каналы людей, за которыми следил раньше. Да и это больше текстовая площадка, где визуал на втором плане.

Для себя решил продолжать пользоваться Instagram с помощью VPN, вести телеграм-канал и, наконец, выйти на YouTube с влогами. Это пока три площадки, где мне нравится находиться и на которые меня точно хватит. Думаю, сейчас главное не опускать руки и продолжать работать, не уходить в себя. Я уверен, что мы со всем справимся.

Сергей Сухов

Ведет тревел-блог о путешествиях, @sergeysuxov

Интервью состоялось до сообщений о блокировке соцсети.

Сейчас мы проходим пик землетрясения, и делать выводы о последствиях санкций или их эффекте еще очень рано. Большинство рекламных проектов на холде, потому что никто не понимает, что происходит и что будет дальше, ситуация меняется каждый день. О моем заработке пока судить тоже рано, но то, что в ближайшие месяцы [блогеры] просядут в плане рекламы, точно на 99,9%.

Огромное количество компаний, которые раньше выделяли пиар и маркетинговые бюджеты для российского рынка, перестанут это делать, так что большая доля заказов теперь будет приходиться на российские бренды.

С другой стороны, в Instagram больше недоступна таргетированная реклама. А это значит, что блогеры — один из немногих каналов продвижения, которые остались у бизнеса.

Я перенаправляю часть аудитории на альтернативные каналы связи вроде Telegram. Моя монетизация — это реклама в блоге и мое приложение Suxov App. Делать поползновения к альтернативным источникам дохода я пока не собираюсь, как минимум потому, что сейчас абсолютно ничего не понятно. Мне кажется, самое верное сегодня — не паниковать и не принимать поспешных решений.

YouTube

Что сейчас происходит с платформой: 10 марта YouTube полностью отключил монетизацию для российских пользователей. Кроме того, видеохостинг начал блокировать аккаунты российских СМИ, финансируемых государством. Роскомнадзор потребовал незамедлительно восстановить доступ к каналам. 14 марта замглавы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиями и связи Антон Горелкин заявил, что платформу могут заблокировать на территории РФ, если она не выполнит требования властей, например не разблокирует аккаунт Гостелерадиофонда со старыми видео советской эпохи.

Кристина Степаненко

Ведет канал о литературе и подготовке к ЕГЭ «Литбез»

Обычно YouTube платит автору за то, что зрители смотрят встроенную в видео рекламу. Доход зависит от характеристик аудитории: ее возраста, платежеспособности, которая рассчитывается в том числе по экономическому состоянию страны. Тысяча просмотров россиян всегда стоила меньше, чем тысяча просмотров от граждан США или Западной Европы. Некоторые мои подписчики даже раньше говорили, что специально смотрят канал через VPN, чтобы финансово поддержать.

Большая часть моей аудитории приходится на Россию и СНГ. Когда YouTube отключил монетизацию просмотров из России, у меня осталось еще 30% аудитории из стран СНГ, за чьи просмотры деньги начислялись. Но потом хостинг отключил монетизацию всем каналам российских авторов.

Теперь я не получаю вообще ничего, даже от зарубежных просмотров. YouTube — не единственный источник моего дохода, но был огромной финансовой поддержкой, особенно с нынешним курсом, потому что платит авторам в долларах.

Есть второй способ монетизировать канал — продавать рекламные интеграции, когда ты договариваешься с компанией напрямую и лично снимаешь для нее рекламу. Этот способ пока остался, но обязательно пострадает, если YouTube заблокируют в России — компании будут неохотно заказывать рекламу у блогеров, размещающихся на запрещенных сервисах. Весь рынок сильно просядет.

Я огорчена тем, что компания бьет по авторам. Но в то же время, думаю, иностранные компании совершенно не понимают, как мы тут живем, и пытаются сделать хоть что‑то, чтобы выразить свою позицию.

Мера эта, очевидно, временная, а вот блокировки со стороны России будут настоящим кошмаром. Молюсь, чтобы Роскомнадзор не заблокировал YouTube. Рекламодатели уйдут, как и часть пользователей: кому‑то лень скачать VPN, кому‑то просто страшно, кто‑то в этом не разбирается. Ощущение пока одно — все, чем ты жил, могут просто уничтожить. Rutube я даже не рассматриваю как альтернативу. В него, очевидно, вкладывают деньги, интерфейс уже поменялся, но он все еще дурацкий и неудобный. И почему мы должны строить все заново, переносить все свои ролики, многолетний труд? Ничто не заменит YouTube. Это идеальная платформа. Тут не нужны ни удача, ни связи. Если есть знания и ты нужен людям, обязательно выстрелишь. Но теперь это все под угрозой.

YouTube — это еще и бесплатное видеохранилище. Им пользуются многие онлайн-школы, я в том числе. Закрытые видео доступны только ученикам, но хранятся на платформе. При блокировке мне придется либо просить учеников установить VPN, либо переходить на другие хранилища — дорогие и неудобные. В общем, это катастрофа.

Пока я продолжаю делать контент, потому что теперь особенно видно: образование нам нужно как никогда. Очень верю в литературу. Если бы мировые лидеры читали Толстого и Достоевского, зла было бы гораздо меньше, это точно.

Анна Виленская

Я никогда особо не рассчитывала на монетизацию, так как в большей части лекций использую музыку других авторов и из‑за внутренних правил и алгоритмов YouTube видео монетизируются только частично. Сейчас монетизацию отключили полностью. Я продолжу выкладывать контент на канал без оглядки на это, а деньги буду зарабатывать другими способами.

Пока я ничего не выпускаю, потому что мой контент носит развлекательный характер. Начну публиковать, когда это не будет выглядеть кощунственно по отношению к происходящему. Думаю, что сейчас деньги нужно зарабатывать в офлайне — в онлайне, по-моему, получаться будет все хуже. Я ожидаю роста бедности в стране, поэтому считаю, что просить народ поддерживать блог во время чумы — странно.

Twitch

Что сейчас происходит с платформой: В конце февраля Twitch прекратил выплаты на карты российских банков, попавших под санкции стран Запада. Денежные операции стали проводить только через PayPal. Но с 3 марта эта система временно остановила регистрацию новых пользователей из России, а 18 марта и вовсе заблокирует электронные кошельки россиян. Из‑за этого стримеры оказались отрезаны от дохода.

Дина Ржеуцкая

Ведет стримы в категории «Общение», Dinablin

Все партнеры или отменили размещение рекламы, или отложили его на неопределенный срок. Кроме того, Twitch полностью отключил монетизацию для стримеров из России. То есть подписываться на нас можно, реклама зрителям показывается, но эти деньги удерживаются платформой и никаким способом вывести их на счет сейчас нельзя.

При этом, убрав выплаты, Twitch по-прежнему запрещает партнерам стримить на других площадках (участники партнерской программы Twitch — крупные стримеры, которые получают часть дохода с рекламы на канале. — Прим. ред.). Иначе говоря, сервис перестал отдавать выплаты, но стримеры не могут вести трансляции на других площадках, чтобы получать оттуда монетизацию, иначе Twitch заберет партнерку.

Донаты через сторонние сервисы пока все еще доступны. Сейчас это чуть ли не единственный способ поддержки контентмейкеров. Что делать дальше, непонятно. Будущее прогнозировать стало очень сложно, потому что уже не знаешь, что будет через час.