Боевики

Миссия выполнима: почему Том Круз не заслуживает остаться в тени «Барбенгеймера»

29 июля 2023 в 17:00
Фото: Paramount Pictures
В международном прокате «Барби» и «Оппенгеймер» отодвинули седьмую часть «Миссия: невыполнима» «Смертельная расплата», а это, меж тем, классное трюковое кино, в котором Том Круз продолжает совершать каскадерские подвиги и рисковать жизнью. Евгений Ткачев — о лучшей шпионской франшизе современности.

Кино — рискованный бизнес. И кому об этом не знать лучше, как не звезде «Рискованного бизнеса», человеку-болиду Тому Крузу? За всю свою карьеру Круз почти не знал поражений, а в прошлом году на пару со вторым «Аватаром» и вовсе спас мировой кинопрокат: отличный сиквел «Топ Гана» взлетел до второй строчки бокс-офиса! Однако в этом году стать королем летнего проката ему помешал «Барбенгеймер» — флешмоб из двух блокбастеров: «Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймера» Кристофера Нолана, который оказался тем еще шьямалоновским твистом. Кто бы мог подумать, что душнила Нолан снимет грандиозное кино, а всеобщая любимица Гервиг — картину, которая развалится на середине? Впрочем, есть иное мнение.

За первый уик-энд «Барбенгеймер» собрал около 900 млн долларов, в то время как Крузу за три уик-энда пока приходится довольствоваться четырьмястами. «Смертельная расплата», скорее всего, окупится, но вряд ли станет большим кассовым хитом — у нее меньше экранов, в ней слишком мало розового цвета, совсем нет музыкальных номеров, и она не расходится на мемы, как горячие пирожки. Все-таки «Миссия: невыполнима» сделана совершенно из другого теста. Это по большей части трюковая франшиза, которая задумывалась как киноремейк забытого шестидесятнического сериала, а в итоге превратилась в «Форсаж» с изрядной примесью «Джона Уика». И в этой своей ипостаси она остается одним из лучших шпионских триллеров современности: чего‑то равновеликого на рынке в последнее время так и не появилось.

Пока бондиана отпевает агента 007, хантиана, наоборот, чествует героя Тома Круза, Итана Ханта и, кажется, не собирается уходить на покой (состоящая из двух частей «Расплата» задумана как финал, но мы же понимаем, что, пока франшиза приносит деньги, ее никто не закроет). Иногда вообще кажется, что «Миссия: невыполнима» — это passion project«Проект страсти» с английского. Круза, с которым он не может расстаться, словно с любимой игрушкой. Напомним, что франшиза стартовала еще в девяностые, а Круз до сих пор остается ее главным действующим лицом, несмотря на то что в четвертой части ему вроде как готовилась замена в виде Джереми Реннера.

Круз будто сросся с Итаном Хантом, так же, как Харрисон Форд с Индианой Джонсом, поэтому интересно подмечать ситуативные переклички между «Смертельной расплатой» и новым фильмом про Инди — «Колесом судьбы». И там, и там герои отчаянно борются со временем. И там, и там они снова оказываются на коне — как в прямом, так и переносном смысле. И там, и там есть схватка на поезде, снятая на одной и той же железной дороге. Оба персонажа не собираются вешать шляпу и маску на гвоздь, хотя мы понимаем, что время «Индианы», судя по всему, прошло (пятая часть провалилась в прокате — и вряд ли будет шестая, хотя кто знает). Но есть между франшизами и отличие: если Харрисону Форду не смогли придумать нового убедительного врага, поэтому он снова вынужден сражаться с нацистами, то Том Круз противостоит самому актуальному злодею момента — искусственному интеллекту.

В такой ситуации кажется, что идеальную (и желательно едкую) рецензию на «Смертельную расплату» мог бы написать ChatGPT, но поскольку он, как всегда, отделалсяОтрывок из рецензии на «Миссия: невыполнима. Смертельная расплата. Часть 1», сгенированный ChatGPT: «Это захватывающий и динамичный боевик, который продолжает историю агента Итана Ханта и его команды. Фильм предлагает зрителям невероятные сцены экшна, интригующий сюжет и великолепную игру актеров. Одной из главных сильных сторон фильма является его режиссура. Режиссер умело справляется с созданием напряженной и энергичной атмосферы, удерживая зрителя в постоянном состоянии ожидания. Каждая сцена битвы или преследования выполнена с высоким уровнем мастерства, что делает фильм невероятно захватывающим. Сценарий не оставляет зрителя равнодушным. Плотная и запутанная сюжетная линия предлагает множество неожиданных поворотов и развитие истории, заставляя зрителя всегда оставаться на грани своего кресла. Диалоги и действия персонажей остаются реалистичными и увлекательными на протяжении всего фильма. В целом это захватывающий боевик, который удовлетворит поклонников франшизы и любителей качественного экшна. Фильм предлагает увлекательный сюжет, впечатляющие сцены экшна и высокий уровень исполнения». набором клише и банальностей, то позвольте мне. Вот что необходимо знать про это кино. Критики, как всегда, немного перехвалили новую часть. В плане чистой зрелищности седьмая «Миссия» уступает и четвертому «Джону Уику», и десятому «Форсажу». В фильме есть всего две запоминающиеся сцены погони: одна в Риме (как и в десятом «Форсаже»), другая — в поезде. Однако эти экшн-эпизоды вы запомните надолго.

Погоня в Риме сделана с большой иронией (вообще в «Расплате» по сравнению с предыдущей частью, довольно много юмора — чего только стоит тот факт, что директора национальной разведки играет Кэри Элвес из «Горячих голов», пародии на «Топ Гана»!). А разборки на поезде и особенно падающие друг за другом с обрыва вагоны — это каскадерский шоу-стоппер, от которого у вас гарантированно отвиснет челюсть.

Поскольку Том Круз все трюки в фильме по традиции выполняет сам (главный среди них — прыжок на мотоцикле со скалы), можно пошутить, что актер сражается не только с ИИ, но и с собственным интеллектом, который пытается переубедить артиста рисковать жизнью. Однако ни один даже искусственный разум не способен остановить этого адреналинового наркомана. Круз — безумец, а смелость кинопрокат берет, поэтому он до сих пор остается его главной звездой. Не только успешным актером, но еще и успешным продюсером, который образовал с режиссером последних «Миссий» Кристофером МакКуори долгоживущий тандем.

Именно азарт, не талант, а азарт Круза, его готовность рисковать и желание брать новые вершины примиряет со всеми недостатками нового фильма, в котором герои неоправданно много болтают, сюжет трещит по швам, а одна британская актриса с легкостью заменяют другую (вместо Ребекки Фергюсон теперь солирует Хейли Этвелл, Пегги Картер из марвеловской франшизы; еще в фильме появится Пом Клементьефф, Мантисс из «Стражей Галактики», в умопомрачительной роли французской киллерши по имени Париж). Конечно же, первая часть «Расплаты» выглядит как растянутая экспозиция ко второй, но если и есть в Голливуде по-настоящему невыполнимая миссия, так это задача для создателей крупнобюджетных франшиз поумерить свои аппетиты.

Расскажите друзьям
Читайте также