Антон Долин не удивлен лидерством фильма Дэмиена Шазелла «Ла-Ла Ленд», хотя несколько сюрпризов Американская киноакадемия все-таки преподнесла.

Иначе быть не могло: если даже критики на «Золотом глобусе» осыпали призами ностальгический и оригинальный мюзикл Дэмиена Шазелла «Ла-Ла Ленд», то академики и подавно должны были пасть жертвами его бронебойного обаяния. 14 номинаций, такого за весь XXI век пока не случалось. Столько до сих пор было только у «Все о Еве» и «Титаника», двух важнейших вех голливудского кино. В том числе мюзикл Шазелла заслужил курьезные две номинации в категории «Лучшая песня» (к уже навязшей в зубах «City of Stars» добавилась программная «Audition»), но в остальном все крайне серьезно: сценарий, режиссура, актеры, операторская работа, звук, монтаж, костюмы… В общем, теперь даже если «Ла-Ла Ленд» каким-то чудом не будет награжден как лучший фильм года, он все равно неизбежно войдет в историю.

«Ла-Ла Ленд»

Его главными конкурентами выглядят две картины: научно-фантастическое «Прибытие» Дени Вильнева и драма «Лунный свет» Барри Дженкинса о жизни афроамериканца-гея. У них по восемь номинаций (то есть разрыв с лидером в любом случае колоссальный). У первой картины, при всей ее солидной репутации, нет шансов превзойти «Гравитацию», «Интерстеллар» или «Марсианина» — то есть быть признанной чем-то более значительным, чем яркий жанровый эксперимент. Таким образом, единственный реальный конкурент «Ла-Ла Ленда» — «Лунный свет». Причем его маловероятная победа моментально будет воспринята как уступка политкорректности и запоздалая реакция академиков на прошлогодний скандал.

Подробности по теме
«Оскар-2017»
Номинанты на «Оскар-2017»: главные фильмы
Номинанты на «Оскар-2017»: главные фильмы

Следующими по порядку с совсем уже невероятными шансами на победу в главной категории следуют «По соображениям совести» Мела Гибсона, «Манчестер у моря» Кеннета Лонергана и «Лев» Гарта Дэвиса с шестью номинациями у каждого, причем Дэвис даже не получил режиссерской. Здесь интереснее всего, пожалуй, реабилитация Гибсона, давнего любимца «Оскара», который на десять лет оказался фактически персоной нон грата в Голливуде, а теперь вернулся благодаря мощной работе и прозорливо выбранному герою — воину-пацифисту. Кстати, за эту роль Эндрю Гарфилд получил актерскую номинацию.

«Лунный свет»

Вообще, расклад с артистами выглядит чуть менее предсказуемым. Например, в списки попала Изабель Юппер из парадоксальной ленты Пола Верхувена «Она» (ни фильма, ни Верхувена в номинациях нет), уже получившая за эту работу «Золотой глобус». Рядом с ней — Эмма Стоун («Ла-Ла Ленд»), аутсайдер Рут Негга (драма «Лавинг»), считавшаяся до сих пор фавориткой Натали Портман («Джеки») и обязательная Мерил Стрип за роль певицы без слуха в комедии «Флоренс Фостер Дженкинс». С мужскими ролями чуть-чуть проще, там есть Кейси Аффлек («Манчестер у моря»), но Вигго Мортенсен («Капитан Фантастик»), Райан Гослинг («Ла-Ла Ленд») или тот же Гарфилд могут не позволить его триумфу состояться. Дензел Вашингтон («Ограды»), очевидно, выполняет ту же функцию, что Стрип среди женщин. Среди актеров второго плана главная неожиданность — явление Майкла Шеннона, чья номинация за «Под покровом ночи» стала единственной для этой картины. Но шок номер один — отсутствие Эми Адамс в каком-либо из списков, да и Тома Хэнкса, чья роль в «Чуде на Гудзоне» казалась очевидно оскаровским материалом.

Академия не оценила остроумия братьев Коэн (у «Да здравствует Цезарь!» номинация только за художника-постановщика), как и монументальных усилий Мартина Скорсезе: за «Молчание» номинирован лишь оператор Родриго Прието (в самом деле, ошеломляющая работа). И неожиданно выдвинула за лучший сценарий грека Йоргоса Лантимоса, чей причудливый «Лобстер» смотрится среди других фильмов списка довольно странно.

«Манчестер у моря»

Самой же нестандартной выглядит номинация «Лучший полнометражный мультфильм». Кроме двух диснеевских блокбастеров, «Зверополиса» и «Моаны» (один из них, вероятно, победит), там два мрачнейших анимационных фильма о сиротстве — «Моя жизнь как цукини» и «Кубо. Легенда о самурае», а также экспериментальная «Красная черепаха» голландца Михаэля Дюдока де Вита, спродюсированная японской студией Ghibli.

В число претендентов на приз за лучший фильм на иностранном языке «Рай» Андрея Кончаловского в итоге не попал. Возможно, академики вспомнили, что два раза подряд восточноевропейские драмы о войне и холокосте уже получали свои статуэтки («Ида» Павла Павликовского в позапрошлом году, «Сын Саула» в прошлом). Русская картина уступила лентам из Дании, Швеции, Ирана, Австралии и Германии. Потенциальными победителями пока кажутся «Коммивояжер» Асгара Фархади, чей «Развод Надера и Симин» уже получал «Оскара», и фаворит европейских критиков «Тони Эрдманн» Марен Аде. Обе ленты скоро выйдут и в России.