Берлинале-2022

Пародия на «Довод»: Зинаида Пронченко — о ковид-фильме Кантена Дюпье «Невероятно, но факт»

15 февраля 2022 в 13:08
Фото: Atelier de production
На Берлинском кинофестивале показали новинку нашего любимого французского выдумщика Кантена Дюпье (экс-электронщик Mr. Oizo). Сюжет вдохновлен пандемийной реальностью, но вышла помесь «Дориана Грея» и «Алисы в Стране чудес», хоть чудес и не бывает. В этом тексте Зинаида Пронченко всеми силами попыталась избежать спойлеров.

Новый фильм Кантена Дюпье называется «Невероятно, но факт». Будем честны, так мог бы называться любой его фильм. Ведь Дюпье, которого я лично обожаю и превозношу чуть ли не выше всех ныне живущих французских режиссеров, отчасти герой телевизионной передачи нашего детства «Очумелые ручки» или инженер Птибурдуков. Его киновселенная слеплена из того, что подвернулось под руку в определенный момент времени или безвременья, например 2021 год — когда ковид надоел, когда от пандемии устали, но она, увы, никуда не собирается уходить.

Говорят, что эта болезнь, слишком быстро переставшая быть модной, украла у нового поколения молодость, а у моего — последние ее приветы. Ковид собирался победить Кристофер Нолан, а заодно спасти кинотеатры от разорения своим весомым «Доводом» осенью 2020-го. Не получилось. Реверсивная энтропия возвращала нам ужас от уже пережитого, но не надежду. Эти смутные времена, в которых нас угораздило жить, как никогда прежде заставляют ностальгировать и вместе с тем словно приказывают — не оборачивайся. Иди, вернее, бреди, смотри только вперед.

«Невероятно, но факт» сперва кажется пародией на «Довод». И вообще на поп-философию его автора, подкрепленную физикой для чайников. Насколько приблизительны наши представления о времени? Ведь времени, как и Бога, не существует. Что такое пространство — дано ли оно нам в ощущениях как матрица или простирается/искривляется на самом деле? А Бродский вообще считал иначе — пока нет языка, описывающего то или иное явление, нет и предмета для разговора.

Главные герои Дюпье на этот раз даже не лузеры или недотепы. Работают в офисе, в страховой компании, берут кредиты — на дома, гоночные автомобили и разные гаджеты. Пьют красное и шампань, носят кружевное нижнее белье, стараются быть, а не казаться, мыслить, а не бредить. Их окружает реальность парижского пригорода. Впервые для автора и шины, и совы, и даже агенты по недвижимости — то, чем они и являются — живая и неживая природа, материя пошловатого, но вполне выносимого бытия. Никакого сюрреализма, только немножко нежно и еще грустно. Что, кроме этой жизни, другой не будет. Даже Дюпье ее не сообразит.

Ален Шаба («Реальность»), народный комик с сомнительной для снобов из «Кайе дю синема» фильмографией, играет клерка без претензий. Леа Дрюкер, дочь того самого Мишеля Дрюкера, которому Мишель Уэльбек в последнем романе предрек вечное телевизионное будущее, словно Владимиру Познеру, играет любящую жену. Она смирилась с отсутствием потомства и присутствием рутины — ведь задыхаться лучше, чем испустить дух.

Бенуа Мажимель, плавно возвращающийся на большой экран в авторское кино («Любовники») после многолетнего наркотического загула, выступает в непривычной роли туповатого буржуа, владельца «конторы». У него стабильный бизнес и средний возраст, а выход из офиса или кризиса только один: через промискуитет. Для всех остальных экзистенциальных вопросов существует банковская карточка.

Тизер «Невероятно, но факт» Кантена Дюпье

Сегодня спойлеры — однозначное зло, особенно в случае Дюпье; это вам даже не Нолан. В «Невероятно, но факт» без спойлеров не обойтись. Главный звучит так — время уходит. Ковид или другие напасти, стрелки часов не остановить. Человечество одержимо временем. Все хотят быть моложе. Никто не хочет умирать. «Нет ли тут противоречия?» — ненавязчиво интересуется Дюпье, предлагая зрителю вместе с героями прокатиться на машине времени — на три дня назад и на 12 часов вперед.

Есть в новом фильме и рассуждения о маскулинности, которая потерялась в окопах патриархата. Мужчина сегодня, кто он? Тот, кто нашел в себе силы признаться? Или тот, кто отпирается до последнего?

По привычке шутя, Дюпье незаметно для публики обнажает душу. Оказывается, ему тоже страшно в этом мире, пришибленном новой этикой и ковидом, которым удалось почти все отменить, кроме смерти. Но почти ничего не удалось добавить — особенно смысла жизни и прежде всего надежды.

В финале в своем уме останутся только любовники, только те, кто любит жизнь вопреки. В финале Дюпье говорит с нами по-взрослому, где‑то холодно, будто Ханеке, где‑то дерзко и с пафосом, будто Лантимос, а из тела его персонажей ползут муравьи.

Это те самые муравьи, что гомозились в «Обломове», — даже в безумии есть доля разумного, даже в тлении есть новая энергия, даже в отчаянии слышны нотки покоя. Пусть он лишь снится, пусть он недостижим, но настоящие художники способны нам его подарить. Кино как сон — лучшая вакцина от жизни, и Дюпье с его работоспособностью предлагает нам бустер почти по регламенту ВОЗ, каждые полгода. Невероятно, но факт.

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия