Нет, первый абзац — просто пересказ завязки. Но если вас могут испугать и такие косметические вводные данные персонажей, то посмотрите наши спойлеры без контекста, которые точно не испортят просмотра.
Понеся существенные потери — как, впрочем, и все население Вселенной, — Мстители собираются с силами и сгоряча решают навалять удалившемуся на заслуженный покой Таносу (Джош Бролин), но понятно, что толку от этого выходит немного. В итоге каждый занимается, чем хочет. Тони Старк (Роберт Дауни-мл.), едва не оставшийся в космической пустыне коротать вечность с Небулой (Карен Гиллан), удаляется в лес, чтобы состариться в более приятной компании Пеппер Поттс (Гвинет Пэлтроу). Капитан Америка (Крис Эванс) ведет терапевтический кружок. Потерявший семью Соколиный Глаз (Джереми Реннер) вымещает гнев на оргпреступности в разных уголках планеты. Тор (Крис Хемсворт) пьет. Брюс Бэннер (Марк Руффало) научился контролировать эмоции и превратился в полу-Бэннера-полу-Халка — странное, добродушное и довольно бессмысленное зеленое существо средних размеров. Черная вдова (Скарлетт Йоханссон) взяла на себя функции диспетчера и руководит немногими действующими супергероями, в том числе енотом и новоприбывшей капитаном Марвел (Бри Ларсон); все так плохо, что пригодился даже Воитель (Дон Чидл).
Земля после рокового щелчка Таноса представляет собой печальное и пустынное зрелище: кажется, что пропал не каждый второй (что невооруженным глазом было бы заметно только их близким), а девять человек из десяти. Возможно, так и произошло, и селекция камней бесконечности вычистила планеты не по-честному, забрав на Земле побольше, а в какой‑нибудь космической дыре поменьше.
Зачем Наташа Романофф покрасила волосы так, словно учится в колледже родного Волгограда на машиниста подвижного состава? Кто и где так, наоборот, удачно стрижет капитана Марвел? А одевает полу-Халка? Как видите, мы готовы обсудить все что угодно, лишь бы не ступать на взрывоопасную территорию спойлеров.
Зависимость этих «Мстителей» от спойлеров между тем безбожно — и во многом, конечно, нарочно — преувеличена. Большие сюжетные неожиданности тут можно пересчитать по пальцам перчатки бесконечности, и ни одна из них, по правде говоря, не стоила того, чтобы отключаться от интернета и переходить на другую сторону улицы при виде знакомых. Способ, которым Мстители попытаются выручить своих рассыпавшихся товарищей, — первый, что приходит на ум любому, кто видел хоть один фантастический фильм. А что какие‑то истории все-таки будут наконец подытожены — ну это логично в главе, которая называется «Финал».
Другой вопрос, разумеется, что русское название (не совсем точный перевод оригинального) удачно отражает суть происходящего. Маркетинг недавно еще разросшегося «Диснея» — вот уж настоящий Танос — сделал все, чтобы фильм воспринимался как решающий спортивный матч или серия популярного телесериала (за примером далеко идти не надо, не правда ли?): ты не просто обязан его посмотреть, но обязан сделать это вместе со всеми, немедленно. Чем активнее «Марвел» ратует за всяческое diversity, расовое, гендерное и прочее разнообразие, — а это главный, очевидно, мотив кинокомиксов на сегодня, — тем прочнее их подлинная платформа, незаметно сводящая на нет все мнимые различия: глобальный капитализм.
И эта серия тоже вовсе не отличается от предыдущих: пафос — шутка — шутка — немного экшена — пафос — шутка — шутка — финальная битва. Разве что сцена после титров на этот раз стоит перед титрами и растянута на пятнадцать минут. Прошлогодняя «Война бесконечности» была удачнее, конечно — с полноценным злодеем, внятным драматизмом и почти без провисаний. «Финал» в структурном смысле — безобразие: из него можно вытащить огромные куски без всякого вреда для общей конструкции, при этом много дыр, много повторений и слегка будоражащее, слегка утомительное ощущение хаоса.
Ничего нового не придумано вовсе. Есть смешные, пусть и однотипные гэги — в основном с участием Тора. Есть пара трогательных моментов. Что очень характерно, все они связаны с отношениями родитель — ребенок, романтику и секс «Марвел» давно отменил за ненадобностью. Финальная битва оформлена с подобающим случаю абсурдным, перехватывающим дыхание размахом. Прием, с помощью которого середина фильма превращается в ностальгический микс, использован не без изящества, но, как и многое в мире «Мстителей», со временем убивает сам себя.
И конечно, все это не имеет никакого значения. Со своей единственной задачей — подытожить 11 лет и 21 фильм — «Финал» худо-бедно справляется, а никаких других амбиций у братьев Руссо (мы должны были упомянуть, что у этой картины есть режиссеры) не видно. Если ты фанат, непонятно, с чего бы тебе вдруг не полюбить три часа бесперебойного навязчивого фан-сервиса. Все остальные однажды — дайте «Диснею» немного времени — услышат странный щелчок.
Станислава Зельвенского