Несмотря на то что в прокат выходит долгожданная экранизация «Темной башни», «Афиша Daily» объясняет, почему ее на самом деле невозможно экранизировать — по крайней мере в том виде, в каком ее изначально придумал Стивен Кинг.

Все запутано

Для начала проясним: «Темная башня» — это история о стрелке по имени Роланд, последнем благородном рыцаре в мире, «сдвинувшемся с места», который отправляется на поиски пресловутой Башни и Человека в черном, чтобы остановить разрушение мироздания. Книжный цикл «Темная башня», как и «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, включает в себя семь романов: «Стрелок», «Извлечение троих», «Бесплодные земли», «Колдун и кристалл», «Волки Кальи», «Песнь Сюзанны» и «Темная башня».

Но, как и в случае «Гарри Поттера» с его «Проклятым дитятей», в «Башне» есть два бонус-трека: «Ветер сквозь замочную скважину» — промежуточный том между «Колдуном и кристаллом» и «Волками Кальи», а также хоррор-повесть «Смиренные сестры Элурии», действие которой хронологически происходит после флешбэков «Колдуна и кристалла», но перед «Стрелком». И это не считая серии комиксов Marvel по сценариям Робин Ферт, часть из которых просто пересказывают сагу в картинках, а часть представляют собой оригинальный материал, который предшествует событиям из книг.

Итак, в чем тут главная сложность? Кинг — заядлый формалист, а «ТБ» — его эллиптический шедевр. В отличие от той же поттерианы события в «Темной башне» развиваются нелинейно. Так, например, стоящий в середине книжного цикла «Колдун и кристалл» — это предыстория путешествия Роланда Дискейна к Башне. И если начать читать сагу с этой части, сюжет будет восприниматься совершенно иначе.

Также по-своему любопытен «Ветер сквозь замочную скважину». Он представляет собой трехъярусную конструкцию: помимо того что действие в нем происходит в настоящем и прошедшем времени, еще в книге есть вставная новелла, которая занимает львиную долю повествования. Это сказка, которую Роланд рассказывает членам своего ка-тета (команде друзей, собранной из разных временных периодов для помощи в поисках Башни).

Но и это еще не все. Помимо непоследовательной хронологии кинговская эпопея среди прочего может похвастаться путешествиями во времени: по крайней мере вся фабула «Извлечения троих» строится как раз на этом. «Темная башня» в чем‑то похожа на сложносконструированные сериалы, такие как «Остаться в живых» и «Мир Дикого Запада». Перенесение такого сложного (быть может, чересчур сложного) нарратива в кино представляется делом непосильным.

Разножанровая конструкция

Другая особенность «Темной башни» состоит в том, что большая часть книг написана в разных жанрах. «Стрелок» — это вестерн, «Извлечение троих» — остросюжетный боевик, «Бесплодные земли» — размашистое фэнтези, «Колдун и кристалл» — приключенческий роман воспитания, а «Ветер сквозь замочную скважину» — сказка.

К жанру вестерна (но с изрядной примесью научной фантастики) Кинг возвращается в «Волках Кальи», представляющих собой парафраз «Великолепной семерки». Что касается двух последних (пожалуй, самых избыточных) томов цикла — «Песни Сюзанны» и «Темной башни», — они уже выглядят как полнокровный, масштабный эпос, движущийся к своему логическому завершению.

А теперь просто представьте, как это будет выглядеть в кино? В лучшем случае такая буйная эклектика вызовет у зрителей непонимание. Вряд ли найдется один режиссер, который с одинаковым мастерством сможет управиться со столь разными жанрами. Тут нужны разномастные сценаристы и постановщики, которые, с одной стороны, смогут перенести это калейдоскоп форм на экран, с другой — сохранят стилистическое единство.

Но даже, если это произойдет, нет полной уверенности, что такие формалистские игры найдут понимание у широкого зрителя. Тех же «Чужих», каждая часть которых была сделана в своем жанре, хватило только на четыре фильма — на радикальной и, быть может, самой лучшей постановке Финчера все стали верещать, что с франшизой творится что‑то не то.

Подробности по теме
Четыре рецензии на «Темную башню»
Четыре рецензии на «Темную башню»

Мультивселенная Стивена Кинга слишком масштабна для кино

Вся суть книжного цикла «Темная башня» сводится к тому, что в него входят произведения не только из этого цикла. То есть «ТБ» не просто опус магнум Стивена Кинга, но и центр мироздания его литературной мультивселенной. Это расхожий художественный прием, который свойственен авторам фэнтезийных романов.

Пожалуй, главный роман не «башенного» цикла, который, тем не менее, имеет к нему наибольшее отношение, — это «Бессоница». В ней появляется ключевой, после Человека в черном (в фильме его сыграет Мэттью МакКонахи), антагонист Роланда — Алый Король — и мальчик-художник Патрик Дэнвилл, сильно помогший Стрелку в финальной схватке (с остальными произведениями Кинга, относящимися к «ТБ» или просто пересекающимися между собой, можно ознакомиться, например, здесь).

При этом понятно, что создать такой объемный, гиперссылочный мир в кино невозможно, если не задаться специальной целью (а ей, естественно, никто не задастся). Поэтому мы представляем десять экранизаций Кинга, которые в его мультивселенной имеют непосредственное отношение к «Темной башне», хотя вы могли об этом даже не догадываться.

Во «Мгле» Фрэнка Дарабонта содержится, пожалуй, самая яркая отсылка к «Темной башне»: главный герой в исполнении Томаса Джейна рисует Роланда, Башню и важную для этого мира Розу

1 из 8

В мини-сериале «Противостояние» Мика Гарриса фигурирует злой маг Рэндалл Флэгг — и это одно из многочисленных воплощений того самого Человека в черном (здесь его играет Джейми Шеридан). Также в «Колдуне и кристалле» Роланд и его ка-тет попадают в постапокалиптический мир «Противостояния».

2 из 8

Слова языка «бестелых» существ упоминаются в «Темной башне» и в экранизации «Безнадеги» — фильме «Отчаяние» Мика Гарриса: их произносит одержимый демоном шериф в исполнении Рона Перлмана

8 из 8

Актер, играющий Джейка, взрослеет слишком быстро

В экранизации появится мальчик Джейк Чемберс — один из ключевых героев «Темной башни», член ка-тета Роланда, в который также входят бывший наркоман Эдди Дин, его чернокожая жена Сюзанна и зверек Ыш (но их в фильме не будет).

По сюжету Джейк не просто становится спутником Роланда в его путешествии к Башне, но также выступает нашим проводником в его мире. В фильме мальчика играет Том Тейлор. Как и все дети, он взрослеет слишком быстро. И тут есть два пути: либо не замечать, что от фильма к фильму его будет играть уже не ребенок, а взрослый человек (как было в случае «Поттера»). Либо менять актера. Оба варианта не соответствуют кинговской задумке.

Сам Стивен Кинг (видимо) не успеет во всем этом сняться

Зачем Кингу вообще сниматься в «Темной башне»? Ответ кроется в том, что писатель, который действительно славится необязательными камео в экранизациях своих произведений, после случившийся с ним аварии в 1999 году (которая чуть не унесла Кингу жизнь и способствовала возникновению его мании вокруг числа 19) ввел себя в качестве полноценного персонажа в книжный цикл. В частности, в «Песне Сюзанны» происходит эпохальная встреча автора с его творением — Роландом. Но этот постмодернистский конструкт мы, скорее всего, просто не увидим на экране. В этом году Кинг отмечает свой 70-летний юбилей.

И вообще, в «Темной башне» слишком много крови, мата и обнаженки

Да! Кинг не пишет книжки для детей, поэтому в его романах можно найти все то, чем, например, на телевидении славится телеканал HBO: это и нецензурная лексика, и нагота, и отстреленные конечности.

В отличие от уже не раз упомянутого «Поттера» (а куда деваться? слишком много производственных параллелей) «башенный» цикл гораздо более мрачное произведение. Причем это касается не только книг, но и комиксов. Так, например, выпуск «Падение Гилеада» — это кровавая баня в духе «Люди Икс: Последняя битва», в котором один за другим гибнут основные герои. Но на экране это насилие решили сгладить (на что указывает возрастная маркировка 16+, хотя в идеале должен быть рейтинг R), а «Темную башню» превратить чуть ли не в семейное кино (посмотрите трейлеры!).

Возможно, когда «Башня» переберется на телевидение (в случае прокатного успеха фильма гипотетическую франшизу собираются продолжать на ТВ), она обретет должную брутальность и объемность. Но загадывать пока рано.

Подробности по теме
Барон Мюнхаузен в лучшем трейлере фильма «Темная башня»
Барон Мюнхаузен в лучшем трейлере фильма «Темная башня»

Как же тогда все это экранизировали?

Резонный вопрос, который возникает после прочтения этого текста. Тут стоит оговориться, что «Темная башня» — долгострой, который в течение десяти лет добирался до экранов. Ее могли поставить шоураннеры «Лоста» Джей Джей Абрамс и Деймон Линделоф (и это могло быть интересно), а мог режиссер Рон Говард (но это было бы менее интересно). В итоге за многострадальную и уже, казалось, обреченную экранизацию взялся датчанин Николай Арсель, оттолкнувшись от переработанного сценария Акивы Голдсмана (первую версию Голдсман писал для Говарда).

На заметку: у себя на родине Арсель известен умной костюмной мелодрамой «Королевский роман» в духе Александра Дюма-отца — и тем, что адаптировал для экрана детективы из книжных серий «Миллениум» и «Мистериум» (на его счету, например, скандинавская версия «Девушки с татуировкой дракона»). Как он справился с «Темной башней», конечно, та еще детективная загадка, но тут важно заметить, что его экранизация не совсем, скажем так, экранизация. Кто читал романы, понимает, что означает рог Эльда и надпись «Последний поход» на постере: речь пойдет о приключениях, не описанных в книжках. То есть нас ждет своего рода сиквел, который существует по своим, отличным от литературных произведений законам. И тогда это совсем другая история.

Подробнее на afisha.ru