Что случилось?
8 апреля неподалеку от киностудии «Ленфильм» появился черно-белый портрет героя сериала «Слово пацана» Вовы Адидаса неизвестного авторства. На следующий день петербургская арт-группа «Явь» нанесла на него надпись «Вы не готовы все. Я на всех сейчас смотрю и вы не готовы к современному искусству». В своих соцсетях художники дополнили публикацию фразой «ФотореализмНаправление в живописи и уличном искусстве, в котором художник создает максимально реалистичное изображение по фотографии. Самая известная российская команда, которая работает в этом жанре, — Hoodgraff. Они прославились портретами Сергея Бодрова, Станислава Черчесова, Михаила Горшнева и других известных людей. Изображение Вовы Адидаса напоминало работы Hoodgraff. для чушпанов».
Зрителей возмутила порча чужой работы, но позже оказалось, что это спланированная акция. Портрет во дворе дома Бенуа нарисовала «Явь», а потом анонимно разослала информацию о нем по ресурсам про стрит-арт. Чуть позднее арт-группа призналась в авторстве и назвала произошедшее социальным экспериментом. Участница «Яви» Анастасия Владычкина в разговоре с «Афишей Daily» отметила, что так они хотели показать свое отношение к фотореализму.
О работе написали крупные, в том числе и федеральные, СМИ, например «Осторожно, новости» и «Собака.ru». Это не первый раз, когда «Явь» попадает в медиа со своими артами. В декабре в соцсетях активно обсуждали их плакат «Отмена». Участники арт-группы заявили, что культура отмены спровоцировала возникновение «атмосферы страха и самоцензуры», которая «заставляет людей бояться выражать свои мысли». В соцсетях удивились посылу работы и отметили, что авторы сексуализированного насилия в России в большинстве случаев продолжают прежнюю жизнь и сохраняют свои должности.
«Мы»
«Любовь»
Чем известна арт-группа «Явь»
«Явь» — петербургская арт-группа, которая появилась в 2015 году. Обычно они работают на улицах, но их рисунки и баннеры не сохраняются дольше пары часов. Их оперативно уничтожают коммунальщики, зато они продолжают жить в соцсетях. Создатели арт-группы — юристка Анастасия Владычкина и дизайнер Александр Воронин. «Про нашу стрит-арт-сцену я не знал, мы и разницу между граффити и стрит-артомГраффити — тег или шрифтовая композиция с именем автора или названием его команды. Стрит-арт — рисунки, инсталляции, постеры и трафареты. не понимали. Просто хотелось рисовать баллончиком, и благодаря «Яви» я начал это делать», — рассказал Воронин о начале своего пути.
«Явь» получила известность благодаря работам, осмысляющих актуальные события. Например, она высмеивала лоббиста закона о гей-пропаганде Виталия Милонова — на изображении он укрывался зонтом от падающих радужных человечков. В ответ на «пакет Яровой»Неофициальное название пакета поправок, часть которых обязывает хранить переписку, телефонные звонки и исходящий трафик всех российских пользователей, а также предоставлять эти данные по запросу спецслужб. Принят в 2016 году. они нарисовали старуху Шапокляк с лицом авторки нашумевших поправок. В 2016 году они слепили на Марсовом поле митингующих снеговиков и прокомментировали: «Мы им не платили. Они стоят там по доброй воле. В отличие от ребят на маршах». Позже Воронин пояснил: «Нам не нравилась позиция ни правых, ни левых — хотелось внести смуту и всех запутать: эту работу сделали оппозиционеры или нет? В общем, мы хотели быть трикстерами».
В 2021 году команда сделала одну из самых известных своих работ — «Терпение». На ней была изображена заканчивающаяся батарейка смартфона — как отражение настроения российского общества после ареста Алексея Навального и митингов, которые прошли после него. «Навальный лишь повод. Наше терпение истощалось медленно, год за годом», — уточнила «Явь». Вскоре после этого появился VR-проект «Семь смертных грехов», который можно было увидеть на домах Петербурга с помощью приложения AR Hunter. Гнев в нем олицетворял силовик, жадность — чиновник, чревоугодие — сотрудник ДПС, а похоть — все тот же Виталий Милонов. В конце марта 2022 года команда сделала плакат «Свобода слова», который стал реакцией на блокировки многих российских независимых медиа.
«Явь» также активно исследует тему космоса и науки. В сентябре 2022 года она опубликовала работу «Сигнал»: надпись «Пришельцы, прием, к нам пока не надо» на малом радиотелескопе в Пулковской обсерватории. Группа неоднократно отмечала День космонавтики муралами, рисунками и трафаретами.
Трикстерская позиция не помогла «Яви» избежать проблем с властями. Участников арт-группы неоднократно задерживали, а одной из соосновательниц, Анастасии Владычкиной, пришлось уехать из России после 24 февраля 2022 года. В марте 2024 года у художников прошли обыски по делу Петра Верзилова. Несмотря на это, один из сооснователей «Яви» продолжает оставаться и работать в России. «Мы пытаемся соблюдать все возможные меры предосторожности, — рассказала Владычкина. — «Мы никогда ничего не цензурировали до 24 февраля: нам приходили идеи, и как бы страшно ни было, мы это делали. Но сейчас у нас есть три идеи, которые мы подвергли самоцензуре».
Как «Явь» позиционирует себя и свои работы
Анастасия Владычкина в разговоре с «Афишей Daily» подчеркнула, что «Явь» — концептуальные мультидисциплинарные художники, которые не ориентируются на то, сможет ли работа разойтись по соцсетям и СМИ. Александр Воронин рассказал: «Наши работы — это эмоции и мысли, реакция на текущие события, которые перерабатываются и превращаются в арт-объект, перформанс или рейвВ сентябре 2021 года арт-группа представила иммерсивный рейв-спектакль „Иди и смотри“ о конце света и четырех всадниках апокалипсиса.». «От статуса художников, которые занимаются только политическим искусством, мы пытаемся отойти, — говорит он. — Это просто небезопасно в современной России». Воронин не считает группу активистской: «Активизм — это слишком просто, это в лоб, это на максимально широкую массу, а мы ищем золотую середину».
«Лютое количество хейтеров»: как к «Яви» относятся в стрит-арт-сообществе
Стрит-арт-хантер Николай Стекольников считает, что «Явь» начинала с «сатирических политических высказываний», и тогда, в середине 2010-х, это было в новинку. За счет политической повестки она часто попадала в крупные медиа, например те, что сейчас признаны в России нежелательными. В разговоре с «Афишей Daily» Стекольников отметил, что «Явь» отличается от других художников тем, что помимо фан-базы у арт-группы также есть «лютое количество хейтеров» в стрит-арт-сообществе, которые тоже помогают в распространении новых работ.
Соучредительница Института исследования стрит-арта в Петербурге Альбина Мотор в разговоре с «Афишей Daily» выразила сомнения в том, что участников «Яви» можно назвать художниками. «Они больше в сторону активизма, может быть, даже без приставки „арт“. Просто используют искусство как язык коммуникации, утилитарно подходят к нему, а художник для меня — это человек, основная потребность которого в самовыражении через искусство». С ней не согласны кураторка проекта «Стрит-арт хранение» Алина Зоря и бывший научный сотрудник Института исследования стрит-арта Дмитрий Пиликин. Они уверены, что в работах «Яви» «достаточно искусства», они «пронзительные и актуальные».
Однако в причинах популярности опрошенные «Афишей Daily» исследователи сходятся. «Явь» — довольно активная команда: «Они стараются, чтобы о них писали, к тому же язык, стиль и форма, которые они выбрали, нацелены на распространение в медиа», отмечает Альбина Мотор. Группа дает много интервью, сотрудничает с брендами и крупными компаниями. Дмитрий Пиликин считает, что у «Яви» есть человек, который отвечает за пиар, и это нормально, хотя и вызывает отторжение у стрит-артистов. «Это традиционные обвинения, которые вряд ли стоит учитывать», — уверен он.
Петербургский художник Василий Базелевс считает, что стрит-арт «Яви» — это не искусство в чистом виде, а, скорее, дизайн. «Каждая их работа привязана к инфоповоду, и живет ровно столько, сколько живет инфоповод», — говорит он. Он уверен, что «Явь» — «медийный проект, внутри которого есть люди, которые распространяют информацию о нем». На просьбу описать язык арт-группы Василий Базелевс ответил: «Без костыля не дойдет — нужна помощь или очень обширная экспликацияПояснительный текст.. Мне не нравится искусство, которому нужен большой сопроводительный текст и разжевывание, чтобы подготовить зрителя к взаимодействию».
Базелевс — единственный петербургский уличный художник, который согласился поговорить с «Афишей Daily». Остальные сообщили, что не следят за командой или не ответили на запрос.
В чем особенность «Яви»
Арт-группа «Явь» популярна, потому что творчество коллектива отвечает запросам сразу нескольких разных аудиторий. По мнению арт-критика Дмитрия Пиликина, работы «Яви» — это не просто изображения, а проекты с концептуальными идеями, которые авторы реализуют в том числе с помощью позиционирования. «„Явь“ работает с тесной оглядкой на современное концептуалистское искусство», — подытоживает он.
Помимо этого, у «Яви» простой и понятный для широких масс язык, подчеркивает соучредительница Института исследования стрит-арта Альбина Мотор. Арт-группа последовательна в работе с популярными темами — политики, феминизма. Это их сильная сторона, считает Мотор. «Явь» действительно неоднократно создавала работы, посвященные феминизму. Например, 8 марта 2024 года она опубликовала стрит-арт с женщиной, несущей крест, а в 2020-м сделала мурал «Женская власть» на Обводном канале с изображением Клеопатры, Елизаветы I и Екатерины Великой.
При этом Мотор подчеркивает, что «Явь» постоянно экспериментирует и ищет новые формы и возможности, не боится пробовать современные технологии. Например, с помощью разработанного ею в 2020 году приложения AR Hunter можно увидеть уничтоженный стрит-арт. Благодаря функции дополненной реальности оно воссоздает утраченные изображения — достаточно навести камеру телефона на место, где размещались работы.
Но при всех этих плюсах охарактеризовать форму и язык «Яви» сложно — это разноплановая группа, обращает внимание кураторка проекта «Стрит-арт-хранение» Алина Зоря. «Если показать пять-десять работ „Яви“ и перемешать их с работами других художников, то неподготовленному зрителю будет сложно определить, что сделала именно эта арт-группа», — говорит она.
При этом ценность «Яви» в том, что она продолжает делать актуальный стрит-арт внутри страны. Дмитрий Пиликин отмечает ее смелость. «Любой уличный художник, который сегодня работает в России, находится в экстраординарных обстоятельствах, — уверен он. — Сейчас любой выход с каким‑либо посланием на улицу — это жуткий криминал».