Помятые в памяти: каким вышел сериал «Изобретая Анну» об аферистке Сорокиной

11 февраля 2022 в 16:37
Фото: Netflix
На Netflix стримят «Изобретая Анну» — новый сериал, основанный на реальных событиях и созданный под чутким руководством Шонды Раймс. Сценаристка и продюсерка известна своими проектами «Анатомия страсти», «Скандал», «Как избежать наказания за убийство» и «Бриджертоны». Удалось ли Раймс превратить статью The New York Times в очередной хит?

«Привет! Я стара и люблю врать (это своего рода отказ от ответственности)» — так Шонда Раймс начинает свою автобиографическую книгу «Год, когда я всему говорила да». Стоит лишний раз упомянуть, что это самое «да» здорово изменило жизнь и без того успешной сценаристки: чуть позже она стала еще и суперзвездой, не менее известной, чем ее коллега Райан Мерфи, а потом еще и получила контракт с Netflix на $100 млн. Насколько здесь замешана установка из фильма с Джимом Кэрри, неясно, но Шонда Раймс действительно одна из самых успешных женщин в телеиндустрии сегодня.

Выбранная цитата для нас интересна другим: она четко отражает позицию одной новой героини Шонды, аферистки Анны Делви, и сильно расходится со взглядами другой — принципиальной журналистки Вивьен Кент, прообразом которой стала журналистка Джессика Пресслер из The New York Times. По другой ее статье уже, например, ставился фильм «Стриптизерши». В общем, Пресслер в Голливуде очень даже любят.

Трейлер нового сериала Шонды Раймс по мотивам дела Анны Делви

Сериал «Изобретая Анну» посвящен именно журналистской работе. Хотя был велик соблазн поставить в центр повествования только одну Анну Делви (Джулия Гарнер из «Озарка» и «Ассистентки»), по паспорту Сорокину. Двадцатилетняя заносчивая девушка стала одной из главных героинь 2010-х. Ей и ее стремлению завоевать мир покорилась вся нью-йоркская элита: как под гипнозом, на нее тратили деньги респектабельные белые женщины, в нее влюблялись перспективные юнцы, ее чарам подчинялись даже опытные юристы и банкиры, которых Анна чуть не развела на создание собственного многомиллионного фонда. К тому же еще и времена, когда показывать молодых на экране стало, что ли, почетно, благоволят тому, чтобы ставить во главу повествования одну лишь Сорокину.

Но Раймс снова переигрывает тренды: зовет в сопродюсерки Пресслер, написавшую статью (а после и книгу) про Делви, дает снять пару эпизодов Дэвиду Фрэнкелу, за которым числится главный попсовый фильм о глянце нулевых «Дьявол носит Prada», и, конечно, рассказывает историю от лица именно что журналистки. Активную расследовательницу Вивьен Кент исполняет пятикратная номинантка на «Эмми» Анна Кламски.

Впрочем, главное изобретение сериала даже не в смене фокуса и оптики, а в том, какой именно журналистка Кент предстает перед зрителем. Вспомните героиню Энн Хэтэуэй из ленты того же фильма Фрэнкела — карьеристку Андреа. Во-первых, она была вся такая замечательная и классная, прямо лучшая девушка на планете. Во-вторых, в достижении цели была готова буквально на все, даже на абьюзивные рабочие отношения с начальницей. За пятнадцать с лишним лет общество и культура очень заметно двинулись вперед: сегодня Андреа не только неправдоподобна, но еще и мало кому интересна.

Кент становится следующим шагом эволюции героинь подобного типа. Вивьен тоже карьеристка, но отдает себе отчет, что не идеальна. Один из ключевых ее монологов и вовсе заключается в том, что она такая же, как все, обычная женщина, которая хочет исправить репутацию, подмоченную историей из прошлого. Она хочет докопаться до правды в случае с Анной. Да, героиня Кламски ко всему прочему еще и беременна, что создает целый ряд сложностей в ее работе и эмоциональном состоянии.

В остальном же «Изобретая Анну» Шонды Раймс — это настоящее «постыдное удовольствие». Восторг и радость для тех, кто скучал по объемным декорациям американского мегаполиса, кто любит наблюдать за бытом «белых богатых людей», среди которых есть и участницы элитарных клубов, и преисполнившиеся коучессы (такую здесь блистательно сыграла Лаверна Кокс из «Девушки, подающей надежды» и сериала «Оранжевый — хит сезона»), и немного шаблонные, но спасибо, что не карикатурные геи. Добро пожаловать, те, кто всей душой и сердцем болел за «нашу» Анну, решившую обмануть «их» богатеев.

Это умнее, чем «Эмили в Париже». В плане деконструкции образа главной героини шоу не менее революционно, чем те же «Бриджертоны». Здесь есть и судебный процесс из юридической драмы «Как избежать наказания за убийство», и твисты из культового проекта «Анатомия страсти». То есть все то, за что мы особенно любим сериальный почерк Шонды Раймс.

Возвращаясь к ее цитате про баланс правды и вымысла, хочется упомянуть и то, как начинается каждый из эпизодов: «Все основано на реальных событиях. Кроме тех вещей, что мы полностью придумали». Соцсети сегодня изобретают нашу собственную память — то, какими мы запомним себя же. А что в них не попадает, того и не было.

Внезапно «Изобретая Анну» за расследовательским очерком прячет мысль о важности создания образа, про роль памяти. Именно эту изменчивую субстанцию с помощью многочисленных друзей и жертв Анны (каждому из них посвящен отдельный из девяти длинных эпизодов), а также социальных сетей и переносит на страницы газеты журналистка Кент, а далее в подписку Netflix — продюсерка Раймс.

Смотреть

на Netflix