Мультики

«Бэтмен: Крестоносец в плаще»: классный ребут легендарного мультсериала 1990-х

4 августа 2024 в 18:30
Фото: Amazon Prime Video
На Amazon Prime вышли все серии «Крестоносца в плаще» — нового мультсериала про Бэтмена, над которым работал Брюс Тимм, в девяностые с «Batman: The Animated Series» совершивший революцию в бэтмениане. Евгений Ткачев рассказывает, каким получилось шоу, которое уже продлили на второй сезон.

Бэтмену в этом году исполнилось 85 лет. За это время про него было снято множество игровых и анимационных сериалов, теле-, кино- и мультфильмов, однако два проекта в бэтмениане все же стоят особняком. Это фильм Тима Бертона 1989 года, первая киноэкранизация приключений Человека — летучей мыши, и мультсериал «Бэтмен» (1992–1995) Брюса Тимма, Эрика Радомски, Алана Бернетта и Пола Дини. Оба произведения совершили революцию в супергероике, доказав, что кинокомиксы могут быть большим искусством, выходящим за пределы гиковского комьюнити.

Среди всех мультсериалов про Темного рыцаря только «Batman: The Animated Series» Брюса Тимма отмечен на IMDb оценкой 9 (на «Кинопоиске» у него красуется не менее высокая восьмерка). У BTAS было два продолжения: «Новые приключения Бэтмена» (1997–1999) и «Бэтмен будущего» (1999–2001). После над мультсериалами«Бэтмен» (2004–2008), «Бэтмен: Отвага и смелость» (2008–2011) и «Остерегайтесь Бэтмена» (2013–2014). про Темного рыцаря работали уже другие сценаристы и режиссеры, однако эти проекты не обрели такого же культового статуса.

Поэтому, когда стало известно, что Брюс Тимм вместе с Джей Джей Абрамсом, Эдом Брубейкером (топовым автором комиксов и сценаристом сериала «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Н.В.Рефна) и Мэттом Ривзом (недавно снявшим фильм про Бэтмена в стилистике финчеровского триллера «Семь») работает над новым мультсериаломНе приквелом или сиквелом, а скорее ребутом мультсериала «Бэтмен» (1992–1995). про Человека — летучую мышь, в фанатской среде начались волнения. Возвращение Тимма в анимационную бэтмениану такое же колоссальное событие, как камбэк Расселла Т.Дэвиса на пост шоураннера «Доктора Кто». Проект получил название «Бэтмен: Крестоносец в плаще», изначально должен был выйти на HBO Max, но в итоге после некоторых проволочек его релиз состоялся на Amazon Prime.

Скажем сразу: «Крестоносец в плаще» не «Люди Икс ’97», которые оказались даже круче оригинальных «Людей Икс» (1992–1997). Новый «Бэтмен» не совершает революцию в жанре, подобно BTAS или свежей «Харли Квинн», перепридумавшей бэтменовский канон. Однако все, кто вырос на супергеройских мультсериалах Брюса Тимма, получат от «Крестоносца в плаще» огромное удовольствие. В первую очередь от стилистики шоу. В свое время авторы «Batman: The Animated Series» на основе нуара и ар-деко придумали собственную эстетику под названием дарк-деко — «Крестоносец в плаще» тоже выдержан в ней. Как и BTAS, новый мультсериал представляет собой странную смесь сороковых и девяностых годов. Иными словами, мода в шоу из начала XX века, а нравы — скорее из его конца.

«Бэтмен» 1992 года был интересен тем, что, помимо супергероев и суперзлодеев, часто рассказывал про маленьких людей, оказавшихся в эпицентре эпичного замеса. А еще мог похвастаться зачатками эмпаурмента: впервые на экране Харли Квинн появилась именно в BTAS — и уже тогда про нее, Ядовитого Плюща и Женщину-кошку были сольные серии, которые переворачивали игру.

«Крестоносец в плаще» идет дальше, перепридумывая устоявшиеся образы героев прямо на наших глазах. С одной стороны, речь про дайверсити (скажем, комиссар Гордон и его дочь, адвокатка Барбара, стали темнокожими), с другой — про гендерные рокировки (например, злодей Пингвин из Освальда Кобблпота превратился в Освальду Кобблпот с двумя великовозрастными сыновьями-идиотами).

Женщина-кошка Селина Кайл залезла в долги и обзавелась невероятным кэтмобилем, а самые сильные изменения коснулись любимицы и главного детища Брюса Тимма — докторки Харлин Квинзель. Даже авторы «Харли Квинн» не осмелились сделать подружку Джокера настолько неконвенциональной! В «Крестоносце в плаще» она стала брюнеткой и азиаткой с фигурой плюс-сайз. Для Голливуда, помешанного на культе худобы, это какое-никакое достижение. Причем пышными формами в мультсериале может похвастаться также детективка полиции Готэма Рене Монтойя, у которой с Харли роман.

Меньше всего трансформаций претерпел образ Бэтмена (в миру — все еще миллионера Брюса Уэйна). Однако и в его случае не обошлось без сюрпризов. Брюс строит из себя супергероя, хотя в душе остается все тем же травмированным убийством родителей мальчиком. А в его отношениях с дворецким Альфредом Пенниуортом появилась классовая стена. На протяжении всего сезона Бэтмен относится к нему скорее как к слуге, нежели как к другу. Но все начинает меняться ближе к финалу, когда в схватке с призраком готэмского аристократа, грабящего бедняков, Брюс начинает понимать, что Альфред для него как отец.

Привидение дворянина, к слову, не единственное зло, с которым предстоит столкнуться Бэтмену. Главный злодей — босс мафии Руперт Торн, у которого деньги на избирательную кампанию на пост мэра берет даже честолюбивый прокурор Харви Дент. Сюжетная арка Дента, строящаяся на его превращении в Двуликого, — сквозная в первом сезоне. Если «Batman: The Animated Series» был вертикальным мультсериалом, то «Крестоносец в плаще» — горизонтально-вертикальныйИначе говоря, помимо дела на серию, в шоу есть также магистральная сюжетная линия. .

Ключевые темы первого сезона: коррупция во власти, полицейский беспредел (продажные детективы Харви Буллок и Арнольд Фласс показаны на редкость отвратительными ребятами), конфликт полиции и адвокатуры (Гордон и Барбара косплеят Акселя Фоули и его дочь-юристку из четвертого «Полицейского из Беверли-Хиллз») и, конечно же, конфликт Бэтмена и полиции, устраивающей на Темного рыцаря настоящую охоту.

Наверное, «Крестоносца в плаще» можно даже назвать самым социальным и политически заряженным из всех анимационных «Бэтменов».

Не все серии получились одинаково увлекательными. Какие‑то проседают под весом социальной важности, какие‑то просто не очень интересно написаны. Из лучших отметим душераздирающий эпизод про Глиноликого (никогда еще, кажется, Бэйзил Карло Настоящее имя Глиноликого. не был так похож на Бориса КарлоффаЗвезда классических хорроров: от «Франкенштейна» (1931) до «Мумии» (1932).) и серию про дьявольский цирк, в которой появляется похожая на Уэнсдэй Аддамс злодейка Наталия Найт и несколько маленьких Робинов. Сюжетная арка Дента, понятно, дублирует историю Двуликого из «Темного рыцаря» Кристофера Нолана («Либо умираешь героем, либо живешь до тех пор, пока не становишься негодяем»), но в этот раз Харви уделено гораздо больше времени — и раскрывается он благодаря этому намного сильнее.

Собственно, если Харви Дент выступает антагонистом сериала, то его неформальный протагонист — Барбара Гордон. Как и в «Харли Квинн», в «Крестоносце» фокус сильно смещается на женских персонажей. Ну что же, не одному только Бэтмену теперь разгонять тьму над Готэмом.

7
/10
Оценка
Евгения Ткачева

Смотреть

на Amazon Prime Video (недоступен в России)

Расскажите друзьям