«Отпуск в октябре», реж. Роман Михайлов
Света (Мария Мацель) окончила театральную академию и не вылезает с проб. Мечтает о больших ролях, но снимается в проходных криминальных сериалах. Поэтому, когда подруга (Анна Завтур) говорит, что получила роль в массовке крутого болливудского проекта, Света напрашивается с ней, как +1. Но подруга в итоге пасует, когда узнает, что на таинственные съемки актрис везут в кузове фуры. А Света, наоборот, продемонстрировав неожиданную решительность, садится в машину — и оказывается на окутанной туманом, словно в «Сайлент-Хилле», адской киношной площадке. На этом странности не заканчиваются: сценария никто не видел, откуда берутся деньги, никто не знает, а диджей (Евгений Ткачук), актеры и хореографы месяцами живут в маленькой гостинице и от тоски разыгрывают сценки из любимых фильмов 1970-х годов. Познакомившись с симпатичным коллегой (Геннадий Блинов), Света тоже включается в эту странную игру.
За два года математик, мистик, писатель и режиссер Роман Михайлов стахановскими темпами с одними и теми же, как правило, актерами (лидируют Федор Лавров и Кирилл Полухин) снял уже четыре фильма («Сказку для старых», «Снег, сестру и росомаху», «Наследие» и «Отпуск в октябре»), стал локомотивом российского независимого кино и первым по-настоящему культовым автором после Алексея Балабанова: символично, кстати, что «Отпуск» снимали на ту же камеру, что и балабановскую «Войну». В общем, за столь короткий срок этот талантливый инди-режиссер проделал такой путь, на который у некоторых кинематографистов уходят десятилетия. Поэтому страшно представить, что будет дальше, ведь останавливаться Михайлов, судя по всему, не собирается (так, на постпродакшне у него находится пятый фильм — «Поедем с тобой в Макао»).
Главное, что нужно знать про фильмы Михайлова, — они выглядят так, будто Виктор Пелевин сам начал экранизировать свои книжки, за тем, правда, важным исключением, что в них нет постмодернистского цинизма и жестокости, а есть метамодернистская искренность и наивность. Как заправский христианин, Михайлов проповедуют добро. Снимает не политические, а эстетические манифесты. И «Отпуск в октябре» — пока магнум опус режиссера. Сильнейшее (уровня «Малхолланд-драйв» и «Внутренней империи» Дэвида Линча) высказывание о природе кинематографа. В фильме даже есть пасхалки вроде красной портьеры и концертного номера а ля Ребекка Дель Рио в клубе «Silencio»!
Стоит сразу предупредить, «Отпуск в сентябре» — метакино, кино о кино, поэтому оно может оказаться не понято массовой аудиторией. Но ничего: зато культ ему обеспечен! Михайлов признается в любви к застойному советскому кинематографу 1970-х и его главному шедевру — «Отпуску в сентябре» с Олегом Далем, экранизации пьесы Вампилова «Утиная охота». Однако делает он это в аллегорической и даже больше — в конспирологической форме. В его киношной вселенной хватает тайн и теорий заговора (одна из самых уморительных связана с шосткинской кинопленкой «Свема»), иносказаний и сатиры (в «болливудском проекте» трудно, конечно, не увидеть язвительную пародию на «Дау»), а еще камео рэперов (в кадре появляются Замай и Бледный из «25/17», а за кадром играет bollywoodFM, потому что без Болливуда в этом кино никуда).
По Михайлову, советское кино — это детские сны, а кино — сон наяву. Поэтому неудивительно, что в этом борхесовском саду расходящихся тропок дорога всегда выведет к родной калитке, и даже современная актриса захочет раствориться в кинематографе 1970-х, найдя в нем себя. Как мне удалось найти себя в этом ошеломительном фильме. Роман Михайлов, кажется, говорит о том, что кино нельзя закончить, его можно только прекратить («Отпуск в октябре» идет два часа, но мог бы продолжаться бесконечно, настолько в нем ослабленный нарратив!). Что если долго вглядываться в экран, кино начнет вглядываться в тебя. Что даже, когда фильм заканчивается, он продолжает идти внутри нас. Вроде так. Хотя, как говорит сам режиссер, может быть, у меня просто метафизика потекла.
«Отпуск в октябре» выйдет в российский прокат 26 октября.
Приз жюри, особое упоминание жюри за лучший актерский ансамбль, приз «Выборгский счет» (зрительское голосование)
Соавтор сценария сериала «Чики» и режиссер «Вашего репетитора» Антон Коломеец взял пятилетнюю паузу, чтобы вернуться с новой, более зрелой картиной «Свет». Она не случайно тоже посвящена 1970-м (застойный воздух той поры остро чувствуется и сейчас), но, в отличие от «Отпуска в октябре», это более зрительское, а в перспективе и народное кино. Действие в фильме, как быстро становится понятно, происходит в двух временных пластах. В наши дни работница социальной службы Татьяна Сергеевна (Елена Яковлева) ухаживает за престарелыми и готовится встретить шестидесятилетие, а в 1970-е она же (Дарья Коныжева) после ссоры с лучшей подругой (Милана Владыкина) впадает в экзистенциальный кризис, который обернется настоящей трагедией и оставит ее с травмой на всю жизнь. Чего не отнять у Коломейца, он отлично понимает женщин, а еще умеет находить превосходных актрис на главные роли. «Свет», понятно, бенефис Яковлевой — возможно, ее лучшая роль со времен «Интердевочки». Меж тем, Коныжева и дебютантка Владыкина тоже чудо как хороши. Это очень актерское, ансамблевое кино с тщательно переданным ламповым вайбом 1970-х (в плане реконструкции эпохи режиссер не отстает от Финчера в «Зодиаке»). И хотя жанрово «Свет» скорее относится к мелодраме или даже к драме, хватает в нем и хоррорных элементов. Это не семидесятническое кино морального беспокойства в духе Абдрашитова и Миндадзе, а настоящий фильм моральных ужасов.
В прокате — с 22 февраля 2024 года.
Приз за лучшую женскую роль Дарье Савельевой
Режиссерский дебют Наили Малаховой — сценаристки и супруги Бакура Бакурадзе. Современная сказка про четыре поколения российских женщин. Дарья Савельева и Аглая Тарасова играют сестер. Одна была ведьмой, которая трех мужиков приворожила, другая — простой русской бабой с двумя дочерьми и котлетами. А поскольку тонировку фильма делала студия «Мельница», то в финале появляются еще и «три богатыря». Вообще «Привет, мама» из тех фестивальных картин, в которых первый час разбираешься, в каких отношениях герои или героини состоят друг с другом, а потом уже следишь за сюжетом. Хотя сюжет у Малаховой, как и у ее мужа Бакурадзе, дело десятое. Постановщица больше концентрируется на языческой витальности Савельевой, делает ее центром тяжести картины, даром что от актрисы не отвести глаз. Символично, кстати, что в конце Савельева превращается практически в утопленницу «Офелию», ну или в Лору Палмер из другой сказки о потерянном времени.
В прокате — со 2 ноября.
Еще один, помимо «Отпуска в октябре», эстетский фильм в конкурсе фестиваля. Черно-белый, страшно красивый игровой дебют анимационной режиссерки Светланы Филипповой, снятый на Свердловской киностудии с уральскими артистами. Семейная драма про родителей (Мария Смольникова и Олег Ягодин) двух детей (Евгения Бурмака и Степан Харченко), которые решили расстаться, после чего всем стало больно. Теперь мать хочет найти себе новую любовь, сын — чтобы отец вернулся, а дочь — уехать учиться в Лиссабон. Чего хочет отец — непонятно, но иногда он украдкой приходит в свой старый двор, чтобы приглядеть за семьей. В фильме много операторских игр с отражающими поверхностями, сложногоустроенного внутрикадрового монтажа, изобретательных мизансцен. Иногда в повествование прорывается карнавальный уральский сюрреализм в духе Алексея Федорченко, что не удивительно, ведь он выступил одним из продюсеров ленты. Еще «Лиссабон» немного напоминает «Я была дома, но» Ангелы Шанелек — семейную драму «берлинской школы» про современную Гертруду. Героиня Смольниковой, конечно, не Гертруда, но свою роль актриса тоже играет с шекспировским апломбом.