После всех событий, показанных в «Мстителях: Финал» и не только, стражи Галактики коротают деньки в своей штаб-квартире, похожей на гигантский летающий череп. Питер Квилл, он же Звездный Лорд (Крис Пратт) обстоятельно закладывает за воротник, потому что его возлюбленная Гамора (Зои Салдана), вследствие временного парадокса больше не узнает его. Говорящий енот Ракета (Брэдли Купер) слушает «Radiohead». Мантис (Пом Клементьефф) и Дракс (Дейв Баутиста), как всегда, валяют дурака. Грут (Вин Дизель) не устает повторять, что «он есть Грут». Сестра Гаморы, нелюдимая женщина-киборг Небьюла (Карен Гиллан) всех тихо ненавидит, а новые члены «Стражей» — помощник ЙондуБывший лидер клана Опустошителей и приемный отец Питера Квилла. Краглин (Шон Ганн) и собака Космо (Мария Бакалова) — собачатся друг с другом. Эту идиллию нарушает свалившийся с неба золотой, как самородок, Уорлок (Уилл Полтер) — дитя жрицы Аиши (Элизабет Дебики). Ему, точнее пославшему его существу, Верховному эволюционеру (Чуквуди Ивуджи), нужен Ракета. Оказывается, говорящий енот — жертва генетических экспериментов, а Эволюционер хочет закончить начатое. Он намерен построить идеальную утопию, а для этого ему нужен самый отмороженный страж Галактики.
«У меня плохое предчувствие насчет этого»«I have a bad feeling about this» — фраза, которую произносят во всех эпизодах «Звездных войн»., — говорит, подобно героям «Звездных войн», в середине фильма Дракс, чтобы ни у кого не осталось сомнений в том, в сторону какой киновселенной держит курс режиссер Джеймс Ганн. Вообще у «Стражей Галактики» изначально было гораздо больше общего со «Star Wars», чем с обычными марвеловскими кинокомиксами. Как и «Звездные войны», «Стражи» — космический вестерн про последний фронтир и племя изгоев (не случайно в третьей части появится актер Натан Филлион из другого культового космовестерна — «Светлячка»). Как и «Звездные войны», «Стражи» — космическая, точнее комическая, опера, в которой трагедия идет рука об руку с комедией, а на каждую хохму найдется какой‑нибудь жестокий и болезненный выпад. Как и «Звездные войны», «Стражи» — уже часть поп-культуры, которую разобрали на цитаты и мемы. Кстати, по символическому совпадению первые «Стражи» вышли за год до «Пробуждения Силы», но закончились много позже, чем «Скайуокер. Восход», а сейчас стало окончательно очевидно, что трилогия Ганна — это те самые «новые „Звездные войны“», которые мы заслужили.
Пока шоураннер перезапущенных «Star Wars» Джей Джей Абрамс отчаянно пытался приземлить франшизу, но она у него развалилась во время полета, Ганн триумфально завершил свое большое космическое путешествие и ушел из киновселенной «Марвел» (или, как ее еще называют, КВМ) в DC, чтобы уже там совершить супергеройскую революцию, если, конечно, в ближайшие годы кинокомиксы все еще будут кому‑нибудь интересны и нужны (по этому поводу есть большие сомнения). Но почему одна франшиза закончилась за упокой, а другая подарила всем поклонникам сайфая новую надежду, ведь и «Звездные войны», и «Стражи Галактики» были сделаны в недрах одной студии — звезды смерти по имени «Дисней»?
Возможно, ответ кроется в том, что новые «Star Wars» — корпоративный студийный продукт, чудовище Франкенштейна, сшитое из кусков видений разных режиссеров: Джей Джей Абрамса, Райана Джонсона и… снова Абрамса, потому что видение Колина Треворроу, который изначально должен был ставить «Скайуокер. Восход», показалось «Диснею» слишком радикальным. А «Стражи» — это авторское от начала и до конца кино, снятое с азартом оригинальных «Звездных войн»«Новая надежда», «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение Джедая». Джорджа Лукаса, но на производственном уровне трилогии-приквела«Скрытая угроза», «Атака клонов» и «Месть ситхов». . Поэтому, если и дальше проводить аналогии, третьи «Стражи» — это не «Возвращение Джедая», а «Месть ситхов» — самая мрачная и депрессивная часть ганновской франшизы, а возможно, и всей марвеловской киновселенной.
Ни в одной из частей «Мстителей» не ставили такие страшные опыты над животными, не кроненбергизировали целую планету и так откровенно не заигрывали с биоморфным ретрофутуризмом, как в третьих «Стражах». А еще в этой серии Ганн довел до совершенства свое умение смешивать душевное и мерзкое, отвратительное и сентиментальное. Когда ближе к концу фильма Мантис видит ужасного мутанта, в ней соседствуют сочувствие с отвращением. Такие же эмоции испытывают и зрители фильма на протяжении трехчасового хронометража. Ганн проповедует гуманизм высшего порядка: не только человеческая жизнь имеет значение!
Но третьи «Стражи» не только страшненький боди-хоррор в стиле кроненберговской «Мухи», но и улетный сайфай-экшн в духе кэмероновского второго «Аватара», даром что там тоже есть Зои Салдана (только не синяя, а зеленая). Иными словами, Ганн отлично владеет не только разными жанрами, но и искусством сторителлинга, азами драматургии. Фильм пролетает так же стремительно, как стрела Йонду, которая теперь принадлежит Краглину. А еще, поскольку третьи «Стражи» — авторское кино, Ганн, как всякий большой художник, рассказывает про единственного интересного ему человека — самого себя.
Велик соблазн в фигуре Ракеты увидеть альтер эго режиссера, ведь, как выяснится в третьей части, эта история все время была не про Звездного Лорда, а про говорящего антропоморфного енота. Не случайно половину фильма Ракета проводит в коме, а друзья пытаются его оживить. Все это сильно смахивает на ситуацию с самим Ганном, когда его за старые и неполиткорректные твиты закенселила студия «Дисней», а актеры (Дейв Баутиста, Зои Салдана, Крис Пратт и другие) вступились за режиссера — и он так же, как и Ракета, в итоге вернулся за штурвал корабля «Стражей Галактики». Не случайно также главный злодей фильма, Верховный Эволюционер, так похож на демиурга КВМ Кевина Файги. Один хочет построить идеальный мир, другой — идеальную киновселенную, но оба терпят крах, потому что на свете не бывает ничего совершенного.
Если Верховному эволюционеру не хватает гениальности Ракеты, то Файги — таланта Ганна. Все дело в том, что Файги не настоящий автор. Он продюсер, студийный функционер, архитектор киновселенной «Марвел», который умеет собирать кубики по знакомому рецепту, но, когда рецепт перестает работать, он оказывается бессилен предложить что‑то новое. Отсюда кризис, постигший КВМ в четвертой фазе. Киновселенная «Марвел» должна была переизобрести себя, но у ее главного демиурга не хватило изобретательности и мастерства, чтобы сотворить чудо. Поэтому новая сага КВМ — «Сага Мультивселенной»Следующая большая сюжетная арка киновселенной «Марвел» после «Саги Бесконечности». — так похожа на Контр-Землю, спроектированную Верховным эволюционером. Как Контр-Земля косплеит настоящую Землю, так и «Сага Мультивселенной» косплеит предыдущие фильмы «Марвел», а Файги, подобно Эволюционеру, оказывается не способен предложить что‑то новое. А Ганн… Ганн покидает «Стражей Галактики», потому что ну сколько можно тянуть эту лямку?
«Стражи» прощаются со зрителями в безумном танце под «Florence + The Machine» (у фильма Ганна, как всегда, образцовый саундтрек, который быстро перекочует в ваш плейлист), и эти долгие проводы выглядят еще горше, чем в «Мстителях. Финал». Уходит целая эпоха. Впрочем, на финальных титрах сообщается, что один из центральных персонажей таки вернется, так что все, что нам остается, — это ждать возвращение джедая.
Евгения Ткачева