Фэнтези Роулинг тяготеет скорее не к героическому эпосу, а к детективу, главными героями которого становятся маги и магглы (а затем — только магглы). При этом упор на детективный сюжет в поттериане делается разве что только в первых трех книгах — дальше сага заметно мрачнеет и интриги с загадками перестают играть такую уж определяющую роль. Например, «Принц-полукровка» — психологический роман, посвященный взрослению и утрате невинности; основной акцент в нем сделан на описание эмоционального состояния Гарри.
Роулинг любит отправлять своих героев в путешествия во времени: в поттериане, например, персонажи попадают во временную петлю в «Узнике Азкабана», а также прыгают из будущего в прошлое в пьесе «Проклятое дитя».
Произведения Роулинг непросто адаптировать к киношному хронометражу — обязательно придется что-то выкинуть и сократить — иногда с ущербом для сюжета и понимания общей логики поступков героев. Та же поттериана гораздо уместнее смотрелась бы на ТВ в виде сериала, чем на большом экране, — к тому располагает ее романная форма («Орден Феникса», к примеру, кирпич на 900 страниц), драматургия и то, как Роулинг расставляет клиффхэнгеры в своих книгах.
Фэнтези Роулинг не обходится без острой социальной сатиры. Кто бы мог подумать в 2003 году, что «Орден Феникса» превратится в злую пародию на современную Россию, а заместитель министра магии Долорес Амбридж станет ролевой моделью для многих наших чиновников? Еще больше едкой, серьезной, безжалостной сатиры — в «Случайной вакансии», первом «взрослом» романе писательницы.
Не все так очевидно. Как «Терминатор» — история не про машин, а про людей, так и «Гарри Поттер» на самом деле рассказывает не про волшебников и сказочных существ (на месте Хогвартса можно легко представить себе обычную школу, но так будет менее интересно), а про то, как справляться с горем и смертью близких.
Когда мы уже подумали, что знаем о фэнтези Роулинг все, в «Фантастических тварях» писательница спешит нас удивить: вместо современной истории про волшебников-тинейджеров нас ожидает костюмированное фэнтези про взрослых магов, действие которого переместится из Англии в США эпохи бутлегеров и сухого закона.
Выходят «Сказки барда Бидля» из цикла «Библиотека Хогварста» — дополнение к поттериане, впервые упомянутое в романе «Дары смерти». Шесть экземпляров Роулинг дарит друзьям, а седьмой выставляет на аукционе Sothebyʼs, где его за рекордную сумму выкупает сайт Amazon.
Для аукциона Роулинг пишет на листе A5 приквел к «Гарри Поттеру», события которого происходят за несколько лет до рождения Гарри. По сюжету отец Гарри и его крестный удирают от полицейских на мотоцикле. Открытка с рассказом уходит с молотка за £25 000 и сразу оказывается в сети.
В мировой прокат выходит «Гарри Поттер и Дары смерти» — по маркетинговым соображениям поделенные на две части и переведенные в 3D. Для Роулинг это первый фильм во франшизе, на котором она выступила не только консультантом сценариста Стивена Кловса, но и продюсером.
Выходит вторая часть «Даров смерти» — поттериана становится мегакассовой франшизой, уступая первое место только киновселенной Marvel. Роулинг вместе с продюсерами и режиссерами саги получает премию British Academy Film Awards в номинации «Выдающийся британский вклад в киноискусство».
Роулинг расстается со своим литературным агентом Кристофером Литтлом и переходит в новое агентство The Blair Partnership, основанное Нилом Блэром. Писательница говорит, что это решение далось ей непросто.
В феврале The Blair Partnership на своем сайте вывешивает объявление, что Роулинг собирается опубликовать новую книгу, предназначенную для взрослых. Через пару месяцев становится известно ее название — «Случайная вакансия».
Роулинг принимает участие в церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне, где зачитывает вслух несколько строк из «Питера Пэна» — специально для детской больницы. Ее выступление сопровождается появлением надувного Волан-де-Морта и других литературных персонажей.
За три недели по всему миру продано более миллиона экземпляров «Случайной вакансии». Телеканал Би-би-си объявляет, что экранизирует роман в виде сериала для BBC One. Исполнительным продюсером выступит агент Роулинг Нил Блэр, сама Роулинг тоже примет активное участие в адаптации.
Скрываясь за псевдонимом бывшего следователя военной полиции Роберта Гэлбрейта, Роулинг выпускает детектив «Зов Кукушки» про сыщика Страйка. Вскоре писательницу уличают — тираж книги сразу вырастает на 4000%. Впоследствии выходят еще два романа про Страйка: «Шелкопряд» и «На службе зла».
Выясняется, что Роулинг выступит продюсером спектакля о детстве Гарри Поттера в семье Дурслей, а также примет участие в разработке сценария. По словам писательницы, она неоднократно получала предложения о постановке спектакля, но только этот проект показался ей привлекательным.
Роулинг в интервью журналу Wonderland признается, что хотела завершить поттериану совсем по-другому. По изначальной задумке избранником Грейнджер должен был стать Гарри Поттер, а не Рон Уизли, но ей пришлось написать про отношения Роны и Гермионы, чтобы удовлетворить ожидания фанатов.
Выходит мини-сериал «Случайная вакансия». Роман оказывается довольно сильно переписан сценаристом Сарой Фелпс (в частности, сглажен финал), но Роулинг, кажется, не против.
Роулинг анонсирует у себя в твиттере спектакль «Гарри Поттер и проклятое дитя», уточнив, что это будет не приквел. Объявляют имена актеров, которые сыграют повзрослевших Гарри, Рона и Гермиону. Все обсуждают чернокожую актрису Ному Думезвени в роли Грейнджер. Роулинг выступает в ее защиту.
Выясняется, что восьмой книгой поттерианы станет «Гарри Поттер и проклятое дитя». Это будет пьеса-сценарий, действие которой будет происходить 19 лет спустя после «Даров смерти». Премьера спектакля состоится в лондонском Palace Theatre. В первый же день продано свыше 175 000 билетов.
На аукционе в Нью-Йорке продан стул, сидя на котором Джоан Роулинг написала «Гарри Поттера». Цена лота — $394 000.
Премьера спектакля «Гарри Поттер и проклятое дитя» — не все фанаты довольны, но произведение включено в официальный канон. Несмотря на то что фамилия Роулинг на обложке книги написана большими буквами, по большей части она только консультировала авторов пьесы.
Роулинг выпускает три электронные книги из серии Pottermore Presents, посвященной вселенной Гарри Поттера. Одна посвящена Хогвартсу, другая рассказывает о «темных корнях волшебства», третья — о сотрудниках школы чародейства и волшебства.
HBO совместно с BBC One анонсируют сериал по детективным романам альтер эго Роулинг — Роберта Гэлбрейта. На русском выходит пьеса «Гарри Поттер и проклятое дитя», на большие экраны — блокбастер «Фантастические твари и где они обитают», сценарий к которому Роулинг написала самостоятельно.
Чем примечателен сценарный дебют Джоан Роулинг?
До «Фантастических тварей» Роулинг, как правило, только консультировала сценаристов, адаптировавших ее книги. При этом, несмотря на то что сама писательница осталась довольна экранизациями «Гарри Поттера», после просмотра всех фильмов не покидает ощущение, что они выглядят как где-то более, а где-то менее удачные конспекты книг. Даже самым талантливым режиссерам вроде Альфонсо Куарона не удалось в полной мере сделать одну важную вещь: экранизировать бытовые сцены из романов столь же захватывающим образом, как экшен-эпизоды. Теперь не будет возможности свалить вину за плохо переписанный исходный литературный материал на сценариста Стивена Кловса.
В «Фантастических тварях» Роулинг ничего не пришлось переписывать и кромсать, так как в основе фильма нет никакого литературного материала, если не считать школьного учебника, а точнее бестиария «Фантастические звери и места их обитания», который писательница выпустила в 2001 году (из той же серии у нее еще есть «Квиддич с древности до наших дней»). Автором этого бестиария числится зоолог Ньют Скамандер (в русском переводе Саламандер), его Джо и сделала главным героем своей оригинальной истории, не имеющей никакого отношения к пресловутому учебнику. В связи со всем этим дополнительная прелесть «Фантастических тварей» заключается в том, что впервые зрители и читатели оказались в равном положении — никто толком не знает сюжета. Но в кои-то веки не потому, что автор не успел дописать роман, а потому, что сценарий фильма выйдет в виде отдельной книжки уже после премьеры картины.
Приход Роулинг в кино на должность сценариста выглядит логичным продолжением ее писательской карьеры. С помощью «Фантастических тварей» Роулинг, как и Джордж Лукас со «Звездными войнами», расширяет свою фантастическую вселенную, но на сей раз говорит с киноаудиторией напрямую, без посредников. И тут интересен сам тон ее разговора. Джо впервые предлагает посмотреть на мир Гарри Поттера с другой стороны: не из нашего времени, а из 1920-х годов прошлого века, с точки зрения увлекательнейшего сеттинга — эпохи джаза и сухого закона, в которой бутлегеры соседствуют с МАКУСА — Магическим конгрессом США, американским аналогом британского Министерства магии. При этом со сменой оптики меняются и протагонисты: вместо подростков главными героями становятся трое взрослых магов — Ньют Скамандер (Эдди Редмейн), его будущая жена Тина Голдстейн (Кэтрин Уотерсон) и ее младшая сестра Куини Голдстейн (Элисон Судол). Однако, несмотря на возраст, герои Роулинг снова чисты, как дети, что станет одной из коллизий этой истории, которая растянется как минимум на пять фильмов.