Новый фильм Кристофера Нолана «Довод» несмотря ни на что надеется выйти в прокат в июле. Премьера станет переломной точкой для кинотеатров: либо зрители повалят на новинку и спасут индустрию от кризиса, либо страх массовых мероприятий обернется катастрофическим падением сборов. Вот что известно о «Доводе» на данный момент.

Сюжет до сих пор держится в секрете

Осуществив с «Дюнкерком» давние амбиции снять масштабную военную эпопею, в своем 11-м фильме под названием «Довод» («Tenet») режиссер Кристофер Нолан возвращается к излюбленному — манипуляции со временем в жанре напряженного фантастического триллера. Со времен обнародования еще в середине 2019 года первых кадров грядущей картины Нолана ее сюжет до сих пор так и остается до конца неизвестным, а выпущенные на закате 2019-го короткий тизер и полноценный трейлер только всех окончательно запутали.

Грядет квантовая война

Сам же Нолан аккуратно описывает свою новую работу (сценарий в этот раз написал он сам, а не брат Джонатан), как масштабный блокбастер, рассказывающий о международном шпионаже и предотвращении героями третьей мировой войны. «Мы отталкиваемся от шпионского фильма, но оказываемся в самых разных местах», — говорит режиссер. Логотип фильма в виде надписи «Tenet», при вращении которого целостность и смысл сохраняются, сразу дал всем понять, что сюжет будет ко всему еще и прочно завязан на манипуляциях со временем и вывертах между временными пластами.

Согласно синопсису официальной книги о фильме под названием «Секреты «Довода»: внутри квантовой холодной войны Кристофера Нолана», которую уже можно предзаказать на Amazon (ее выход планируется вместе с лентой 17 июля), «Довод» описан, как «умопомрачительный шпионский триллер, настолько уникальный, что зрители будут ломать голову над его хитросплетениями в течение многих лет». И, судя по «квантовой войне», технология со временем, быть может, попала не в те руки, что и привело к катастрофе и угрозе войны.

Актеры и персонажи

Главную роль в «Доводе» сыграл Джон Дэвид Вашингтон («Черный клановец»), его персонаж — некий таинственный агент, который проходит «тест» начальства и попадает в «посмертие», чтобы предотвратить третью мировую, что‑то «похуже ядерного холокоста».

Его своеобразным напарником становится герой Роберта Паттинсона, он впервые сыграл у Нолана. Режиссер сам связался с актером, после того как увидел его работы в «Хорошем времени» и «Затерянном городе Z». В карантинном интервью GQ Паттинсон поведал, что сам до конца не понял сюжет фильма. Хотя заявил, что никаких путешествий во времени в фильме нет. При этом, по словам актера, в каждой отдельно взятой стране, где будут происходить события ленты, есть огромная сюжетная экшен-сцена, которая похожа на кульминацию целого фильма.

© Warner Bros.

Кроме того, в фильме снялись Элизабет Дебики («Агенты А.Н.К.Л.», «Вдовы»), Аарон Тейлор-Джонсон («Пипец, «Годзилла», «Мстители: Эра Альтрона»), Кеннет Брана («Дюнкерк», «Убийство в Восточном экспрессе») и, разумеется, Майкл Кейн. Нолановский актер-талисман появится лишь в одной сцене.

Но отдельным сюрпризом для российских зрителей станет Юрий Колокольников («Игра престолов»), который также появится в «Доводе». В интервью РИА «Новости» Колокольников рассказал, что съемки в фильме Нолана были очень тяжелыми, но личность своего персонажа он все же не раскрыл и оставил в тайне.

На что это похоже

Больше всего «Довод» напоминает «Начало»: по своему размаху, играм со временем, сюжету, где команда героев, работая вместе в разных концах света, должна предотвратить некий условный апокалипсис, применяя весьма нестандартные методы. Источники, знакомые со сценарием, который даже не все актеры читали целиком, утверждают, что «Довод» ко всему прочему сделан с оглядкой на хичкоковскую ленту «К северу через северо-запад». Это вполне допустимо, зная любовь Нолана к картинам Хичкока и к режиссеру в принципе.

Еще «Довод» наводит на мысли об инди-платформере Braid — там, как известно, герой задействовал похожий механизм взаимодействия со временем и тем самым изменял его направление, что сильно влияло на сюжет и исход событий.

© Warner Bros.

Съемки по всему миру

Производство «Довода» началось в мае 2019 года, и, поскольку это межконтинентальный масштабный триллер, то съемки проходили в семи странах: Эстонии, Дании, Италии, Индии, Англии, Норвегии и США. Съемочная группа, работавшая над фильмом в этих странах, насчитывала 250 человек, а всего на съемках было занято около 500.

В Таллине, например, для создания сцен «Довода» задействовали огромный культурно-спортивный комплекс Linnahall, а для динамичных экшен-сцен пришлось перекрыть гигантскую трассу, ведущую из Таллина в небольшой городок Пярну. Помимо этого, была использована большая внутригородская таллинская трасса Laagna Road, ее пришлось перекрыть на 10 дней. Кроме того, создатели потратили пять дней на съемки в Мумбаи (Индия), где тоже были сняты одни из самых грандиозных по задумке сцен.

Очень странные спецэффекты

За визуальную сторону в «Доводе» у Нолана отвечает бессменный оператор Хойте Ван Хойтема («Интерстеллар», «Дюнкерк») и нас снова, судя по всему, ожидает совмещенный формат: фильм снят на обычную 35- и 70-миллиметровую широкоформатную пленку IMAX.

Созданием компьютерной графики в ленте занималась известнейшая сегодня в киноиндустрии британская компания DNEG, которая, несмотря на всю нелюбовь Нолана к CG в фильмах, уже работала с ним в «Начале», «Интерстелларе», «Дюнкерке» и всех частях «Темного рыцаря». Но, вероятно, Кристофер Нолан, как истинный приверженец не только пленки, но и практических эффектов, применял графику опять же минимально, использовав свой предыдущий опыт «Начала» и «Интерстеллара».

При этом исполнитель одной из ролей в «Доводе» актер Роберт Паттинсон в том же интервью GQ сильно хвалил визуальные эффекты новой картины Нолана, подчеркнув, что для того чтобы их увидеть, некоторые люди из съемочной группы приходили на площадку в свой выходной.

Композитор «Мандалорца»

А вот в подразделениях музыкального сопровождения и монтажа у Нолана в этот раз произошли серьезные перестановки. Постоянный композитор практически всех нолановских фильмов Ханс Циммер оказался занят созданием саундтрека к грядущей «Дюне» Дени Вильнева. Поэтому Циммера вынужденно сменил не менее талантливый швед Людвиг Йоранссон, получивший «Оскар» за музыку к «Черной Пантере» и написавший 70 превосходных треков к «Мандалорцу», а также музыку к обеим частям «Крида» и «Веному». Монтировать новую ленту Кристофера Нолана доверили в этот раз Дженнифер Лейм («Реинкарнация»), которая заменила легендарного Ли Смита (все фильмы Нолана, начиная с «Бэтмена»).

Когда выйдет

Кинокомпания Warner Bros. из‑за пандемии коронавируса, как и многие крупные студии, перенесла практически все свои релизы первой половины 2020 года на более поздний срок. В частности, мы не увидим в ближайшее время «Чудо-женщину: 1984», нового «Бэтмена», второго «Шазама», «Флэша», «Форсажа» и других картин. Но в случае с «Доводом» происходит интересная ситуация: новый фильм Нолана пока не переносили с запланированной мировой даты 17 июля (Обновление: Warner Bros. сдвинула американский релиз на 12 августа), продюсеры очень надеются, что к этому времени ситуация с пандемией нормализуется и кинотеатры снова распахнут свои двери. На подобный позитивный исход событий рассчитывает и Национальная ассоциация кинотеатров США. Аналитики считают, что если все пойдет по плану, «Довод» может получить доступ к неслыханному количеству кинотеатров.

© Warner Bros.

Сам Кристофер Нолан тоже активно выступает против переноса даты театрального релиза своего нового фильма. Он даже обратился ко всем неравнодушным с открытым письмом, где подчеркивает, что кинотеатры объединяют людей в одном потоке переживания, что особенно важно в такие времена, как сейчас.

«Довод» сегодня единственный фильм, который не собирается переносить дату премьеры в кино, а поэтому остается блокбастером-одиночкой этого летнего сезона (наряду с передвинутой «Мулан»). Производство долгожданного нового фильма Кристофера Нолана уже завершено, новый трейлер должен появится уже на днях. Теперь готовая картина ждет своего часа и на нее возлагают надежды кинотеатральные сети по всему миру, которые находятся сегодня на грани выживания.

Смотреть в Okko
Подробнее на «Афише»
Подробности по теме
Маска сакральности: Мария Кувшинова о кино после коронавируса
Маска сакральности: Мария Кувшинова о кино после коронавируса