«Фантастические твари и где они обитают»: гид по творчеству Джоан Роулинг

18 ноября 2016 в 10:50
Фотография: Ben A. Bruchnie / Gettyimages.ru
К скорому выходу русского издания пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя» и премьере фильма «Фантастические твари и где они обитают» «Афиша Daily» рассказывает об их создательнице Джоан Роулинг: как складывалась судьба писательницы после поттерианы и чем примечателен ее сценарный дебют.
Как понять, что перед вами фэнтези Джоан Роулинг?

Фэнтези Роулинг тяготеет скорее не к героическому эпосу, а к детективу, главными героями которого становятся маги и магглы (а затем — только магглы). При этом упор на детективный сюжет в поттериане делается разве что только в первых трех книгах — дальше сага заметно мрачнеет и интриги с загадками перестают играть такую уж определяющую роль. Например, «Принц-полукровка» — психологический роман, посвященный взрослению и утрате невинности; основной акцент в нем сделан на описание эмоционального состояния Гарри.

Роулинг любит отправлять своих героев в путешествия во времени: в поттериане, например, персонажи попадают во временную петлю в «Узнике Азкабана», а также прыгают из будущего в прошлое в пьесе «Проклятое дитя».

Произведения Роулинг непросто адаптировать к киношному хронометражу — обязательно придется что-то выкинуть и сократить — иногда с ущербом для сюжета и понимания общей логики поступков героев. Та же поттериана гораздо уместнее смотрелась бы на ТВ в виде сериала, чем на большом экране, — к тому располагает ее романная форма («Орден Феникса», к примеру, кирпич на 900 страниц), драматургия и то, как Роулинг расставляет клиффхэнгеры в своих книгах.

Фэнтези Роулинг не обходится без острой социальной сатиры. Кто бы мог подумать в 2003 году, что «Орден Феникса» превратится в злую пародию на современную Россию, а заместитель министра магии Долорес Амбридж станет ролевой моделью для многих наших чиновников? Еще больше едкой, серьезной, безжалостной сатиры — в «Случайной вакансии», первом «взрослом» романе писательницы.

Не все так очевидно. Как «Терминатор» — история не про машин, а про людей, так и «Гарри Поттер» на самом деле рассказывает не про волшебников и сказочных существ (на месте Хогвартса можно легко представить себе обычную школу, но так будет менее интересно), а про то, как справляться с горем и смертью близких.

Когда мы уже подумали, что знаем о фэнтези Роулинг все, в «Фантастических тварях» писательница спешит нас удивить: вместо современной истории про волшебников-тинейджеров нас ожидает костюмированное фэнтези про взрослых магов, действие которого переместится из Англии в США эпохи бутлегеров и сухого закона.

Чем занималась Джоан Роулинг после «Гарри Поттера и Даров смерти»?

Чем примечателен сценарный дебют Джоан Роулинг?

До «Фантастических тварей» Роулинг, как правило, только консультировала сценаристов, адаптировавших ее книги. При этом, несмотря на то что сама писательница осталась довольна экранизациями «Гарри Поттера», после просмотра всех фильмов не покидает ощущение, что они выглядят как где-то более, а где-то менее удачные конспекты книг. Даже самым талантливым режиссерам вроде Альфонсо Куарона не удалось в полной мере сделать одну важную вещь: экранизировать бытовые сцены из романов столь же захватывающим образом, как экшен-эпизоды. Теперь не будет возможности свалить вину за плохо переписанный исходный литературный материал на сценариста Стивена Кловса.

В «Фантастических тварях» Роулинг ничего не пришлось переписывать и кромсать, так как в основе фильма нет никакого литературного материала, если не считать школьного учебника, а точнее бестиария «Фантастические звери и места их обитания», который писательница выпустила в 2001 году (из той же серии у нее еще есть «Квиддич с древности до наших дней»). Автором этого бестиария числится зоолог Ньют Скамандер (в русском переводе Саламандер), его Джо и сделала главным героем своей оригинальной истории, не имеющей никакого отношения к пресловутому учебнику. В связи со всем этим дополнительная прелесть «Фантастических тварей» заключается в том, что впервые зрители и читатели оказались в равном положении — никто толком не знает сюжета. Но в кои-то веки не потому, что автор не успел дописать роман, а потому, что сценарий фильма выйдет в виде отдельной книжки уже после премьеры картины.

Приход Роулинг в кино на должность сценариста выглядит логичным продолжением ее писательской карьеры. С помощью «Фантастических тварей» Роулинг, как и Джордж Лукас со «Звездными войнами», расширяет свою фантастическую вселенную, но на сей раз говорит с киноаудиторией напрямую, без посредников. И тут интересен сам тон ее разговора. Джо впервые предлагает посмотреть на мир Гарри Поттера с другой стороны: не из нашего времени, а из 1920-х годов прошлого века, с точки зрения увлекательнейшего сеттинга — эпохи джаза и сухого закона, в которой бутлегеры соседствуют с МАКУСА — Магическим конгрессом США, американским аналогом британского Министерства магии. При этом со сменой оптики меняются и протагонисты: вместо подростков главными героями становятся трое взрослых магов — Ньют Скамандер (Эдди Редмейн), его будущая жена Тина Голдстейн (Кэтрин Уотерсон) и ее младшая сестра Куини Голдстейн (Элисон Судол). Однако, несмотря на возраст, герои Роулинг снова чисты, как дети, что станет одной из коллизий этой истории, которая растянется как минимум на пять фильмов.