Берлинале-2025

«Микки 17»: политическое кино от автора «Паразитов» с Паттинсоном и блокбастерным бюджетом

16 марта 2025 в 11:10
Фото: Warner Bros. Pictures
На мировых экранах один из самых ожидаемых фильмов 2025 года: «Микки 17» с Робертом Паттинсоном в роли сразу семнадцати клонов — покорителей планеты Нифльхейм. Посмотревшая картину на 75-м Берлинском кинофестивале Анна Стрельчук объясняет, почему это не менее политическое кино, чем «Паразиты» того же Пон Чжун Хо.

Этот материал впервые был опубликован 16 февраля 2025 года на «Афиша Daily».

Новый фильм режиссера Пон Чжун Хо — без преувеличения эпохального размаха «Микки 17» не попал в основную программу ни одного большого фестиваля. Отборщики явно не были уверены в его успехе, а возможно, даже боялись провала. В итоге показанный во внеконкурсной секции Берлинале «Микки 17» оказался работой живой, смелой, забавной, сатирической, трагикомичной и, прежде всего, глубоко политической.

Обратная сторона сатиры и радикальной критики общественного строя — утопия. При всей своей комичности «Микки 17» — хрупкая надежда на то, что рассудок, сострадание и любопытство возьмут верх над корыстью, тоской, ресентиментом и уязвленным самолюбием. Именно поэтому после этой невинной на первый взгляд сказки остается горький привкус — осознание того, что реальность все еще слишком далека от мечты художника.

Надо сказать, что эта работа Пона далека от изящного сюжета, юмора и мизансцен «Паразитов» и скорее напоминает смесь его прошлых англоязычных работ: «Окчи» (первый американский продакшен) и «Сквозь снег» (копродукция США, Южной Кореи, Франции и Чехии). Злодеи здесь тоже карикатурны, но это только подчеркивает сложные образы положительных персонажей. Некоторые гэги — вроде навязчивого про соус — могут раздражать, но фильм не перестает быть любопытным: несмотря на работу с голливудской студией-мейджором Warner, Пон Чжун Хо дает себе волю и развлекается по полной.

Попав в гангстерскую заварушку после провала неудачного бизнеса, «не имеющий никаких особых скиллов» Микки в порыве отчаяния, не желая даже читать контракт, соглашается на ультимативную «бредовую работу» — должность expandableС англ. — «расходник», «одноразовый».. Он снова и снова умирает при разных обстоятельствах в космосе — якобы ради научного прогресса и будущего человечества. А затем его клонируют. На Земле технология клонирования и переноса сознания с электронного носителя в новое тело, напечатанное на 3D-принтере из космического мусора, была признана дьявольской и опасной, так что Микки коротает свои деньки на далекой космической станции.

Этот умозрительный сюжет визуализирует и почти дословно воплощает на экране одну из фундаментальных проблем философии сознания: я — это мои воспоминания, содержание моего сознания или его физический носитель? Насколько среда и сам носитель влияют на уникальность личности? Насколько мое «я» тождественно самому себе в каждую следующую секунду? Постоянно ли оно или прерывисто, едино или распадается на микросубъективности? Все эти вопросы возникают в голове по ходу просмотра, а вместе с ними — экзистенциальные, юридические и моральные дилеммы (спойлерПо сюжету фильма и оригинального романа «Микки-7» Эдварда Эштона создатель вышеописанной технологии себя клонировал, чтобы совершать преступления безнаказанно.).

Warner Bros., научная фантастика, звездный каст. Пон прекрасно понимает, что обращается к максимально широкой аудитории, и потому говорит на понятном, но от этого не менее дерзком и провокационном языке. Помните Эдварда Каллена — идеального и изысканного вампира из «Сумерек»? Здесь он — неловкий (но очаровательный) лузер с худшей работой в мире, который без конца умирает. Полюбили Марка Руффало как ученого и супергероя с двойной идентичностью? Получите его в роли гротескного и недалекого капиталиста-суперзлодея.

Режиссер, повторимся, явно получает удовольствие от процесса. И хотя злодеи здесь довольно одномерны, они же, как ни странно, и реалистичны. Пародия на Трампа и его жену Меланию, воплощенная на экране Руффало и Тони Коллетт, слишком стройная и логичная на фоне причудливых протагонистов и инопланетян, но именно в этом контрасте и раскрывается диалектика встречи с Другим, разбавленная (как и в «Окче») довольно прямолинейной веганской агиткой. Вся суть кинематографа Пон Чжун Хо в этом совмещении несовместимого.

Идея смерти в фильме звучит не так интенсивно и катастрофично, как это привычно европейскому сознанию. Гораздо громче здесь оказывается концепция оживления, секса и любви как сопротивления — капитализму и прочим системам угнетения и умерщвления. Этим своим очаровательным революционным аспектом фильм напоминает «Золотой век» Бунюэля, советский кинематограф послереволюционного периода («Третья Мещанская») и французскую «новую волну». В «Микки 17» жизнь и невинность побеждают капитализм, а наслаждение — прозябание. Иллюзорна ли эта надежда на справедливость или реальна — решать нам.

«Микки 17» в мировом, но не в российском прокат с 6 марта, а с 8 апреля он будет доступен в сети.

7
/10
Оценка
Анны Стрельчук
Микки 17
Приключение / США, 2025
Расскажите друзьям
Loading...
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия