Игровая индустрия

«Остановитесь. Что за *****?» Как игровой движок Unity поднял цены и всех разозлил

19 сентября 2023 в 17:29
Фото: Unity Demo team
12 сентября авторы движка Unity, на котором работает множество современных игр, ввели новый платеж для разработчиков. В ответ посыпались обвинения в предательстве, призывы бойкотировать движок и даже угрозы убийством. Разбираемся, зачем боссы Unity пошли на такой неоднозначный шаг и что он говорит о текущем положении дел в компании.

Что такое движок?

Игра на Unity — Hollow Knight: Silksong

Движок — это базовое программное обеспечение видеоигры.

Представьте, что вам нужно сделать одну из самых простых игр на свете — Pong. Для этого понадобится прописать управление ракетками (они двигаются только вверх или вниз), а также отскок мяча от ракетки и от стены игрового поля. Как именно вы будете это делать?

Можно попробовать создать все с нуля на языке С++, лично прописав все параметры отскоков. Можно на C# или JavaScript, можно средствами веб-разработки или даже в Microsoft Excel. Последний вариант чудовищно неудобный, но при желании путем закрашивания нужных ячеек получится создать вполне сносную физику летающего шара.

Есть громадное количество способов решения такой задачи.

Но что если вам захочется поменять черный фон на что‑то более выразительное, а самому шару добавить эффектов (например, его будет охватывать пламя после серии отскоков)? Именно в этот момент на помощь приходят игровые движки. В них все уже заранее прописано и оптимизировано: поведение ракеток вы оформите самым простым кодом, ничего не придумывая с нуля; физика отскоков уже встроена в движок, менять модели и анимации можно парой кликов.

В современных движках описанные процессы доведены до совершенства. Более того, для популярных жанров есть готовые полуфабрикаты, например, набор для создания шутера от первого лица, в котором уже работают перемещение и стрельба, а вам достаточно поменять отдельные детали, скажем, превратив реалистичный автомат в футуристический бластер.

Какие есть движки?

Игра на Unity — Ori and the Blind Forest

Большие студии пользуются собственными движками, например, у ЕA есть Frostbite, а у Bethesda — Creation Engine.

По идее, движок должен быть заветным секретом компании. Так, авторы Killzone и Horizon в свое время подарили Хидэо Кодзиме свой Decima Engine с положенной помпой: флешка с исходным кодом лежала в деревянном ларце, который торжественно преподнесли японскому геймдизайнеру, намекая на то, что его пускают в святая святых.

На протяжении первых двух десятилетий существования видеоигровой индустрии движками владели только крупные корпорации, но по мере ее роста первозданные бизнес-модели начали устаревать, и им на смену пришли новые, более гибкие принципы.

Выяснилось, что, вместо того чтобы хранить движок в секрете, им выгоднее торговать.

Из движков получились вполне обычные программы для создание контента вроде Photoshop или 3ds Max. Главные на сегодняшний день движки — это Unreal Engine и Unity.

До недавнего времени условия их использования были схожими и вполне демократичными. До тех пор, пока вы не начнете получать прибыль от своих игр, движками можно пользоваться бесплатно. Как только появляются продажи, приходится платить своеобразную абонентскую плату — вполне справедливый подход, на протяжении полутора десятка лет устраивавший и разработчиков, и издателей, и хозяев Unity и Unreal.

12 сентября 2023 Unity попыталась нарушить негласные договоренности и поменять правила игры.

Unity — важный движок? На нем много игр?

Да. Диапазон самый широкий — от низкобюджетного инди до мегахитов от больших корпораций. Baldur’s Gate 3, Cuphead, Hollow Knight, Inside, Fall Guys, Escape from Tarkov и даже Hearthstone — это все проекты на Unity.

Что случилось?

В прошлый вторник в блоге компании появилось сообщение о том, что она меняет ценовую политику и вводит дополнительный взнос для разработчиков. Если ваша игра принесла более $200 000 прибыли, а в нее играют более 200 000 человек, то за каждого следующего пользователя придется платить по 20 центов.

Это идет вразрез со здравым смыслом. Предположим, вы делаете условно-бесплатную игру. Вы заработали ровно $200 000, но, скажем, пользователей у вашей игры ровно 2 миллиона. За каждого из 1,8 миллиона пользователей (тех, кто превысил объем в 200 000 человек) придется заплатить по 20 центов. 0,2×1 800 000 = 360 000. $360 000 — ваш долг Unity, то есть вы в чистом минусе на $160 000.

Какой была реакция?

Игра на Unity — Inside

Бурной.

Авторы Among Us написали, что собираются перейти на другой движок, а новая ценовая политика бьет не только по ним, но и по всем остальным разработчикам: «Остановитесь. Что за *****». К ним присоединились и авторы Slay the Spire, и Cult of the Lamb, и множество других разработчиков. Журналист и ведущий Джефф Кили поддержал критику, а бывший босс и сооснователь Unity Дэвид Хельгасон заявил в своих соцсетях, что «они облажались».

Особенно досталось боссу Unity Джону Ричителло. Ему припомнили и недавнее заявление о том, что «разработчики, которые не продумывают монетизацию своих игр, — это долбаные идиоты», и предложение обкладывать дополнительным налогом любителей шутеров. Если верить сайту Stealth Optional, в 2011 году, будучи руководителем EA, он поделился идеей брать плату с пользователей онлайновых боевиков в момент перезарядки оружия. «Когда ты наиграл шесть часов в Battlefield и у тебя кончились патроны, а мы просим заплатить один доллар за перезарядку, ты не задумываешься о деньгах», — рассуждал Ричителло.

В Unity уже отреагировали на критику. Наш знакомый Джейсон Шрайер пишет, что в компании извиняются за необдуманное заявление, обещают пересмотреть политику и впредь тщательнее подбирать слова, перед тем как что‑то объявлять. Скорее всего, будет установлен порог для выплат, а ситуация, когда разработчик ушел в минус, точно не возникнет. Главное обещание Unity: новая политика затронет только большие и богатые корпорации, а рядовым создателям игр бояться нечего.

О чем это говорит?

Игра на Unity — Cuphead

О том, что дела Unity идут не лучшим образом.

Ближайший конкурент, Unreal Engine от Epic Games, за последние годы резко вырвался вперед. Nanite, Lumen, MetaHuman и другие технические новинки — это эксклюзив Epic, недоступный Unity; к тому же Unreal активно используют в кино.

Пока авторы Unreal Engine сотрудничают с создателями сериалов «Мандалорец» и «Любовь, смерть и роботы», в Unity ищут, как бы обложить своих пользователей дополнительным налогом.

Ценовую политику, скорее всего, приведут в адекватное состояние; небольшие разработчики от греха подальше перейдут на Unreal или Game Maker, а гиганты индустрии вроде Blizzard нехотя заплатят Unity пару лишних миллионов долларов, про себя подумав, что в следующий раз стоит вложиться в разработку собственного движка, а не радоваться сиюминутной экономии.

Так или иначе, репутация Unity подорвана. Юридически у них было право так поступить, но по факту они нарушили негласное соглашение с огромным количеством разработчиков, которые не ожидали, что в какой‑то момент их вдруг попробуют лишний раз выдоить.

Расскажите друзьям