Парадоксально, и об этом уже мало кто вспоминает, но до кризиса 2014-го, когда, казалось бы, хорошее вино должно стоить дешевле, винная культура была совсем другой — попытка подобрать бутылку в ресторане часто превращалось в настоящее приключение. Многие из любителей вина постарше с ностальгией вспоминают ту эпоху: лучшие вина мира — бордо, бургундия, топовые итальянские винодельни, — все они стоили тогда совсем других денег. Возможно, так оно и есть, особенно если вспомнить цены на grand cru, выросшие с середины нулевых в чуть ли не десятки раз.
Новое поколение винолюбов
Но ирония судьбы заключается в том, что в том, что люди, покупавшие условный мутон-ротшильд пятнадцать лет назад и нынешний любитель вина никогда не встретятся вместе у полки виртуальной винотеки. Даже если мы допустим возможность путешествий во времени, это будут совсем разные полки — и вина на них будут стоять совсем разные, чуть ли не диаметрально противоположные по смыслу. С одной стороны будут знаменитые в винном мире этикетки, старая гвардия «задорого», с другой — забавные, неклассические вина из малоизвестных винодельческих регионов, доступные, качественные, и, на самом деле, ужасно раздражающие любителей вина старой школы.
Самый простой способ понять различие — это сравнить форматы винных заведений разных эпох, поставив рядом, скажем, полузакрытый и устрашающий «майбахами» у входа, но тем не менее, вкусный в самом классическом итальянском смысле этого слова «Семифреддо» или любой из «жирных» новиковских ресторанов того же времени, и нынешний «Винный базар». Слишком радикально?
Хорошо, вот винный бар Grand Cru by Adrian Quetglas, флагманское заведение компании Simple. Его карта набита коллекционными прелестями, да и Кетглас (Адриан Кетглас — бренд-шеф заведений) здесь впервые состоялся как шеф. «Гран крю» никуда не делся, но теперь за него скорее Simple Wine bar, в котором тоже есть старые года первых замков Бордо в погребе, но акцент сделан не на этом, а на доступных винах и выступлениях диджеев по выходным.
Винишко и Санкт-Петербург
Несуществующая девочковая субкультура «винишко» — скорее мем, чем реальность. Тем не менее показавший со всей очевидностью: бокал вина отлично работает как важная деталь даже на уровне мемов, вместе с томиком Бродского, «Пошлой Молли», очками без диоптрий, макияжем под очки без диоптрий, селфи из галерей, свитшотами «Юность» и декларируемом желании «переехать в Питер на ПМЖ».
Винные фестивали, скрестившие винные посиделки с рейвом и диджей-сеты с дегустациями, — явление примерно того же порядка. Мода на них глобально началась лет 7–8 назад. Один из лучших винных фестивалей за последнее время, Simple Wine Fest прошел в июне именно в Санкт-Петербурге, ключевой географической точке в истории с «винишком», а также городе самых интеллектуально развитых сомелье в этой стране.
Фестивали для расширения аудитории
История посткризисных винных фестивалей, чья цель — привлечь к вину молодежную аудиторию, началась не вчера. Справедливости ради стоит отметить, что есть еще, например, и Big Wine Day компании MBG, в том числе и самый первый, на котором, например, была презентована эпохальная для нынешней фазы винной культуры книжка с картинками Wine Folly.
И то и другое, с винной точки зрения, истории про специальную, доступную для понимания широкого круга любителей вина, выборку из портфеля одной виноторговой компании, и именно в этом отличие больших фестивалей, во многом больше похожих на рейвы, от профессиональных тематических дегустаций, каких в обеих столицах проходит по паре в месяц.
И такое скрещение с «энтертейментом» (на фестивале проходят лекции, концерты, мастер-классы) — пожалуй, главное посткризисное достижение в принципе довольно закрытого винного мира. Ангары и внутренняя набережная «Порта Севкабель» вписались в концепцию Simple Wine Fest идеально.
Здесь и далее фотографии с Simple Wine Fest в Санкт-Петербурге
Сама идея провести московский винный фестиваль в городе на Неве полна нюансов. В Москве считают, что в Питере вино на особом положении (хотя на самом деле качает не столько вино, сколько тамошняя барная культура как таковая), и в каком-то смысле это так. Питерское винное комьюнити — как один интеллектуалы: достаточно хотя бы того, что большая часть победителей главного отечественного конкурса сомелье — отсюда. Умение вызубрить апелласьоны — крайне полезный в этом плане навык.
Также в Москве считается, что питерские винные бары дают прикурить московским — будь то заточенный под натуральное «На вина» или старый добрый «Винный шкаф». Именно поэтому успех в городе на Неве для московского виноторговца все равно для что британской группы попасть в чарты Америки, ведь здесь и своя околовинная жизнь бьет ключом. Тут есть «ДК Вкуса», где винной составляющей заправляет Дмитрий Журкин, есть ставший уже классическим ресторан Vincent чемпиона-сомелье Леонида Стерника, наконец, один из первых российских сомелье Игорь Шарбатов тоже живет и работает здесь.
Места с винным уклоном открываются и открываются, вот хоть Bourgeois Bohemians, например. Да и алкожизнь в «Порту Севкабель» надеюсь, продолжит кипеть — счастье ведь, когда можно выйти с бокалом к воде и интеллигентно потупить с видом на Неву, паромы и ЗСД.